Театрализованная деятельность как способ развития речи детей
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс. Игры и упражнения для развития речи и словарного запаса призваны подключить воображение, самостоятельно интерпретировать слова и понятия, через зрительные образы запоминать значения слов. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Работая по проблеме развития речи детей через театрализованную деятельность, поставила задачи: Развивать устойчивый интерес к театру, театрализованной деятельности, последовательно знакомить с видами театра. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, используя мимику, жесты, выразительность голоса. Развивать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях.Развивать речь детей. Воспитывать культуру общения, речевой этикет.
Для решения этих задач были изготовлены различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, конусный, настольный театр), декорации, костюмы; подобраны иллюстрации к сказкам; собрана библиотека сказок: книжки-малышки, сборники русских народных сказок, сказки народов мира, сказки мультимедийные.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. У малышей от непроизвольной эмоциональной, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.При обучении детей средствам речевой выразительности, мы используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).Знакомство детей с театрализованной игрой происходит с раннего возраста: это просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, рассказывание сказок с элементами драматизации, игры-драматизации, дикционные упражнения, знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.Встреча с театральной куклой создаёт радостную атмосферу, вызывает положительные эмоции, желание общаться с куклой, что служит началом театрализованной игры.Куклы помогают детям адаптироваться в детском саду. Ребенок утром капризничает, трудно расстаётся с мамой, но появляется Карлсон и предлагает ему полететь, поискать, где же спрятался Капризка, которого нужно найти и прогнать. Ребёнок включается в игру и забывает о своих переживаниях.Творческая содержательная игра способствует совершенствованию диалогической речи, развитию монологической речи. Игры-драматизации ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. Речь становится более связной, выразительной, изменяется качественная характеристика речи, так как в ней проявляется индивидуальность ребёнка-исполнителя. По выражению психолога и философа С.Л. Руинштейна, «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
В игре ребёнок анализирует речь педагога, поэтому речь воспитателя должна быть грамматически правильной. Педагог принимает участие в детских играх, обсуждает с детьми замысел и ход игры, привлекает внимание детей к слову, даёт образец лаконичной и точной речи, применяет систему упражнений, характеризующих того или иного персонажа сказки (попросись в теремок ,как лягушка, лиса, медведь; покажи, как ходят эти герои, как они говорят), беседует о проведенных и будущих играх.Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.Научно доказано, что развитие речи связано с качественной стороной общения. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей: меткие жесты помогают детям усвоить значение слов; мимика и фонация уточняют значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный ); выполняют воспитывающую роль.Вовлекая детей в театрализованную деятельность, стремлюсь к созданию атмосферы, способствующей каждому ребёнку почувствовать свою значимость в творческом процессе, направляю внимание детей на позитивное общение. Проектируя театрализованный центр, размещаю оборудование и материалы так, чтобы они отвечали интересам и мальчиков, и девочек, организовываю центры уединения, где ребенок может побыть наедине с любимым героем, осуществить эксперимент, рассмотреть схему моделирования сказки. Всё это способствует созданию условий для творческой активности детей, предоставляет каждому ребёнку право свободы выбора средств предметно-развивающей среды. Элементы театрализации присутствуют и в других видах образовательной деятельности детей: экологической, математической, музыкальной, изобразительной. Например, весёлый Гном приглашает детей на экологическую прогулку, Буратино зовет их помочь расколдовать заколдованных героев сказок, Лисичка-сестричка просит правильно выложить иллюстрации к сказкам, чтобы по ним можно было пересказать сказку в соответствии с сюжетом; добрый Зайка приглашает на сказочную поляну, где дети попадают в сказку, становятся участниками театрализованного представления. В театрализованных играх, играх-драматизациях дети бывают и артистами, и зрителями, что помогает им вырабатывать определённые нормы поведения; воспитывать силу воли, уважение к сверстникам, стремление принимать активное участие в театрализованных представлениях.
Театрализованные игры делают жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, развивают речь детей, дают возможность к самореализации.Речь детей становится образной, выразительной; мимика и жесты-артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.
Литература
аханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Т Ц Сфера 2004год.
Петрова Т.И., СергееваТ.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
Сорокина Н.Д. Сценарии театральных занятий. Москва 2004 год.
Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр. Аркти 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-367138-1387545132.jpg)
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"
Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722207-1449557215.jpg)
Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста
Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745596-1454074159.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704786-1446979482.jpg)
Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-716334-1488748704.jpg)
Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1285932-1608748766.jpg)
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1280050-1603109382.jpg)
«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...