Теоретическая модель содержания, форм и методов воспитания желания трудиться у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему
Предлагаемая система (теоретическая модель) нацеливает воспитателей на то, чтобы в ежедневном общении открывать перед ребёнком весь сложный процесс трудовой жизни взрослых и воспитывать у детей желание трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanyshevskaya_statya_model.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теоретическая модель содержания, форм и методов воспитания желания трудиться у детей старшего дошкольного возраста»
Янышевская И.В., воспитатель, ГБОУ «Школа № 1353»
Воспитание желания трудиться у детей дошкольного возраста это целостная система, как и любая педагогическая система, она может быть представлена в виде совокупности тесно взаимосвязей элементов: цели ==> задачи ==> содержание ==> организационная структура (субъекты воспитания, их деятельность, связи и отношения) ==> формы ==> методы ==> условия ==> результат.
Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.
Цель: Воспитание желания трудиться у детей дошкольного возраста Задачивоспитания реализуют поставленную цель.
Задачи, мы можем условно разделить на две группы:
Организационно-педагогические:
- отслеживание уровня воспитанности желания трудиться у детей;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
- вовлечение детей в общественно-полезную трудовую деятельность и создание условий и др.
Собственно воспитательные:
- рассказывать детям о значении труда в жизни человека и необходимости трудиться;
- знакомить детей с трудом взрослых и миром профессий;
- воспитывать личностно-ценностное отношение к труду (интерес к трудовым делам и желание в них включаться);
- воспитывать социально-ценностное отношение к труду (желание к выполнению работы в интересах других, даже если работа не интересна);
- воспитывать положительное отношение к результатам труда (радость и удовольствие при выполнении работы, наслаждение качеством труда, бережливость к результатам любого труда);
- воспитывать самодисциплину и самоконтроль, активность и инициативность в труде, ответственность;
- непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
- побуждать детей к отражению полученных впечатлений в играх, сформировать прочную базу представлений о трудовых процессах взрослых для переноса их на собственную детскую трудовую деятельность.
Содержание
Содержание работы определено в рассмотренных нами программах, в соответствии с поставленными задачами. Реализация этих задач находит своё отражение в учебных пособиях, в планах воспитательно-образовательной работы воспитателей, и в литературных источниках.
Организационная структура
Она предполагает, что основным субъектом воспитания желания трудиться в группе детского сада с детьми является воспитатель. Ему помогают: помощник воспитателя, специалисты и родители.
Формы организации труда
1. Индивидуальная;
2. Групповая;
3. Коллективная.
Воспитатель организует труд детей в трёх основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности.
Рассмотрим формы организации труда подробнее.
1. Поручения
Поручения бывают индивидуальные, совместные и коллективные: (эпизодические (краткосрочные), длительные и отсроченные по времени).
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.
В этой форме организации труда заключены возможности для формирования самостоятельности, ответственного отношения к делу, самоконтроля. Они способствуют преодолению у ребёнка нерешительности, неустойчивости внимания и других индивидуальных особенностей. Необходимо правильное методическое руководство, чтобы не свести поручение к механическому выполнению детьми какого-либо дела, когда они действуют по прямой подсказке взрослого («поставь туда», «принеси это», «сложи так» и т. д.). При подобных указаниях ребёнок оказывается в роли пассивного исполнителя: ему не приходится ни думать, как организовать работу, ни определять её последовательность, ни осознавать, какое значение имеет она для других. Это не способствует привитию любви к труду,развитию у детей инициативы, творчества, организаторских способностей.
При организации коллективных поручений немаловажное значение для развития самостоятельности и активности детей имеет предварительное обсуждение с ними предстоящего задания, разъяснение, почему его целесообразно выполнять вместе. Это помогает вызвать интерес к будущей деятельности, создать соответствующий настрой.
В группе часто возникает необходимость кому-либо помочь, отозваться на просьбу. Такие ситуации можно использовать для формирования у детей внимания к окружающим, желания и умения оказывать помощь. Дошкольники, проявляя готовность помогать, чаще всего выполняют работу за своего сверстника, отстраняя его совсем от порученного дела. Поэтому задачей педагога становится разъяснение способов оказания помощи.
2. Дежурства
Дежурства делятся на индивидуальные и совместные. В среднем возрасте дети осуществляют три вида дежурства:
- По столовой;
- По занятиям;
- Работа в уголке природы;
Дежурство требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату. Ребёнок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Воспитатель разъясняет суть ответственного отношения к своим обязанностям: «Ты сегодня дежурный. Это – твоя обязанность. И потому не сможешь сейчас заняться другим делом, более интересным для тебя».
Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
Для педагога важно, выполнили ли дети самостоятельно весь объём работы, насколько прилежны были в процессе деятельности, как относились друг к другу.
3. Воспитание трудолюбия у детей в семье
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Устойчивое положительное отношение к труду можно воспитать у детей только в тесной связи с семьёй, когда дома создаются примерно такие же условия: ребёнок имеет постоянные обязанности, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка в своём игровом уголке, выполняет поручения старших, все члены семьи объединяются вокруг общих дел, непременным участником которых становится дошкольник.
Для просвещения родителей о содержании и методах трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Многие родители дошкольников склонны занижать их возможности.
Задача педагога – убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитания самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребёнка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых), содержание и методы трудового воспитания средних дошкольников в детском саду и в семье. В работе с родителями ребят средней группы надо показать возросшие возможности детей этого возраста, позволяющие повысить требования к самообслуживанию, к выполнению ими трудовых поручений. В беседе с родителями воспитатель акцентирует их внимание на важности закрепления навыков самообслуживания, усложнения содержания поручений с учётом возраста детей.
Методы:
1. Познавательный (интеллектуальный) компонент: беседа, рассказ,объяснение, показ, метод воспитывающих ситуаций, чтение литературы (сказки, рассказы, стихи, пословицы), знакомство с профессиями людей,обучение;
2. Эмоционально-мотивационный компонент: игровые методы, метод внушения, метод убеждения, поощрение, метод воспитывающих ситуаций, соревнование, требование;
3. Личностный компонент: метод контроля и самоконтроля, упражнения, пример.
В формировании целенаправленной деятельности, в развитии умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы,обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
Педагогу необходимо закладывать в детях основы творческого отношения к труду, осознание его необходимости и желание приносить своим трудом пользу окружающим.
Педагог должен использовать игровые приёмы при организации трудовой деятельности, для поддержания у детей интереса.
Условия
Осуществление задач воспитания желания трудиться у дошкольников возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей.
Рассмотрим условия, направленные на воспитание у детей среднего дошкольного возраста желания трудиться и определенные Аслановой З.М.
1. Труд становится методом воспитания, если он приносит ребёнку радость, удовольствие, возможность почувствовать себя умелым, самостоятельным, настоящим помощником;
2. Педагог своим примером трудолюбия и занятости создаёт у детей соответствующее настроение, формирует стремление к полезной деятельности;
3. Когда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание, прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили всё необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения её и т. д.
4. Важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением дела;
5. Помогать детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними;
6. Опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивать поведение ребят, отношение к товарищам и порученному делу;
7. По окончании работы проводить с детьми обсуждение её результатов. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Указывая на недостатки, следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше;
8. Систематически включать каждого ребёнка в труд. Учитывать очерёдность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учёте, кто из детей был привлечён к работе;
9. Учитывать нагрузку на ребёнка, которая должна быть посильна для него. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребёнок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. Нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время;
10. Учитывать особенности деятельности детей;
11. Подбирать оборудование для труда. Немаловажное значение имеет наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребёнку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Нужно размещать инвентарь так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Дети должны знать, где что лежит;
12. Создавать в группе трудовую атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезным делам.
Своевременно развить чувство радости труда у маленьких детей — задача взрослых. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.
Интерес и любовь к труду взрослые должны закреплять, поощряя и одобряя хорошо выполненную работу, проявленную инициативу.
Привлекая детей к труду, необходимо учитывать особенности детского возраста.
Игра помогает вызвать у ребенка интерес к работе. Сочетание труда и игры положительно влияет на воспитание у ребенка желания трудиться.
Часто педагоги не учитывают, насколько важно возбудить интерес ребенка к труду и сохранить его на протяжении всей работы. Когда малыш трудится, у него должно быть бодрое настроение, работа должна доставлять ему радость и удовольствие.
Великий педагог В. А. Сухомлинский считал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Предлагаемая система (теоретическая модель) нацеливает воспитателей на то, чтобы в ежедневном общении открывать перед ребёнком весь сложный процесс трудовой жизни взрослых и воспитывать у детей желание трудиться.
Список литературы:
- Асланова З.М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1984. - 18с.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2001. – 176 с.: ил.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 144с.
- Крохина С. А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 86-93.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 344 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – С. 209.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
«Воспитание и формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью наглядно-практических методов».
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее. Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера...
презентация «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...