Проект сенсорно – речевого развития детей 2-3 лет «Назови, какого цвета?»
проект (младшая группа) на тему
главной целью проекта является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Обеспечивать психологическое благополучие и безопасность при использовании дидактического материала.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества через изготовление: дидактических пособий (с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, дома); атрибутов (для проведения групповых досугов, развлечений и др.).
4. Стимулировать интерес родителей к успехам детей.
План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:
1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.
2. Организация образовательной деятельности с детьми.
3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.
Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:
• коммуникативная;
• игровая;
• двигательная;
• познавательно-исследовательская;
• продуктивная;
• чтение художественной литературы;
• музыкально-художественная;
• трудовая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sensornomu_razvitiyu_nazovi_kakogo_tsveta.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект сенсорно – речевого развития детей 2-3 лет
«Назови, какого цвета?»
Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В возрасте 2-3 лет дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.
В связи с тем, что обследование детей в начале учебного года показало довольно низкий уровень сенсорного и речевого развития, воспитателями группы было принято решение о разработке проекта, главной целью которого является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Обеспечивать психологическое благополучие и безопасность при использовании дидактического материала.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества через изготовление: дидактических пособий (с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, дома); атрибутов (для проведения групповых досугов, развлечений и др.).
4. Стимулировать интерес родителей к успехам детей.
План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:
1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.
2. Организация образовательной деятельности с детьми.
3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.
Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:
• коммуникативная;
• игровая;
• двигательная;
• познавательно-исследовательская;
• продуктивная;
• чтение художественной литературы;
• музыкально-художественная;
• трудовая.
Здесь указаны различные формы работы с использованием стандартного и нестандартного оборудования, а также роль родителей в оснащении и реализации задач образовательного процесса.
При работе с детьми использовались разные методы и приемы:
• игровые;
• мотивация;
• решение проблем игрушек;
• рассматривание;
• создание продуктивной деятельности.
В работе с семьей использовались такие формы работы, как:
- исследование семьи;
- информирование об успехах детей;
- целевые консультации, папки-передвижки, заседания «Клуба родителей ДОУ»;
- участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
- участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.
План реализации проекта, который состоит из трех этапов:
I. исследовательский;
II. основной – практический;
III. аналитический.
План реализации проекта
«Назови, какого цвета»,
Апрель-май 2014 года.
I этап (исследовательский)
1. Работа с детьми:
• определение воспитателем уровня сенсорного и речевого развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);
2. Работа с семьей:
• изучение проблем семьи по вопросам сенсорно-речевого развития детей 2-3 лет (анкетирование, опросы, беседы).
3. Предметно-развивающая среда:
• анализ насыщенности и продуктивности среды;
• разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).
II этап (основной – практический)
1. Работа с детьми (см. план по видам деятельности).
В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми мы предполагаем достичь некоторых результатов по следующим критериям:
• дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный);
• умеют группировать предметы по цвету;
• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;
• употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета.
Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей 2-3 лет навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:
Вид деятельности – коммуникативная.
Беседы:
• «Какого цвета одежда?»
• «Какого цвета эти предметы?»
• «Какого цвета …..?»
Упражнения:
• «Какого цвета бывает…»
Вид деятельности – игровая.
Дидактические игры и упражнения
Темы:
• «Цветные прищепки»
• «Веселые ежики»
• «Бабочки для цветов»
• «Колеса для машин»
• «Собери по цвету»
• «Цветные фоны»
• «Чудесный мешочек»
• «Найди такой же»
• «Дорожки к домикам» и др.
• C кубиками Дьенеша: «Собери по схеме «Ракету», «Дом» …»
Вид деятельности – двигательная.
Подвижные игры
Темы:
• «Прокати синий (красный, желтый…) мяч в синие (красные, желтые …) ворота»
• «Прокати (синий, красный …) шарик по цветной дорожке»
• «Бегите к (синему, красному …) флажку»
• «Найди по цвету свой домик»
• «Перепрыгни через (красную, синюю …) веревочку»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Свойства воды
Темы:
• «Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»
• «Цветные льдинки»
Продуктивная деятельность.
Рисование
Темы:
• «Огни в окнах домов»
• «Огни на елке»
• «Цветные ленточки»
• «Разноцветные колечки для клоуна»
Лепка
Темы:
• «Разноцветные конфеты для кукол»
• «Построй забор вокруг домика по цвету»
Чтение художественной литературы.
• Стихи О. Кортева «Запоминаем цвета»
• Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»
Совместная трудовая деятельность.
Темы:
• «Стираем платочки и другие предметы кукольной одежды в тазике по цвету»
• «Моем игрушки в тазике по цвету»
Музыкально-художественная деятельность.
Праздники и развлечения
Темы:
• «Праздник мыльных пузырей»
• «Цветные ленточки»
• «Разноцветные шары»
• «Назови, какого цвета?»
2. Работа с семьей
1. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД
2. Консультации:
• Сенсорное развитие ребенка.
• Цветовое восприятие.
• Сенсорно-речевое воспитание детей (Родительский уголок).
3. Участие в работе «Клуба родителей ДОУ» (Родительское собрание)
• «Продуктивные виды деятельности»
4. Конкурсы, выставки
По группе:
• «Моя любимая игрушка» (выставка);
• «Изготовление сенсорной игры» (конкурс).
По ДОУ:
• участие в фотовыставке «В стране волшебных пузырей»
3. Предметно-развивающая среда
Таким образом, в группе были оборудованы следующие зоны и центры развития детей:
• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);
• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);
• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);
• центр познавательно-исследовательской деятельности:
а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);
б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);
в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;
• центр продуктивной деятельности:
а) для рисования (кисти, гуашь, салфетки, баночки-непроливайки и др.);
б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);
III этап (аналитический)
1. Работа с детьми:
• определение уровня сенсорно-речевого развития (воспитателем);
2. Работа с семьей:
• анализ уровня педагогического просвещения по вопросам сенсорно-речевого развития (анкетирование, вопросы, тесты);
• подготовка и оформление отчетной документации по результатам реализации проекта;
• освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта в рамках педагогических чтений.
3. Предметно – развивающая среда:
• анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров и зон развития детей.
Рекомендации по использованию опыта:
- Первые игры должны быть легкими для восприятия.
- На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
- Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
- Обучение должно проходить в игровой форме.
- Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.
Литература
- «Детство». Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г
- Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.
- ВенгерJ1.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988. - Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
- Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008
- Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
- Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей 2-3 лет
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста,
на следующие вопросы:
1. Вашему ребенку 3 года, знает ли он и различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий?__________________________________________________________
2. Различает ли он предметы по форме?_______________________________________
3. Различает ли он предметы по величине ?___________________________________
4. Различает ли он предметы по цвету?________________________________________
5. Какие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) знает Ваш ребенок?__________________________________________________________________
6. Какие игрушки, предметы вызывают интерес у Вашего ребенка?___________________________________________________________________
7. При знакомстве с новым предметом, рассказываете ли Вы ребенку о его назначении (для чего, зачем нужен этот предмет?_________________________________________
8. Чем Вы любите заниматься с ребенком дома в выходные дни? ________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок»
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками
«Уточним цвет предмета»
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Результаты проекта по речевому развитию детей".
В материале представлен отчет о проделанной работе в проекте "Развитие речи младших дошкольников"....
Проект «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Проект по речевому развитию детей в группе раннего возраста «Фольклор для малышей».
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо вкл...
проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...
Проект по речевому развитию детей "Говорим красиво"
Проект "Говорим красиво"...
Проект по речевому развитию детей раннего возраста «Потешки - помощники»
Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка...
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...