«Театрализованная деятельность как способ развития личности ребенка»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Театральная деятельность – один из мощных механизмов эстетического воспитания ребенка. Участие в драматизации, инсценировании, просмотре спектакля обогащает впечатлениями, пробуждает чувства, мысли дошкольника, воспитывает интерес и любовь к русскому слову, литературе, дисциплинирует маленького интеллигента. Театральное искусство близко и понятно детям, т. к. в его основе лежит игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций, отношений. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Таким образом, актуальность выбранной темы мотивируется непреходящей ценностью средств театрализации в эстетическом и нравственном воспитании личности дошкольника.
Целью работы является проанализировать средства театрализации как один из ведущих факторов эстетического воспитания в дошкольников.
В соответствии с этим выделяются следующие задачи исследования:
- представить задачи и формы организации художественно-творческого развития детей в театральной деятельности;
- описать театрализованную деятельность в детском саду как один из видов эстетического воспитания;
- определить характерные особенности методики руководства театрализованными играми в разных возрастных группах детского сада;
В работе используются методы описания, сопоставительного анализа, наблюдения, эксперимента, а также герменевтический анализ театрализованных действий.
Объектом исследования является эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования личности ребенка, предметом выбрана театральная деятельность дошкольников, материалом – театрализованные игры в детском саду.
Обзор источников. Моя работа написана при активном использовании следующей литературы: «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Дубровской. Теоретическая педагогика широко представлена в работах Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» и Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». В своей работе я опиралась на теоретические и практические знания ведущих ученых педагогики и психологии Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. Н. Леонтьева, А. М. Дьяченко.
Основным подходом к анализу механизмов воображения и его развития в дошкольном возрасте является концепция В. В. Давыдова, представленная в «Проблемах развивающего обучения». Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» считает игру основным источником воображения у детей дошкольного возраста. Н. С. Карпинская в работе «Художественное слово в воспитании детей» рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различие игровой драматизации и сюжетно-ролевой игры.
Новизна работы: исследование театрализации как одного из факторов эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в то время как большинство исследований эстетического воспитания посвящены эстетическому развитию школьников. Реализация воспитательной практики средствами театрализации осуществлялась в процессе работы в дошкольном учреждении.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении и расширении концепции дошкольного воспитания с опорой на эстетическое развитие детей.
Практическая значимость работы заключается в вариативности претворения концепции эстетического воспитания детей средствами театрализации на практике. Основные положения исследования могут быть использованы педагогами дошкольного воспитания. Данная работа содержит конкретные рекомендации по воспитанию дошкольников средствами театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_attestatsionnaya_rabota_kurnasheva.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад 57
Работа на тему:
«Театрализованная деятельность как способ развития личности
ребенка»
Работу выполнила:
Воспитатель Курнашева Ольга Евгеньевна
г. Ярославль
2017
Содержание
Введение 3
1.1. Задачи и формы организации художественно-творческого развития детей в театрализованной деятельности 5
1.2. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах дошкольников 13
Старшая группа 14
1.3. Технология создания театрализованного действия с дошкольниками 15
Заключение 22
Введение
Театральная деятельность – один из мощных механизмов эстетического воспитания ребенка. Участие в драматизации, инсценировании, просмотре спектакля обогащает впечатлениями, пробуждает чувства, мысли дошкольника, воспитывает интерес и любовь к русскому слову, литературе, дисциплинирует маленького интеллигента. Театральное искусство близко и понятно детям, т. к. в его основе лежит игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций, отношений. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Таким образом, актуальность выбранной темы мотивируется непреходящей ценностью средств театрализации в эстетическом и нравственном воспитании личности дошкольника.
Целью работы является проанализировать средства театрализации как один из ведущих факторов эстетического воспитания в дошкольников.
В соответствии с этим выделяются следующие задачи исследования:
- представить задачи и формы организации художественно-творческого развития детей в театральной деятельности;
- описать театрализованную деятельность в детском саду как один из видов эстетического воспитания;
- определить характерные особенности методики руководства театрализованными играми в разных возрастных группах детского сада;
В работе используются методы описания, сопоставительного анализа, наблюдения, эксперимента, а также герменевтический анализ театрализованных действий.
Объектом исследования является эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования личности ребенка, предметом выбрана театральная деятельность дошкольников, материалом – театрализованные игры в детском саду.
Обзор источников. Моя работа написана при активном использовании следующей литературы: «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Дубровской. Теоретическая педагогика широко представлена в работах Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» и Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». В своей работе я опиралась на теоретические и практические знания ведущих ученых педагогики и психологии Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. Н. Леонтьева, А. М. Дьяченко.
Основным подходом к анализу механизмов воображения и его развития в дошкольном возрасте является концепция В. В. Давыдова, представленная в «Проблемах развивающего обучения». Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» считает игру основным источником воображения у детей дошкольного возраста. Н. С. Карпинская в работе «Художественное слово в воспитании детей» рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различие игровой драматизации и сюжетно-ролевой игры.
Новизна работы: исследование театрализации как одного из факторов эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в то время как большинство исследований эстетического воспитания посвящены эстетическому развитию школьников. Реализация воспитательной практики средствами театрализации осуществлялась в процессе работы в дошкольном учреждении.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении и расширении концепции дошкольного воспитания с опорой на эстетическое развитие детей.
Практическая значимость работы заключается в вариативности претворения концепции эстетического воспитания детей средствами театрализации на практике. Основные положения исследования могут быть использованы педагогами дошкольного воспитания. Данная работа содержит конкретные рекомендации по воспитанию дошкольников средствами театрализации.
1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
1.1. Задачи и формы организации художественно-творческого развития детей в театрализованной деятельности
В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с праздниками, входит в сценарий утренников, вечеров развлечений и не является самостоятельным детским творчеством. Не имея соответствующих знаний и умений, дошкольники строят игровую деятельность примитивно и не интересно, что не может способствовать развитию творческой личности. Преодолеть этот недостаток поможет специально организованная работа.
На разных этапах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются следующие задачи:
- формирование общих представлений о театре, развитие эмоционально-положительного отношения к нему. Особое место отводится наблюдениям, экскурсиям, во время которых необходимо выделить существенные особенности театра как культурного учреждения, отличающегося не только спецификой труда и социальным значением, но и самим зданием и интерьером;
- подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают тот или иной образ;
- формирование общих представлений о театральных профессиях. Наблюдение за работой людей не только основных, но и вспомогательных театральных профессий, встречи с работниками театра, игровые ситуации, с помощью которых расширяются представления детей, углубляется интерес к театральному искусству;
- ознакомление дошкольников с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства.
В плане обогащения детей знаниями и умениями определенный интерес представляет программа Л. В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой «Москвичок» по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. В разделе «Театр и театрально- игровая деятельность» Е. И. Мерзляковой разработаны программные требования по ознакомлению детей с театром (Театральная азбука) для каждой возрастной группы начиная с младшей.
Например, в младшей группе воспитатель должен «…прививать любовь к театральному действию, развивать интерес к различным формам представлений, развивать умение сопереживать героям сказок, выражать эмоции, реагируя на содержание, на поступки действующих лиц; развивать устойчивый интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, сохраняя внимание до конца спектакля.
Обратить внимание детей на то, что, меняя походку, голос, жест можно превращаться в разных героев, животных, птиц.
Познакомить с разнообразными видами кукольного театра; приучать к правильному поведению во время просмотра спектакля. Создавать радостные настроения, чувство удовлетворения от просмотренных спектаклей»[6;2].
В отличие от типовой программы, театрально-игровая деятельность организовывается, начиная не со средней группы, а с младшей (знакомство с кукловождением настольного театра; игры-спектакли с разыгрыванием народных потешек, песенок; игры-драматизации).
К старшему дошкольному возрасту требования к знаниям детей о театре значительно усложняются. Воспитатель должен рассказать детям о том, что театр – «особый волшебный мир. Главные волшебники в театре – артисты. Они с помощью особых средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей. Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты – поют. В балетном – все мысли, чувства героев передаются движениями. В драматическом театре они разговаривают, в кукольном – все действия, разговор осуществляется с помощью кукол. Есть особый вид театра – детский. В нем ставят спектакли для детей.
В театре работает много людей. Кроме артистов, художники, композиторы, писатели (драматурги), гримеры, костюмеры и др. В театре люди переговариваются негромко не только в фойе, на выставке, в буфете, но в зрительном зале не мешают работе артистов. Не мешают другим зрителям наслаждаться действием спектакля, неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиками и пр., в театр можно играть самим».
Над созданием педагогических условий для театрально-игровой деятельности детей работает коллектив педагогов МДОУ детский сад №57 города Ярославля. Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», где подчеркивается, что педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Большое внимание уделено вопросам организации театрализованной деятельности, так как разумная организация способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Театрализованная деятельность детей осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Во всех формах деятельности желательно участие небольшой подгруппы детей, чтобы иметь возможность индивидуально работать с каждым ребенком. Участники подгруппы могут меняться, в зависимости от содержания деятельности.
В специальном разделе вышеназванной программы предусматривается совместная творческая театрализованная деятельность детей и взрослых в разнообразных студиях: «Кукольный театр – малышам», «В гостях у сказки» и др. Результаты работы студий объединяются в концерте, спектакле или празднике; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью. Подобная организация театрализованной деятельности создает условия для расширения круга общения между детьми разных групп и взрослыми, создает полноценную среду развития – источник индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, потребности, предпочтения;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
«В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различным материалом при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения».
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений детей дошкольного возраста, рекомендуется использовать в работе три типа подготовительных упражнений, которые активизируют воображение и творчество детей, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля, формируют умение играть любую роль. Они также направлены на развитие понимания образа, обеспечивают постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Сюда относятся упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других, а также развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого. Находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.
Необходимо подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступления. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три основные цели:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Огромную роль играет здесь воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому, искренность и неподдельность чувств педагога. Только тогда речь детей станет выразительной и осознанно эмоциональной.
При обучении детей средствами выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.
В старших группах для обучения средствами выразительности речи используются более сложные упражнения.
Следует подчеркнуть, что во всех этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективными оказались ролевые диалоги по иллюстрациям. Выполнение таких упражнений заставляет детей осознать основные эмоциональные состояния человека (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способы их вербального и невербального выражения.
При выполнении детьми подобных заданий воспитатель должен быть предельно тактичен. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации можно изобразить мимикой. Например, изобразить, как испугалась Красная шапочка, узнав волка (Ш. Перро «Красная шапочка»), или как рассердился Мойдодыр, увидев грязнулю (К. И. Чуковский «Мойдодыр»). Хорошо, если одну и туже сценку проиграют несколько детей или пар. При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось, похоже, и почему?
Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам, кукольным спектаклям, самостоятельные импровизации на темы художественных произведений, а также на темы, взятые из жизни (день рождения, новенькая девочка или мальчик, смешной случай и т. д.).
В процессе игр - драматизации необходимо использовать разнообразные приемы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли не только активных, но и застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему решает подгрупповая организация занятий и парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель может ввести дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные – осуждаются, то дети – в большинстве случаев – хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, ленивых. Поэтому следует детям разъяснять, что в театрализованной игре они – артисты, а артисты в театре играют роли как положительных, так и отрицательных персонажей. Кроме того, можно ввести правило очередности исполнения той или иной роли. И, в крайнем случае, воспитатель берет отрицательную роль на себя, или, как предлагает Л. В. Артемова, «используется кукла».
1.2. Методика руководства театрализованными играми в разных
возрастных группах дошкольников
«Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. «В них, как и настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы».
Младшая группа
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли. «От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации».
Средняя группа
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат. От игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление). От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Старшая группа
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений. «От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. От театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству выражения личности и самореализации способностей».
1.3. Технология создания театрализованного действия с дошкольниками
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.
Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декорации и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначений ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
- Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Постановка сказки «Гуси-лебеди» была осуществлена по опере-сказке Б. С. Вайсберга детьми подготовительной к школе группы детского сада № 57.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, воспитатель проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. По итогам этих бесед была проведена игра-викторина «Что за прелесть эти сказки?». Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, просмотр видеозаписи сказки «Гуси-лебеди»– все это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.
Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов. Так, в процессе работы над спектаклем «Гуси-лебеди» вопросы были сформулированы следующим образом: « Маша была доброй и послушной девочкой? Она любила своего брата? Часто Маша оставалась с Иванушкой одни дома? В какие игры они любили играть?»
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название. Например: «Машенька и подружки», «Игры Котиков», «Прилет Гусей» и т. д.
Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. Во время проведения пластических импровизаций можно провести отбор детей на такие яркие роли, как роль Совы, Речки, Ежика, Машеньки, Бабы-Яги.
Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т. е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
А педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить по 2 – 3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувство другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.
Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение. Ярким примером являются сцены с участием Маши и Ежика, роль Совы.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослыми. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, и некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвертый – сварливо, пятый – сердито и т. д.
Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Была проведена большая работа над ролью Маши, Речки, Яблоньки, соединения танца и песни.
Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Декорации к спектаклю, костюмы были изготовлены совместно с родителями юных артистов.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Трудности в репетиции спектакля были с большим количеством детей, участвующих в сказке (20 человек). Новшеством в постановке спектакля является то, что все артисты во время представления находились в зале. Они активно переживали поступки героев, были готовы помочь при малейшей заминке. Это помогало в незапланированных заменах артистов. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в Костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные. Спектакль был очень тепло принят всем коллективом детского сада. Премьера спектакля была приурочена к Новогоднему празднику, сказка была показана всем родителям детей подготовительной группы.
Премьера – это всегда суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относится к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Была подготовлена выставка рисунков детей по спектаклю «Гуси-лебеди», родители оформили альбом с фотографиями, был снят видеофильм по сказке.
Последний, заключительный, этап – это повторные показы спектакля. «Гуси-лебеди» была показана детям всех возрастных групп детского сада. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.
Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Заключение
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства: литературы, театра, музыки и живописи – дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
«Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Театральное творчество ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связано с игрой, этим корнем всякого детского творчества…».
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. «Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства».
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Эстетическое воспитание определяется в работе фактором многогранного (чувственного, эмоционального, нравственного, интеллектуального и даже физического) развития ребенка. Эстетическое воспитание должно осуществляться в определенных условиях (среда, в которой ребенок живет и развивается) и наиболее благоприятно влияет на человека в самом раннем возрасте.
2. Театрализованная деятельность описана в работе как предпочтительный способ развития личности ребенка. Театральная деятельность содержит игровой элемент, что гармонично совпадает с потребностями ребенка в раннем возрасте. Следовательно, игровая деятельность позволяет легко заинтересовать малыша и способствует более успешным результатам. Однако наряду с неоспоримой значимостью средств театра в формировании личности ребенка настораживает дефицит театрального искусства в жизни детей.
3. Нами выявлена специфика методики руководства театральными играми в разных возрастных группах, которая должна базироваться на возрастных особенностях освоения театра:
а) основные направления развития театрализованной игры в младшей группе состоят в переходе от наблюдения к самостоятельной игровой деятельности, от индивидуальной игры к игре в группе. Имитация действий героев осложняется имитацией чувств;
б) в средней группе принципиален переход от игры для себя к игре, ориентированной для зрителя, от игры процессуальной в маленькой группе к результативной ролевой игре в группе из 5 – 7 человек;
в) старший возраст переходит от игры по одному литературному произведению к свободной его интерпретации или соединения нескольких произведений. Освоение ролей «режиссера», «сценариста», «оформителя», «костюмера».
4. В практической части исследования приведен вариант методики работы над спектаклем.
Список литературы
- Акулова О. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Доронова Т. И. Играем в театр: театрализ. деятельность детей 4 – 6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2005.
- Куцакова Л. В. Мерзлякова С. И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Сорокина Н. Театрализованные игры в детском саду. Дошкольное воспитание. 1997. - №6.
- Уликова Н. А. Словом душа растет. - СПб.: Гармония. 1998.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.// Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так...
Театрализованная деятельность как способ развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет.
консультация для воспитателей...
Театрализованная деятельность как способ коммуникативного развития
Театрализованная деятельность как способ коммуникативного развития в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....
Театрализованная деятельность как способ развития творческой активности детей.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...
Театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей у детей.
Театрализованная деятельность - это творческая деятельность, связанная с процессом пронизывающим все развитие личности ребенка. ...