проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
проект (подготовительная группа)
Актуальность:
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
План работы
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
сентябрь | -Экскурсия в библиотеку. -Рассказ - беседа об истории возникновения родного поселка. Приложение №2 | Дети, воспитатели, родители | Воспитатели подготовительной группы |
октябрь | Интегрированное занятие по развитию речи «История нашего поселка». Приложение№ 3 | Дети, воспитатели | Воспитатели подготовительной группы |
ноябрь | Консультация для родителей «Семейные традиции – залог дружной семьи !» Приложение №4 | Воспитатели, родители | Воспитатели подготовительной группы |
декабрь | Конспект НОД по ФЦКМ На тему: «Народные праздники на Руси» Приложение№ 5 | Воспитатели, дети, родители | Воспитатели подготовительной группы |
январь | Викторина «Моя любимая Власиха» Приложение№ 6 | Дети, воспитатели | Воспитатели подготовительной группы |
февраль | -Разработка картотеки дидактических игр в речевом центре; - Создание «Центра познавательно-речевого развития воспитания в ДОУ» -Участие в смотр - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ» -Проведение праздника, посвященное «Дню защитника Отечества» Приложение№7 | Воспитатели, родители, дети, родители, муз.руководитель | Воспитатели подготовительной группы, муз.руководитель |
март | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ» Приложение№8 | Воспитатели, родители | Воспитатели подготовительной группы |
апрель | -Участие в смотр - конкурсе « Центр патриотического воспитания развития в ДОУ» Приложение №9 | Воспитатели, родители, дети группы | Воспитатели подготовительной группы |
май | -Экскурсия в музей РВСН - Беседа на тему « Власиха во время Великой Отечественной войны и после нее ». -Посещение Храма Великомученицы Варвары и Преподобного Ильи Муромца -Праздник, посвященный «Дню Победы». Приложение №10
| Воспитатели, дети, родители | Воспитатели, музыкальный руководитель. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta.docx | 239.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
на конкурс профессионального мастерства
«Ярмарка педагогических идей и проектов - 2019»
(для номинации «Педагогический проект)
Проект
«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Авторы проекта: воспитатель первой категории Статных Е.И. МДОУ №4 «Солнышко»,пос. Власиха Моск.обл. и воспитатель высшей категории Фатеева Ю.Л. . МДОУ №4 «Солнышко»,пос. Власиха Моск.обл.
Продолжительность проекта: долгосрочный 1 учебный год( в стадии реализации).
Тип проекта: познавательно-речевой.
Участники проекта: дети группы №11, музыкальный руководитель, воспитатели группы Статных Е.И., Фатеева Ю.Л., родители воспитанников.
Возраст детей: дети 6-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Актуальность:
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ» , «Центр патриотического воспитания в ДОУ» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:
- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),
- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),
- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,
- нравственно – патриотическое воспитание,
- работа с родителям.
В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.
Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного поселка в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи проекта для детей:
1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.
2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного поселка.
4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.
5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности , знакомить с историей возникновения нашего поселка.
6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.
Задачи проекта для педагогов:
1. Формирование готовности всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержаний образовательной деятельности.
2. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное прогрессирование речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей .
3. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активности и осмысления своей педагогической деятельности.
Задачи проекта для родителей:
1. Установить контакт с родителями (лицами их заменяющими)
2. Побудить активное участие в реализации проекта, в создании творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки через использование новых нетрадиционных форм работы, подготовку, организацию проведения различных мероприятий;
3. Помочь развитию социальной личностной сферы дошкольника по средствам совместной творческой деятельности детей и родителей в семье.
4. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Задачи для социальных партнеров:
1. Распространение педагогического опыта
2. Участие в всероссийском ежемесячном конкурсе;
3. Трансляция педагогического опыта в позновательном, личностном,речевом развитие дошкольника.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Название итогового мероприятия проекта:
- Тематический досуг на тему: «Народные праздники на Руси».
- Итоговое занятие с приглашение ветерана ВОВ в ДОУ . Беседа на тему « Власиха во время Великой Отечественной войны и после нее ».
1 этап подготовительный
Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.
1. Программно – методическое обеспечение.
Образовательная программа ДОУ.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».
О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. Работа педагога.
Создание предметно – развивающей среды в детском саду. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями.
Организовывать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов с целью достижения максимально качественного результата.
Организация уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», «Центр патриотического воспитания в ДОУ» на базе детского сада совместно с администрацией МДОУ.
Мониторинг детей 6-7лет речевого развития в начале и в конце учебного года.
3. Работа с родителями
Изучение интереса и осведомленности о истории появления п.Власихи родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса, анкетирование родителей.
Определение дополнительных возможностей по взаимодействию с семьями воспитанников.
2 этап – практический
Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.
1. Работа с детьми
Провести различные виды организованной образовательной деятельности тематических циклов «История нашего поселка», «Народные праздники» в уголах «Центр патриотического воспитания в ДОУ» и «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», согласно составленному плану работы (см. Приложение 1)
Провести цикл праздников, развлечений, викторин на темы: «Любимая Власиха…», «День защитника Отечества»
Организация похода в местную библиотеку, выставочный центр.
2. Работа с родителями
Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»
Открытые занятия.
Организация посещение музея, библиотеки.
Участие в творческих конкурсах.
3. Работа педагога
Составление картотеки игр и упражнений, направленных на формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае.
Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории.
Проведение различных видов деятельности познавательно – речевого направления посредством развития представлений о истории родного края.
Создание фото- и видеоматериалов организованной деятельности в уголке.
3 этап – заключительный
Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.
1. Определить уровень реализации проекта.
Подведение итогов по реализации этапов проекта.
2. Определение уровня развития каждого воспитанника.
3. Мониторинг (педагогическая диагностика) речевого развития
В ходе реализации проекта обязательно осуществляется мониторинг речевого развития детей – педагогическая диагностика речевого развития каждого ребенка по основным направлениям программы:
- сентябрь – исходная диагностика речевого развития детей;
- май – итоговая диагностика речевого развития детей.
Диагностика развития речи.
Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проектной деятельности.
4.Участие в смотре - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ».
5. Участие в смотре - конкурсе « Центр патриотического воспитания в ДОУ».
6. Определение перспектив дальнейшей работы.
Описание хода и результатов работы над проектом.
Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.
7. Трансляция педагогического опыта. Участие в конкурсах педагогических проектов.
8. Публикация материалов на сайте МДОУ. https://ds4vl.edumsko.ru/about/news/115458
Продукт проекта:
С детьми: картотека дидактических игр.
С родителями: уголки , размещение информации на сайте https://ds4vl.edumsko.ru/about/news/1154582
С педагогами: презентация материалов проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
- Развитие интереса к истории и культуре родного края;
- Успешная социализация ребенка в обществе.
Для родителей:
- Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
- Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
Для педагогов:
- Повышение профессионального уровня в вопросах речевого развития детей.
- Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний , умении моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
- Раскроется творческий потенциал, способность педагога решать профессиональные проблемы ,задачи в условиях профессиональной деятельности.
Для социальных партнёров:
- Публикация на сайте.
- Трансляция опыта воспитателей в познавательном и личностном, речевом развитии дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
папка-передвижка...
«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...
папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"
Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.
В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению скультурой родного края....