проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
проект (подготовительная группа)

Статных Екатерина Игоревна

Актуальность:

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

сентябрь

-Экскурсия в библиотеку.

-Рассказ - беседа об истории возникновения родного поселка. Приложение №2

Дети, воспитатели, родители

Воспитатели подготовительной группы

октябрь

Интегрированное  занятие по развитию речи «История нашего поселка».

Приложение№ 3

Дети, воспитатели

Воспитатели подготовительной группы

ноябрь

Консультация для родителей

«Семейные традиции – залог дружной семьи !» 

Приложение №4

Воспитатели, родители

Воспитатели

подготовительной группы

декабрь

Конспект НОД по ФЦКМ

На тему:  «Народные праздники на Руси»

Приложение№ 5

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

подготовительной группы

январь

Викторина «Моя любимая Власиха»

Приложение№ 6

Дети, воспитатели

Воспитатели

подготовительной группы

февраль

-Разработка картотеки дидактических игр в речевом центре;

- Создание «Центра познавательно-речевого развития воспитания в ДОУ»

-Участие в смотр - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ»

-Проведение праздника, посвященное  «Дню защитника Отечества»

Приложение№7

Воспитатели, родители, дети, родители, муз.руководитель

Воспитатели

подготовительной группы, муз.руководитель

март

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»

Приложение№8

Воспитатели, родители

Воспитатели подготовительной группы

апрель

-Участие в смотр - конкурсе « Центр патриотического воспитания развития в ДОУ»

Приложение №9

Воспитатели, родители, дети группы

Воспитатели подготовительной группы

май

-Экскурсия в музей РВСН

- Беседа на тему « Власиха во время Великой Отечественной войны и после нее ».

-Посещение Храма Великомученицы Варвары и Преподобного Ильи Муромца

-Праздник, посвященный «Дню Победы».

Приложение №10

 

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, музыкальный руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta.docx239.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

на конкурс профессионального мастерства

«Ярмарка педагогических идей и проектов - 2019»

(для номинации «Педагогический проект)

Проект

«Познавательно – речевое развитие детей  дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Авторы проекта: воспитатель первой категории Статных Е.И. МДОУ №4 «Солнышко»,пос. Власиха Моск.обл. и воспитатель высшей категории Фатеева Ю.Л. . МДОУ №4 «Солнышко»,пос. Власиха Моск.обл.

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 учебный год( в стадии реализации).

Тип проекта: познавательно-речевой.

Участники проекта: дети группы №11, музыкальный руководитель, воспитатели группы Статных Е.И., Фатеева Ю.Л., родители воспитанников.

Возраст детей: дети 6-7 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

  Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Актуальность:

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ» , «Центр патриотического воспитания в ДОУ» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного поселка в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи проекта для детей:

1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.

2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей  дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного поселка.

4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.

5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности , знакомить с историей возникновения нашего поселка.

6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.

Задачи проекта для педагогов:

1. Формирование готовности всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержаний образовательной деятельности.

2. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное прогрессирование речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей .

3. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активности и осмысления своей педагогической деятельности.

Задачи проекта для родителей:

1. Установить контакт с родителями (лицами их заменяющими)

2.  Побудить активное участие в реализации проекта, в создании творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки через использование новых нетрадиционных форм работы, подготовку, организацию проведения различных мероприятий;

3. Помочь развитию социальной личностной сферы дошкольника по средствам совместной творческой деятельности детей и родителей в семье.

4.  Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Задачи для социальных партнеров:

1. Распространение педагогического опыта

2. Участие в всероссийском ежемесячном конкурсе;

3. Трансляция педагогического опыта в позновательном, личностном,речевом развитие дошкольника.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: коммуникативная, игровая, продуктивная.

Название итогового мероприятия проекта:

  • Тематический досуг на тему:  «Народные праздники на Руси».
  • Итоговое занятие с приглашение ветерана ВОВ в ДОУ .  Беседа на тему « Власиха во время Великой Отечественной войны и после нее ».

1 этап подготовительный

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.

1. Программно – методическое обеспечение.

Образовательная программа ДОУ.

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. Работа педагога.

Создание предметно – развивающей среды в детском саду. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями.

Организовывать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов с целью достижения максимально качественного результата.

Организация уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», «Центр патриотического воспитания в ДОУ» на базе детского сада совместно с администрацией МДОУ.

Мониторинг детей  6-7лет  речевого развития  в начале и в конце учебного года.

3. Работа с родителями

Изучение интереса и осведомленности о истории появления п.Власихи  родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса, анкетирование родителей.

Определение дополнительных возможностей по взаимодействию с семьями воспитанников.

2 этап – практический

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.

1. Работа с детьми

Провести различные виды организованной образовательной деятельности тематических циклов «История нашего поселка», «Народные праздники» в уголах «Центр патриотического воспитания в ДОУ» и «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», согласно составленному плану работы (см. Приложение 1)

Провести цикл праздников, развлечений, викторин на темы: «Любимая Власиха…», «День защитника Отечества»

Организация похода в местную библиотеку, выставочный центр.

2. Работа с родителями

Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»

Открытые занятия.

Организация посещение музея, библиотеки.

Участие в творческих конкурсах.

D:\ЗАГРУЗКИ\IMG_20190226_174638.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\IMG_20190226_182029.jpg

3. Работа педагога

Составление картотеки игр и упражнений, направленных на формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае.

Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории.

Проведение различных видов деятельности познавательно – речевого направления посредством развития представлений о истории родного края.

Создание фото- и видеоматериалов организованной деятельности в уголке.

3 этап – заключительный

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

1. Определить уровень реализации проекта.

Подведение итогов по реализации этапов проекта.

2. Определение уровня развития каждого воспитанника.

3. Мониторинг (педагогическая диагностика) речевого развития

В ходе реализации проекта обязательно осуществляется мониторинг речевого развития детей – педагогическая диагностика речевого развития каждого ребенка по основным направлениям программы:

  • сентябрь – исходная диагностика речевого развития детей;
  • май – итоговая диагностика речевого развития детей.

Диагностика развития речи.

Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проектной деятельности.

4.Участие в смотре - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ».

5. Участие в смотре - конкурсе « Центр патриотического воспитания  в ДОУ».

6. Определение перспектив дальнейшей работы.

Описание хода и результатов работы над проектом.

Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.

7. Трансляция педагогического опыта. Участие в конкурсах педагогических проектов.

8. Публикация материалов на сайте МДОУ. https://ds4vl.edumsko.ru/about/news/115458

Продукт проекта:

С детьми: картотека дидактических игр.

С родителями: уголки , размещение информации  на сайте https://ds4vl.edumsko.ru/about/news/1154582

 С педагогами: презентация материалов проекта.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
  2. Развитие интереса к истории и культуре родного края;
  3. Успешная социализация ребенка в обществе.

Для родителей:

  1. Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
  2. Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Для педагогов:

  1.  Повышение профессионального уровня в вопросах речевого развития детей.
  2. Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний , умении моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
  3. Раскроется творческий потенциал, способность педагога решать профессиональные проблемы ,задачи в условиях профессиональной деятельности.

Для социальных партнёров:

  1. Публикация на сайте.
  2. Трансляция опыта воспитателей в познавательном и личностном, речевом развитии дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края....