Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Грыдина Анастасия Евгеньевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

 Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

                                        

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

 Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.     Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин»«Кафе»«Супермаркет»«Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономической культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.

 В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например:«Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

В обучении дошкольников финансовой грамотности могут быть использованы следующие современные технологии.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Копейка - рубль бережёт», «Юный финансист», "Финансовые знания -залог успеха".

Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий, что активизирует у ребенка познавательный интерес и формирует определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в … (название населенного пункта)», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

Теория решения изобретательских задач. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.

Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» автор: Грыдина А.Е.

Слайд 2

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Слайд 3

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др. современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.)

Слайд 4

Игра

Слайд 5

Беседы-обсуждения, чтение Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Слайд 6

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам

Слайд 7

Проектная деятельность

Слайд 8

Ситуационные задачи

Слайд 9

Образовательные ситуации Игровые образовательные ситуации ( «Поможем Буратино») Проблемная ситуация: Содержание Вопросы к детям Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки». Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему? Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Слайд 10

Технология «Ситуация месяца»

Слайд 11

Мастерская

Слайд 12

Викторины и конкурсы

Слайд 13

Театрализованные интерактивные мини-постановки

Слайд 14

Теория решения изобретательских задач

Слайд 15

«Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься — орудие рабства» Жан-Жак Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грам...

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

презентация «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовая грамотность дошкольников-  это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышени...