Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться экологически грамотными педагогами, вооруженными знаниями, методиками, позволяющие комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_gusht_sizikova.docx | 406.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Гушт Рафина Загировна
Сизикова Нина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Центр развития ребенка «Светлячок»
Влияние экологического воспитания
на духовно-нравственное развитие личности дошкольника
Гушт Р.З.
Воспитатель гр. № 10
МБДОУ д/с №70 города Белгорода
Сизикова Н.А.
педагог дополнительного образования (эколог)
МБДОУ д/с № 70 города Белгорода
Белгород, 2017
Содержание
- Актуальность темы………………………………………………..………3
- Цель и задачи проводимой работы………………………….………… 6
- Принципы организации процесса обучения, технология опыта…………………………………………………..…………………...8
- Создание предметно - развивающей среды в старшей группе и на территории детского сада…………………………………………....……...9
- Формы и методы и приёмы организации работы с детьми…………..14
- Оздоровительные мероприятия ………………………………………23
- Работа с родителями…………………………………………………....26
- Результаты работы с детьми…………………………………………….27
- Заключение
- Актуальность темы
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться экологически грамотными педагогами, вооруженными знаниями, методиками, позволяющие комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношения к окружающему миру и система ценностей. Особое значение экологическое образование приобретает с точки зрения реализации идей образования для устойчивого развития, в частности в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ЮНЕСКО в 2005 году. В настоящее время практически все страны рассматривают раннее образование детей, его качество, содержание и методику работы с дошкольниками с позиций идей устойчивого развития.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
На занятиях по экологии и на экскурсиях обучающиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях дети познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному
краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.
Особенности формирования у дошкольников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Сейчас проблемой экологического воспитания, формирования бережного отношения к природе занимаются ученые всего мира. Отечественная школа базируется на научных идеях А. А. Плешакова, Н. Ф. Виноградовой, Н. С. Дежниковой, В. И. Сивоглазова, И. В. Цветковой.
В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников.
Все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности темы педагогического опыта: «Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника».
- Цели и задачи проводимой работы
Цели педагогического опыта:
- Выявить и обосновать педагогические условия воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников;
- Значительно повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
- Возникновение опыта связано с региональным компонентом
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы воспитания, ответственного отношения.
2. Проанализировать особенности ответственного отношения к природе у дошкольников.
3. Выявить педагогические условия воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников.
4. Определить уровень проявления ответственного отношения к природе дошкольников.
5. Провести опытную работу по воспитанию ответственного отношения к природе у дошкольников.
6. Развить положительные нравственные качества, побуждать детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
7. Воспитывать этические и эстетические чувства.
8. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
- Принципы организации процесса обучения, технология опыта
Для реализации поставленных задач разработаны следующие мероприятия:
- Комплекс познавательных интегрированных занятий.
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, загадок и стихотворений о природе, книжки-раскладушки и другой демонстрационный материал.
Воспитание ответственного отношения к природе у дошкольников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- создание воспитывающих ситуаций, где требуется проявление ответственного отношения к природе и включение в них дошкольников;
- систематическое включение дошкольников в выполнение упражнений на формирование ответственного отношения к природе;
- использование методов самоопределения: «Я и природа»
- учет возрастных особенностей дошкольников в ходе организации работы по воспитанию ответственного отношения к природе.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, консультации для родителей, педагогический эксперимент;
- метод математической обработки данных.
- Создание предметно - развивающей среды в старшей группе и на территории детского сада
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая
тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Для знакомства детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми. Внесение регионального компонента. (знакомство с природным ландшафтом города, географическими и климатическими особенностями через экскурсии, экологические прогулки, наблюдения. Воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения - нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств - это противоречит человеческой природе.
-знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города;
-знакомство с культурой города, обычаями, традициями- музеи, тематические занятия.
-Взаимодействие с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания.
-Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе лучше использовать принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием
места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края. Для построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание обращено к игровой деятельности. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех сферах деятельности, но прежде всего в игре. К методам экологического воспитания, позволяющим повысить обучающий эффект можно отнести использование дидактической игры, как средства воспитания любви к природе родного края, в рамках формирования общей экологической культуры. Для этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», и т. д.)
Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Фрукты – овощи», «Четыре времени года» и др.
Предметные игры - «Чудесный мешочек», «От чьей ветки – детки?», игры с семенами, листьями, цветами и др.
Словесные игры – «Кто летает, бегает, прыгает», «Я опишу, а ты отгадай» и др.
Подвижные игры – «Наседка и цыплята», «Овцы и волки», «Перелет птиц» и др. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражены явления неживой и живой природы («Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Совушка», «Гуси-гуси» и т.д.)
Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых, при этом формируется положительное отношение к труду (садовника, дворника, повара и т.д.)
В сюжетно – ролевых играх дошкольник приобщается к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать продавцов, шофером, врачом, пожарным.
Желание сделать процесс экологического образования творческим, привлекательным и интересным для ребенка обеспечило обращение к созданному народной мудростью и проверенному веками воспитательному средству: загадки, пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, заклички, потешки, хороводные игры и т.д. Например, собирая детей на прогулку можно приговаривать потешку: Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей – Телят, да ягнят, Еще маленьких ребят! Дождик – дождик Полно лить, Малых детушек мочить! Радуга - дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка!
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей
На занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения видишь в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень важно повышение экологической грамотности педагога, заинтересованности в результате своей деятельности. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы взрослые должны уметь жить в гармонии с природой, личным примером демонстрируя детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвовать в природоохранной деятельности, а дети должны быть готовы подражать каждому движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой находится ребенок в настоящее время очень остро стоят вопросы нехватки чистой пресной воды. Часто ли мы задумываемся о том, какую воду пьем? От качества воды зависит здоровье людей. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей применять в жизни полученный опыт и знания.
Наше настроение, здоровье зависит от того, чем мы питаемся. Дети стали больше знать о способах сохранения и укрепления здоровья, изменилось отношение самих ребят к своему здоровью. В конце зимы мы вместе с детьми сажаем лук, а затем наблюдаем за ростом зеленого лука и его корешков, осторожно поливаем его. В конце апреля мы в группе организуем огород, затем поливаем и наблюдаем за ростом растений. Для проведения занятий используются наглядные пособия: натуральные объекты живой и неживой природы, иллюстрированные пособия (модели, муляжи, картины, фотографии, развивающие и дидактические игры ит.д.).
В уголке природы есть вспомогательный материал: муляжи- овощи и фрукты, наглядный иллюстрированный материал (альбомы: дикие, домашние животные и их детеныши, птицы, насекомые, цветы, деревья, «красная книга» Белгородской области и т.д.); книги о диких и домашних животных; альбомы о временах год; паспорт каждого растения, разнообразные дидактические игры и т.д. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Также посещение Зимнего сада в помещении детского сада, мини зоопарка позволяют увидеть заботу о живых обитателях, познакомиться с их бытом. Еще один метод работы - это труд. Он имеет большое значение в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Систематический труд на огороде, в уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно и осуществляться в дошкольный период в том случае, если система работы в детском саду сочетается на ребят в семье. Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам. Таким образом, уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды В своей работе с родителями мы используем различные консультации, памятки, также папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей. Родители участвуют в разнообразных конкурсах, выставках детского сада-«Лучшая поделка из природного материала». «Осенние дары» и т.д. Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
- Формы и методы и приёмы организации работы с детьми
Для более глубокого понимания проблемы исследования, важно осуществить анализ уже наработанного в этой области опыта. Рассмотрим некоторый, на наш взгляд наиболее интересный, опыт по формированию у дошкольников бережного отношения к природе на занятиях по экологии.
Интересен опыт Л. Н. Ердакова (г. Новосибирск). Он отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем) ". Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть полезными и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо - в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку; ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник - жертва".
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие учителя (Л. М. Хафизова, Н. С. Жестова и другие) стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Например, Л. М. Хафизова [3, 33] считает, что "формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду". Н. С. Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.
1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) , выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Учителя методисты А. И. Холимкина(учитель школы N 770 Москвы) , В. Л. Лола и Л. М. Хафизова [4, 40] предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благиной, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Л. М. Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось? ", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
А. А. Плешаков [6,2-8] разработал новый учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4 классы). В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения. В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется нетрадиционным (игровым) формам непрерывного экологического образования. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст.
В ходе освоения учащимися начальной школы основ экологических знаний и овладения ими первичного опыта защиты природной среды родного края необходимы новые формы организации учебной деятельности. Исследователи С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин обращают внимание педагогов на возможность использования в учебно-воспитательном процессе такой формы образования учащихся, как соревновательная экологическая игра.
В. Давыдова считает, что игра-соревнование позволяет решить самые разные образовательные и воспитательные задачи:
- помогает обрести уверенность в своих
силах, веру в людей, оптимизм; - обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
С. К. Зайцева – учитель начальных классов [7, 60], пос. Бадарминск, Усть-Илимского района Иркутской области использует разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми. Большое внимание уделяется экскурсиям в природу («Учимся распознавать растения», «Животные нашего края», «Экскурсия в лесничество»), урокам с использованием учебных видеофильмов.
С. К. Зайцева [7, 62] уверена, что вовлечение учащихся в конкретную деятельность – одна из основных задач экологического воспитания. С этой целью в процесс воспитания младших школьников включены операции по очистке мест родного поселка «Чистый берег», которые проводятся два раза в год на берегу таежной реки; операция «Муравейники нуждаются в охране», с привлечением родителей; развешивание кормушек для птиц в течение зимы, сбор лекарственных растений, изготовление самодельных книжек, альбомов, плакатов по экологии, которые используются в просветительской работе с учащимися начальной школы и т.д.
Учителем практикуется необходимость в передаче детьми приобретенных на внеклассных занятиях знаний, для чего дети начали изготавливать памятки и условные знаки с правилами поведения в природе для учащихся младших классов и дошкольников, например:
Не рви цветы, не ломай ветки деревьев и кустарников,
Не повреждай кору деревьев,
Не разоряй птичьи гнезда,
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков,
Не сбивай грибы, даже несъедобные, помни, что грибы нужны в природе.
С. К. Зайцева [6, 63] активно использует такую форму работы, как «Экологическая почта», что оказывает активное влияние на развитие экологической культуры младших школьников. Суть её заключается в том, что в преддверии праздника, например, Нового года, детьми отправляются листовки разным адресатам примерно такого содержания: «Мама! Не рубите елочку, она живая!» или «Неужели вы хотите праздновать Новый год под умирающим деревом».
Таким образом, анализ опыта учителей позволяет сделать вывод о том, что учителя заинтересованы в воспитании у младших школьников ответственного отношения к природе не только на уроках естествознания, но и во внеурочное время. Педагоги понимают необходимость и важность такой работы для дальнейшего развития младшего школьника и используют для этого разнообразные приемы, формы и методы организации деятельности учащихся.
Для работы в ДОУ по формированию экологических знаний детей дошкольного возраста, мы прибегли к методике Натальи Александровны Рыжовой - доктора педагогических наук, кандидата биологических наук, научного руководителя проекта «Мы и природа» (раннее экологическое образование) совместного пилотного проекта Департамента образования г. Москва.
Основная цель программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в детском саду работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой (которая в настоящее время является частью любой основной программы детского сада), экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, подготовка педагогов, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения. Экологическое образование рассматривается не как отдельное направление работы дошкольного учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.
«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях (особенно в старшем дошкольном возрасте). Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о само ценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, умению видеть красоту и неповторимость природы, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, включая ресурсосбережение. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. При этом педагог осуществляет отбор содержания блоков и строит свои занятия с учетом возраста дошкольников.
Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании. В основе реализации программы положены интеграция и деятельность ребенка. Все разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.
Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте
(«Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды и интегрированный подход в организации работы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной, физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: проведению наблюдений, экспериментированию, театрализованной, музыкальной деятельности и т.д.
Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и дополнительным программам. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России, а часть методических рекомендаций известна также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Израиле, Сербии, Финляндии, Швеции, Германии, Греции, Польше, США, Голландии и других странах.
ПРОГРАММА
1. Блок занятий «Я и природа»
Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.).
Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения.
Блок занятий «Вода»
Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед,
вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы, сверкающего снега).
3. Блок занятий «Воздух»
Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах, в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4. Блок занятий «Солнце»
Обучающий компонент. Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Природные зоны: тундра, тайга, широколиственные леса, степи, пустыни и т. п. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца).
5. Блок занятий «Камни, песок, глина»
Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность
пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Животные и растения пустыни и других песчаных и глинистых мест обитания, приспособленность живых организмов к жизни в таких условиях. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дымковская игрушка). Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Драгоценные и строительные камни. Горы и их обитатели. Пещеры, вулканы.
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.
6. Блок занятий «Почва»
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями в группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.
7. Блок занятий «Растения»
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения — пища животных и человека. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения, растения первоцветы. Почему растения нуждаются в охране. Правила поведения по отношению к растениям.
Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.
8. Блок занятий «Животные»
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на территории края, области. Человек и животные.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
9. Блок занятий «Лес»
Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их особенности (хвойные, широколиственные, тропические и т. п.). Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.
Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
10. Блок занятий «Человек и природа»
Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли. [2, 46-63]
- Оздоровительные мероприятия
Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. Эта зависимость все отчетливее выявляется в последние годы.
Экологическое образование населения — это ключ к росту экологического сознания, формированию экологической культуры и к улучшению экологической ситуации в целом. Оно является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».
Согласно современным данным отечественных исследователей физкультурно-оздоровительная работа позволяет повысить уровень здоровья детей за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей применять физические упражнения в повседневной жизни, способствует формированию активного отношения к своему здоровью. Физкультурно-оздоровительная работа является важным условием профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
В последние годы активизировался поиск путей совершенствования всех направлений дошкольного воспитания, в том числе и физического, разрабатываются новые подходы к его организации, которые соответствуют современному состоянию общества.
Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
В дошкольных учреждениях существует большое количество программ, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и экологического образования как нового направления, но до сих пор нет программы, которая непосредственно решала бы проблемы экологического образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
В этой связи актуальным является разработка и экспериментальное обоснование методики физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решала бы задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности.
Педагогическим аспектом профилактических мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья детей является физкультурно-оздоровительная работа.
Вся система физического воспитания дошкольных образовательных учреждений должна быть направлена наряду с решением оздоровительных задач и на чрезвычайно важные задачи: формирование знаний дошкольников в области физической культуры и экологического образования.
Формирование физической и экологической культуры личности детей во многом обусловлено пониманием его родителями значимости и важности
формирования основ культуры ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, приобретением экологических и физкультурных знаний и передача их своим детям.
Методика построена на основе взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями. Знания, которые дошкольники получают в процессе физкультурно-экологической работы, помогают лучше узнать и понять экологические ситуации. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе (физкультура и экология), постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическими упражнениями», которое предусматривает построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.
Методика физкультурно-экологической работы в дошкольных учреждениях, позволяющая интегрировано решать задачи физкультурного и экологического образования, включает различные формы работы: с детьми (физкультурно-экологические занятия, физкультурно-экологические досуги, беседы экологического содержания), с родителями (родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации), с педагогами (теоретические и практические задания).
Методика физкультурно-экологической работы предполагает круглогодичное проведение физкультурно-экологических мероприятий. Учебный материал распределяется по месяцам, начиная с сентября. Методика предусматривает необходимость применения в практике обучения и воспитания детей физкультурно-экологических занятий, физкультурно-экологических досугов, бесед экологической направленности
Физкультурно-экологические занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.
Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезание, метании, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), упражнения дыхательной гимнастики, сезонные упражнения спортивного характера. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы («Маленькие помощники природы», «Потянись к солнышку»), а также деятельность в природной среде (уборка территории от мусора, полив растений), предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания («Кенгуру», «Перекати поле»). На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»). Продолжительность физкультурно-экологического занятия максимум 30 минут.
В содержании физкультурно-экологических досугов включаются знакомые детям подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты, игры-аттракционы, игры с элементами соревнований. Кроме этого детям даются экологические задания поискового характера.
С целью повышения эффективности работы, важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи. В методике определено комплексное использование различных форм работы с семьей: родительские собрания, беседы с родителями, наглядные пособия и рекомендации для родителей, совместное участие детей и родителей в физкультурно-экологических мероприятиях.
Основным содержанием родительских собраний является обсуждение основных вопросов физкультурно-экологической работы, включающих ознакомление с семейными традициями, взглядами родителей на проблемы сохранения здоровья детей в процессе воспитания и образования.
Методическое сопровождение физкультурно-экологической работы представлено в виде наглядных пособий и рекомендаций для родителей.
Успех обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;
• созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
• накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
• пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения;
• разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Анализ литературы и нормативных документов, а также результаты педагогических наблюдений, опросов и экспертной оценки позволяют говорить о том, что формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществление этого возможно на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При организации физкультурно-экологической работы в дошкольных образовательных учреждениях должна быть скоординирована деятельность всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом и физическом образовании функций.
2. Для осуществления физкультурно-экологической работы в дошкольных учреждениях целесообразно иметь оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги: кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Необходимо использовать нестандартное оборудование для заинтересованности детей: мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины и т.п.
3. Провести предварительную беседу с родителями и педагогами о целях и задачах интегрированных физкультурно-экологических занятий, досугах и беседах экологического содержания и требованиях, предъявляемых к одежде и обуви детей.
4. Провести общее родительское собрание, на котором ознакомить родителей с новой для них методикой занятий физическими упражнениями и ее спецификой. По возможности шире раскрыть актуальность физкультурно-экологических занятий, досугов, бесед в условиях неблагоприятной экологической обстановки, показать влияние данных занятий на организм детей и основное назначение физкультурно-экологических занятий.
5.Не превышать общую продолжительность интегрированных физкультурно-экологических занятий, составляющую 30-35 минут занятие и 35-40 минут физкультурно-экологический досуг, в зависимости от погодных условий и уровня физической подготовленности дошкольников и состояния их здоровья, определить методы организации детей во время занятий в зависимости от условий их проведения. На протяжении всего занятия осуществлять контроль и регулирование нагрузки. Проводить занятия при температуре воздуха не ниже минус 15-18°С в зимнее время и 24°С — в летнее время.
- Работа с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи тельная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог — родитель;
- педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, мы решили понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Мы пришли к выводу: важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в под группы.
Необходимость индивидуального подхода определилась также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» нами было проведено предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание было начато с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы:
- основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, на учить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое пре красно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому было предложено родителям сделать серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей,
любоваться трава ми, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Родители совместно с педагогами составили правила поведения в природе. Например:
- Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
- Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например: Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (в чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Так же, были использованы и словесные ситуации, которые родители обсудили дома с детьми. Например: На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
- Дайте оценку этому поступку.
- Как бы Вы поступили?
- Что надо делать, когда встречаете птиц?
- Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
- Надо ли помогать птицам? Как?
- Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями был сделан вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим
отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Так же, нами были проведены беседы-консультации: для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равно душны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо было давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же мы смогли предложить родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут
самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложения 2, 3), можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. На консультации показали родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра была проведена беседа с родителями, были даны конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
А консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» мы начали с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:
- Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
- Назови растение и расскажи: ка кого ухода оно требует?
- Придумай нежные слова своему растению.
После ухода детей воспитатель:
- рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их;
- дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;
- напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда;
- советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел; если обходился грубо — настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку. [1, 58-63]
- Результаты работы с детьми
Развитие интереса к природе способствовала учебная программа Натальи
Александровны Рыжовой «Наш дом - природа». Теперь это занятия в природе, и практические занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов, экскурсиям.
Мощным фактором, способствующим успешной деятельности по воспитанию ответственного отношения к природе, является психологическая включенность детей в заботу о природе. Целенаправленная защита растений обеспечит чистоту окружающего воздуха, а это, в свою очередь, положительно сказывается на физическом состоянии каждого во время прогулок или экскурсий.
Для реализации определенных направлений мы использовали разные формы коллективной и групповой работы (в командах, взаимопроверка, коллективные творческие работы и др.).
В заключение опытной работы нами был проведен контрольный эксперимент. Он включал в себя тестирование и анализ ситуаций.
Тестирование «Три желания» позволило выяснить, какую ценность представляет для учащихся природа. Детям предлагалось ответить на вопрос: какие три желания вы хотели бы исполнить с помощью волшебной палочки?
Результаты теста мы отразили в таблице
Таблица № 1.
№ п\п | Желания Ф.И. ребёнка | Я бы взял себе самую красивую игрушку, компьютер | Сделал бы так, чтоб меня все любили. | Сделал бы так, чтобы мама не читала мне книги | Чтобы на земле был мир | Вылечили бы всех больных людей | Сделал бы, чтоб всем было весело | Сделал, чтобы природа стала чистой | Сделал, чтобы все животные и птицы были сыты | Чтобы всё, что делают люди, не наносило вред природе | Вывод |
1. | Агабекян Мариетта | + | + | + | С | ||||||
2. | Бобонец Арсений | + | + | + | С | ||||||
3. | Бутырина Полина | + | + | + | В | ||||||
4. | Власенко Мария | + | + | + | С | ||||||
5. | Галищева Маруся | + | + | + | С | ||||||
6. | Дутов Артем | + | + | + | Н | ||||||
7. | Джения Глеб | + | + | + | С | ||||||
8. | Ефимова Анастасия | + | + | + | В | ||||||
9. | Жих Богдан | + | + | + | С | ||||||
10. | Ищенко Артем | + | + | + | С | ||||||
11. | Калинина Валерия | + | + | + | С | ||||||
12. | Костюк Екатерина | + | + | + | |||||||
13. | Криницкая София | + | + | + | С | ||||||
14. | Куликов Александр | + | + | + | С | ||||||
15. | Любимова Мария | + | + | + | В | ||||||
16. | Мигунов Родион | + | + | + | В | ||||||
17. | Мерзликина Валерия | + | + | + | С | ||||||
18. | Мезинова Варвара | + | + | + | С | ||||||
19. | Немыкин Никита | + | + | + | В | ||||||
20. | Подгорный Вадим | + | + | + | В | ||||||
21. | Прасол Мария | + | + | + | С | ||||||
22. | Ржеусская Анна | + | + | + | С | ||||||
23. | Рычанская Эмилия | + | + | + | С | ||||||
24. | Родионов Матвей | + | + | + | С | ||||||
25. | Сергеев Владимир | + | + | + | В | ||||||
26. | Солдатова Виктория | + | + | + | С | ||||||
27. | Съедин Савелий | + | + | + | С | ||||||
28. | Чулкова Татьяна | + | + | + | + | В | |||||
29. | Дорохова Диана | + | + | + | В | ||||||
30. | Яковлев Артем | + | + | + | В |
Тестирование «Три желания» показало, что дети стали больше проявлять интереса к природе и его экологическим проблемам. Это уже говорит о том, что
проявление ответственного отношения к природе у дошкольников стало более осознанным, что подтверждает эффективность проделанной нами работы.
Дальнейшее исследование, с целью выявления эмоционального отношения к природе было продолжено с помощью анализа ситуаций (см. Приложение №5).
Для анализа были предложены ситуации:
Ситуация 1:
Как ты поступить, если увидишь, что твой товарищ пытается причинить вред природе (сломать дерево, поймать животное и др.)
- попытаюсь переубедить своего товарища не причинять природе какого-либо вреда;
- не остановлю;
- не знаю.
Ситуация 2.
Твой одногруппник на экскурсии в лесу внезапно вспомнил, что сегодня у его мамы день рождения и принялся рвать подснежники. Твои действия:
- помогу нарвать побольше;
- остановлю его;
- какая разница, пусть рвет, ещё вырастут;
- не знаю.
Результаты анализа ситуаций были отражены в таблице.
Таблица №2.
№ п\п | Ситуация Ф.И. ребёнка | 1 1. 2. 3. | 2 1. 2. 3. 4. | Вывод | |||||
1. | Агабекян Мариетта | + | + | В | |||||
2. | Бобонец Арсений | + | + | С | |||||
3. | Бутырина Полина | + | + | С | |||||
4. | Власенко Мария | + | + | В | |||||
5. | Галищева Маруся | + | + | С | |||||
6. | Дутов Артем | + | + | В | |||||
7. | Джения Глеб | + | + | С | |||||
8. | Ефимова Анастасия | + | + | С | |||||
9. | Жих Богдан | + | + | С | |||||
10. | Ищенко Артем | + | + | С | |||||
11. | Калинина Валерия | + | + | С | |||||
12. | Костюк Екатерина | + | + | В | |||||
13. | Криницкая София | + | + | В | |||||
14. | Куликов Александр | + | + | С | |||||
15. | Любимова Мария | + | + | С | |||||
16. | Мигунов Родион | + | + | С | |||||
17. | Мерзликина Валерия | + | + | С | |||||
18. | Мезинова Варвара | + | + | С | |||||
19. | Немыкин Никита | + | + | С | |||||
20. | Подгорный Вадим | + | + | С | |||||
21. | Прасол Мария | + | + | С | |||||
22. | Ржеусская Анна | + | + | В | |||||
23. | Рычанская Эмилия | + | + | С | |||||
24. | Родионов Матвей | + | + | С | |||||
25. | Сергеев Владимир | + | + | В | |||||
26. | Солдатова Виктория | + | + | В | |||||
27. | Съедин Савелий | + | + | С | |||||
28. | Чулкова Татьяна | + | + | + | В | ||||
29. | Дорохова Диана | + | + | В | |||||
30. | Яковлев Артем | + | + | В |
Как видим отношение к природе у дошкольников стало иметь устойчивый положительный оттенок. Обучающиеся более осознанно оценивают поступки людей, наносящих вред природе, и могут предположить свои действия по предотвращению действий, приносящих вред природе.
Результаты повторного тестирования показали, что активные методы, используемые для воспитания у дошкольников ответственного отношения к природе, систематическое использование занимательного материала способствовали повышению уровня экологической воспитанности воспитанников, а именно повышению уровня сфорсированности ответственного
отношения к природе. Это выразилось в большом объеме знаний, наличии экологических ценностей и повысившемся интересе к природе родного края и к природе в целом.
В силу недостаточности времени, целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников ответственного отношения к природе больших изменений не обнаружила, но полученные результаты говорят о том, что проведенная работа велась в нужном направлении и дала положительный результат. Если сравнить результаты начального и конечного этапа, можно увидеть, что результаты контрольного этапа несколько выше, следовательно, можно говорить об эффективности работы педагогов ДОУ. Это представлено на диаграмме:
Таким образом, наша опытная работа доказала, что воспитание ответственного отношения к природе более эффективно, при соблюдении педагогических условий:
- создание воспитывающих ситуаций, где требуется проявление ответственного отношения к природе и включение в них дошкольников;
- систематическое включение дошкольников в выполнение упражнений на формирование ответственного отношения к природе;
- использование методов самоопределения: «Наш дом - природа»;
- учет возрастных особенностей дошкольников в ходе организации работы по воспитанию ответственного отношения к природе.
Следовательно, проблема, выдвинутая в начале исследования, получила свое подтверждение в ходе опытно-практической работы.
- Заключение
В ходе исследования нами сделаны выводы о том, что эффективность воспитания ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста возможна при создании определенных педагогических условий.
Нами было отмечено, что сейчас проблемой экологического воспитания и формирования ответственного отношения к природе занимаются ученые всего мира. Современная школа базируется на научных идеях Н.А. Рыжовой, А. А. Плешакова, Н. Ф. Виноградовой, И. В. Цветковой, Н. С. Дежниковой, В. И. Сивоглазова. Разработанные учебные программы и методические рекомендации по экологическому воспитанию нашли широкое применение в дошкольной и школьной практике.
В процессе работы над проблемой мы убедились, что воспитание ответственного отношения к природе является одной из задач экологического образования и работа педагога должна быть направлена на то, чтобы помочь открыть личности все возможности взаимодействия с миром природы.
Было отмечено, что задача педагогов на начальной ступени образования заключается в том, чтобы создать условия для воспитания ответственного отношения к родной природе у детей дошкольного возраста, выработать у них элементарные навыки природоохранной работы и помочь накопить определенный объем экологических знаний. При этом следует соблюдать ряд педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию ответственного отношения к природе у дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Приложение 2. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"
«Книга в семье»
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру... (нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком? _______________
Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________
Как часто? При каких ситуациях?
– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)
Приложение 3. Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о дикорастущих ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Приложение 4. Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 4. Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пяти летний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложи лось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Русская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Использованная литература:
- Зенина Т. /Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.
- Рыжова Н.А. Наш дом - природа //Карапуз дидактика. – 2005
- Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе.//Начальная школа. -1988, N8, С. 40-46.
- Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников // Начальная школа. -1989, N3, С. 33-34.
- Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников.//Начальная школа. -1992, N11-12, С. 19-22.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа.//Начальная школа. -1991, N5, С. 2-8.
- Зайцева С. К. Экология для младших школьников [Текст] / С. К. Зайцева. // Начальная школа. – 2005.- №4.- С.60 - 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
Педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»
Сценарий педагогического совета в ДОУ в форме деловой игры....
Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника
Консультация для родителей: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника"...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника....
Доклад на тему « Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников».
laquo; Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников»....
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном пер...