Проект сенсорно – речевого развития детей 2-3 лет «Назови, какого цвета?»
проект (младшая группа) на тему

Пташинская Елена Юрьевна

главной целью проекта является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

 

1.      Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.

2.      Обеспечивать психологическое благополучие и безопасность при использовании дидактического материала.

3.      Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества через изготовление: дидактических пособий (с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, дома); атрибутов (для проведения групповых досугов, развлечений и др.).

4.      Стимулировать интерес родителей к успехам детей.

 

План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:

1.      Создание и обогащение предметно-развивающей среды.

2.      Организация образовательной деятельности с детьми.

3.      Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.

 

Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:

•        коммуникативная;

•        игровая;

•        двигательная;

•        познавательно-исследовательская;

•        продуктивная;

•        чтение художественной литературы;

•        музыкально-художественная;

•        трудовая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_sensornomu_razvitiyu_nazovi_kakogo_tsveta.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сенсорно – речевого развития детей 2-3 лет

«Назови, какого цвета?»

Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.

Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В возрасте 2-3 лет дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

В связи с тем, что обследование детей в начале учебного года показало довольно низкий уровень сенсорного и речевого развития, воспитателями группы было принято решение о разработке проекта, главной целью которого является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

1.        Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.

2.        Обеспечивать психологическое благополучие и безопасность при использовании дидактического материала.

3.        Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества через изготовление: дидактических пособий (с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, дома); атрибутов (для проведения групповых досугов, развлечений и др.).

4.        Стимулировать интерес родителей к успехам детей.

План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:

1.        Создание и обогащение предметно-развивающей среды.

2.        Организация образовательной деятельности с детьми.

3.        Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.

Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:

•        коммуникативная;

•        игровая;

•        двигательная;

•        познавательно-исследовательская;

•        продуктивная;

•        чтение художественной литературы;

•        музыкально-художественная;

•        трудовая.

Здесь указаны различные формы работы с использованием стандартного и нестандартного оборудования, а также роль родителей в оснащении и реализации задач образовательного процесса.

При работе с детьми использовались разные методы и приемы:

•        игровые;

•        мотивация;

•        решение проблем игрушек;

•        рассматривание;

•        создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей использовались такие формы работы, как:

- исследование семьи;

- информирование об успехах детей;

- целевые консультации, папки-передвижки, заседания «Клуба родителей ДОУ»;

- участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;

- участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.

План реализации проекта, который состоит из трех этапов:

I.        исследовательский;

II.        основной – практический;

III.        аналитический.

План реализации проекта

«Назови, какого цвета»,

Апрель-май 2014 года.

I этап (исследовательский)

1. Работа с детьми:

•        определение воспитателем уровня сенсорного и речевого развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);

2. Работа с семьей:

•        изучение проблем семьи по вопросам сенсорно-речевого развития детей 2-3 лет (анкетирование, опросы, беседы).

3. Предметно-развивающая среда:

•        анализ насыщенности и продуктивности среды;

•        разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).

II этап (основной – практический)

1. Работа с детьми (см. план по видам деятельности).

В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми мы предполагаем достичь некоторых результатов по следующим критериям:

•        дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный);

•        умеют группировать предметы по цвету;

•        узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;

•        употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета.

Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей 2-3 лет навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:

Вид деятельности – коммуникативная.

Беседы:

•        «Какого цвета одежда?»

•        «Какого цвета эти предметы?»

•        «Какого цвета …..?»

Упражнения:

•        «Какого цвета бывает…»

Вид деятельности – игровая.

Дидактические игры и упражнения

Темы:

•        «Цветные прищепки»

•        «Веселые ежики»

•        «Бабочки для цветов»

•        «Колеса для машин»

•         «Собери по цвету»

•        «Цветные фоны»

•        «Чудесный мешочек»

•        «Найди такой же»

•        «Дорожки к домикам» и др.

•        C кубиками Дьенеша: «Собери по схеме «Ракету», «Дом» …»

Вид деятельности – двигательная.

Подвижные игры

Темы:

•        «Прокати синий (красный, желтый…) мяч в синие (красные, желтые …) ворота»

•        «Прокати (синий, красный …) шарик по цветной дорожке»

•        «Бегите к (синему, красному …) флажку»

•        «Найди по цвету свой домик»

•        «Перепрыгни через (красную, синюю …) веревочку»

Познавательно-исследовательская деятельность.

Свойства воды

Темы:

•        «Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»

•        «Цветные льдинки»

Продуктивная деятельность.

Рисование

Темы:

•        «Огни в окнах домов»

•        «Огни на елке»

•        «Цветные ленточки»

•        «Разноцветные колечки для клоуна»

Лепка

Темы:

•        «Разноцветные конфеты для кукол»

•        «Построй забор вокруг домика по цвету»

Чтение художественной литературы.

•        Стихи О. Кортева «Запоминаем цвета»

•        Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»

Совместная трудовая деятельность.

Темы:

•        «Стираем платочки и другие предметы кукольной одежды в тазике по цвету»

•        «Моем игрушки в тазике по цвету»

Музыкально-художественная деятельность.

Праздники и развлечения

Темы:

•        «Праздник мыльных пузырей»

•        «Цветные ленточки»

•        «Разноцветные шары»

•        «Назови, какого цвета?»

2. Работа с семьей

1.        Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД

2.        Консультации:

•        Сенсорное развитие ребенка.

•        Цветовое восприятие.

•        Сенсорно-речевое воспитание детей (Родительский уголок).

3.        Участие в работе «Клуба родителей ДОУ» (Родительское собрание)

•        «Продуктивные виды деятельности»

4.        Конкурсы, выставки

По группе:

•        «Моя любимая игрушка» (выставка);

•        «Изготовление сенсорной игры» (конкурс).

По ДОУ:

•        участие в фотовыставке «В стране волшебных пузырей»

3. Предметно-развивающая среда

Таким образом, в группе были оборудованы следующие зоны и центры развития детей:

•        дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);

•        зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);

•        зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);

•        центр познавательно-исследовательской деятельности:

а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);

б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);

в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;

•        центр продуктивной деятельности:

а) для рисования (кисти, гуашь, салфетки, баночки-непроливайки и др.);

б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);

III этап (аналитический)

1. Работа с детьми:

•        определение уровня сенсорно-речевого развития (воспитателем);

2. Работа с семьей:

•        анализ уровня педагогического просвещения по вопросам сенсорно-речевого развития (анкетирование, вопросы, тесты);

•        подготовка и оформление отчетной документации по результатам реализации проекта;

•        освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта в рамках педагогических чтений.

3. Предметно – развивающая среда:

•        анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров и зон развития детей.

Рекомендации по использованию опыта:

  • Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.


Литература

  1. «Детство». Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г
  2. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

  1. ВенгерJ1.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
    культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
  3. Каралашвили        Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008
  4. Метлева        JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
  5. Пилюгина        Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей 2-3 лет

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста,

на следующие вопросы:

1. Вашему ребенку 3 года, знает ли он и различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий?__________________________________________________________

2. Различает ли он предметы по форме?_______________________________________

3. Различает ли он предметы по величине ?___________________________________

4. Различает ли он предметы по цвету?________________________________________

5. Какие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) знает Ваш ребенок?__________________________________________________________________

6. Какие игрушки, предметы вызывают интерес у Вашего ребенка?___________________________________________________________________

7. При знакомстве с новым предметом, рассказываете ли Вы ребенку о его назначении (для чего, зачем нужен этот предмет?_________________________________________

8. Чем Вы любите заниматься с ребенком дома в выходные дни? ________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Игры на развитие тактильных ощущений

 «Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Определи на ощупь»

 В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 «Узнай фигуру»

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет»

 На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

 «Найди ящичек»

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

 Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

 «Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

 «Найти предмет указанной формы»

 Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

 «Из каких фигур состоит машина?»

 Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

 «Коврик»

 Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

 «Найди предмет такой же формы»

 Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

 «Какая фигура лишняя?»

 Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

 Варианты:

 — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

 Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

 Варианты:

 — составить конструкцию по памяти, по описанию;

 — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

 Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

 Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

 «Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

 Варианты:

 — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

 «Самая длинная, самая короткая»

 Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

 Варианты:

 — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

 «Пирамидки»

 Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

 «Матрешки»

 Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

 «Разноцветные кружки»

 Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

 Варианты:

 — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

«Разложи по размеру»

 Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

 Варианты:

 — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

 Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

 1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

 2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

 «В какую коробку?»

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

 «Дальше — ближе»

 По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

 Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

 «Какого цвета предмет?»

 Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

 Варианты:

 — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

 Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок»

 Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

 «Сложи радугу»

 Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета»

 Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

 «Какие цвета использованы?»

 Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

 Варианты:

 — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Результаты проекта по речевому развитию детей".

В материале представлен отчет о проделанной работе в проекте "Развитие речи младших дошкольников"....

Проект по речевому развитию детей в группе раннего возраста «Фольклор для малышей».

     Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо вкл...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

Проект по речевому развитию детей раннего возраста «Потешки - помощники»

Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка...

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...