Курсовой проект на тему: «Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания»
проект (старшая группа) на тему

Шошорина Нина Геннадьевна

Структура проекта

Введение …………………………………………………………………….2 стр.

Анализ ситуации…………………………………………………………….3стр

.Анализ экологической ситуации в Российской Федерации, Чувашской Республике и Козловском районе ЧР……………………………. …….  3 -5стр.  Анализ условий формирования предпосылок экологического сознания у детей группы «Фиалочки» ……………... …………………………………6 стр.

 Проблема проекта ……………………………………………………..        9 стр.

Концепция проекта…………………………………………………………..9 стр.

Цель проекта ……………………………………………………..................10 стр.

Задачи проекта……………………………………………………………...10 стр.

Этапы работы над проектом……………………………………………….11 стр.

Ожидаемые результаты…………………………………………………….11 стр.

Направления работы………………………………………………………..12 стр.

Формы реализации проекта…………………………………………     12-13 стр.

План мероприятий………………………………………………………14-17 стр.

Риск проекта………………………………………………………………...18 стр.

Мониторинг проекта………………………………………………………..18 стр.

Приложение 1. Анкета для родителей ……………………………………19 стр.

Приложение 2. Психологические игры и упражнения для родителей… 20-22 стр.

Приложение 3. Произведения художественной литературы, рекомендуемые для совместного чтения родителей и детей……………………………….23 стр.

Приложение 4. Информационные листовки «Для вас, родители!            24 стр.     

Список литературы……………………………………                                26 стр.

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Экологическое сознание - индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека, человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности. Такое определение экологического сознания дают словари по естественным наукам.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования цель формирования предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста достигается путем решения следующих задач: формирование представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение детей к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для окружающего мира природы ситуациям.

Также в данном документе формирование предпосылок экологического сознания у детей рассматривается в непосредственной тесной связи с формированием основ безопасности собственной жизнедеятельности человека. Актуальность и целесообразность такого подхода налицо, ведь в современном мире проблема экологии окружающей среды выходит на первое место среди всех остальных как результат небрежного отношения человека к природе. 

Формировать предпосылки экологического сознания у детей пятого года жизни возможно через формирование элементарных представлений о правилах и способах взаимодействия с растениями и животными. Но они могут быть усвоены лишь в том случае, если будут подкреплены практикой, а именно будут приняты как образ жизни всего окружения ребенка.

Самым же близким окружением ребенка естественно является семья – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д. Следующий момент -  только в процессе непосредственного взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Отсюда можно прийти к выводу, что формировать предпосылки экологического сознания у детей пятого года жизни эффективнее через взаимодействие с их семьей.  

 

 

 

Анализ ситуации

Анализ экологической ситуации в Российской Федерации,

Чувашской Республике и Козловском районе ЧР

По данным Министерства природных ресурсов Российской федерации, которые отражены в официальном докладе Минприроды РФ (опубликован 15 декабря 2010 года), экологическая обстановка и особенности проблем окружающей среды в каждом из субъектов Российской Федерации определяются, с одной стороны, спецификой местных природно-климатических условий, а с другой, характером и масштабами воздействия промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду. В 10 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Чувашской Республике воздействию высокого и очень высокого загрязнения воздуха подвержены более 75% городского населения. Одним из основных источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 40% суммарного выброса вредных веществ в атмосферу. В качестве фактора, крайне негативно влияющего на экологическое состояние водных объектов, следует отметить значительный объем сброса сточных вод без очистки. Наибольший объем сброса загрязненных сточных вод приходится на Центральный федеральный округ (23%). Для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации одним из основных источников загрязнения водных объектов являются жилищно-коммунальные хозяйства. В 2009 г., по данным Ростехнадзора, на территории Российской Федерации образовалось 3505,0 млн. т отходов производства и потребления, большая часть которых не перерабатывается. Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. По итогам пожароопасного сезона 2009 г. на землях лесного фонда Российской Федерации зарегистрировано 22 тыс. лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 2,5 млн. га. Основной причиной возникновения лесных пожаров является местное население, на долю которого приходится более половины пожаров. В отдельных субъектах Российской Федерации доля лесных пожаров, перешедших в категорию крупных по вине местного населения, составляет 70%.

      В докладе также отмечено, что глубокие всесторонние изменения среды обитания человека влекут за собой рост экологически обусловленного изменения здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие химических веществ и высокий уровень радиации могут являться ведущими факторами развития значительного числа болезней человека. Выяснено также, что структура заболеваемости в определенной мере зависит и от природных, в первую очередь климатических условий, а также от вида экономической деятельности, концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, качества питьевой воды, уровня загрязненности почв, наличия вредных веществ в продуктах питания. Экологическая проблема в России остается одной из важнейших.

По материалам Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, изложенным в докладе «Об экологической ситуации в Чувашской Республике в 2010 году» в нашей республике особо актуальными являются вопросы загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, вопросы утилизации промышленных и бытовых отходов, вопросы сохранения и приумножения площадей зеленых насаждений (особенно в густонаселенных районах) и некоторые другие моменты.  

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Чувашии считается:

– деятельность автомобильного транспорта;

– химическое и другие виды промышленного производства.

Случаев высоких и экстремально высоких загрязнений водных ресурсов Чувашской Республики в 2010 году не зафиксировано. Природными явлениями, наиболее негативно влияющими на состояние водных объектов, являются водная эрозия, оползни, абразия берегов, донный размыв русел рек. Основными причинами загрязнения водных объектов по вине человека являются изношенность комплекса очистных сооружения сточных вод и устаревшая технология очистки сточных вод. Такая ситуация наблюдается во многих регионах России.

Отходы, как промышленные, так и бытовые, которые не используются и не перерабатываются в организациях, направляются в места захоронения. С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду и вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья отходов производства и потребления  в республике выполняются различные мероприятия. В числе других в 2009 году была введена в действие новая АЗС, которая расположена лишь в нескольких километрах от детского сада, а именно около 3-4 км.  В сельских поселениях Чувашской Республики выполняются мероприятия по обеспечению экологических и гигиенических требований к содержанию подобных полигонов, проводится работа по организации в некоторых населенных пунктах Чувашской Республики системы сбора и вывоза бытовых отходов. По данным администрации  сельского поселения в 2011 году утверждены Правила организации сбора и вывоза бытового мусора, отходов производства и потребления на территории сельского поселения. Другими словами государственная и местная власть уделяет серьезное внимание вопросам экологии подведомственных территорий. Однако среди населения все еще не сформировано ценностное отношение к окружающей природе. По моим наблюдениям за воспитанниками и членами их семей я пришла к выводу, что большая часть родителей  не придает значения важности охраны окружающей среды в нашей местности, необходимости бережливого отношения к природе и ее сохранению, мало задумываются о влиянии экологии окружающей среды на здоровье детей. Это выражается в том, что перед детьми родители могут выкинуть из машины бутылки, другой бытовой мусор, открыто демонстрируют безразличное отношение к подобным явлениям. Положение усугубляется тем, что недалеко от детского сада находится сеть автомобильных дорог, Эта трасса считается одной из загруженных по всей территории республики.  Рядом с детским садом «Пчелка» построены различные объекты: многоэтажные дома, кафе «Венеция», спортивный оздоровительный комплекс. Недавно запустили в действие АЗС. Концентрация вредных веществ в воздухе желает быть лучше.

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики делает акцент на следующем.  Сегодня экологические проблемы являются приоритетными и определяют уровень благополучия всей мировой цивилизации и, в частности, Чувашской Республики. Очевидно, что сохранение окружающей среды и социально–экономическое развитие территорий неразделимы. Движение общества вперед, высокое качество жизни и здоровья населения возможны только при условии сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологически воспитанного, просвещенного и экологически культурного населения.

 

 

 

Анализ условий формирования предпосылок экологического сознания

у детей группы «Фиалочки».

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка» укомплектован педагогическими кадрами и существует три года.

 Проектная мощность – 8 групп.  В детском саду работают 16 воспитателей. Есть заведующий, методист, медицинская сестра, музыкальный руководитель, логопед, психолог. Детский сад посещают дети, проживающие на территории города Козловки и ближайших селений. В детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 

         Группу «Фиалочки» посещают дети пятого года жизни, проживающие в г. Козловка и в близлежащих деревнях. У 15 детей из 24 родители имеют высшее образование, двое – педагогическое. У двоих детей родители имеют среднее образование, остальные – средне специальное. Временно неработающих и часто выезжающих на заработки родителей – 7. Один ребенок преимущественно проживает только с бабушкой и дедушкой, мама выезжает на заработки в Москву.   Неполных семей (с одним ребенком) в группе - 3. Многодетных семей – 2 (по 3 детей). В остальных семьях по 1-2 ребенка.   Детей первой группы здоровья – 14, второй группы здоровья – 10.

          По моим наблюдениям родители недостаточно внимания уделяют проблеме неблагоприятной экологической ситуации в населенном пункте. Также и в общении с детьми редко или вообще не обращают их внимание на необходимость охраны и сбережения окружающей природы. Но в то же время, как и любой нормальный современный родитель, во-первых, мамы и папы беспокоятся о сохранении и сбережении здоровья своих детей, во-вторых, они хотели бы видеть своего ребенка активным и успешным среди своих сверстников и вообще в обществе.

          Взаимодействие с родителями посредством организации целенаправленной проектной деятельности позволило бы, во-первых, родителям внести свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки в той местности, где проживает семья. Во-вторых, проект предоставляет родителям возможность демонстрации ребенку активной социальной позиции семьи в решении возникающих в социуме проблем. Ведь заложить зачатки успешного и активного члена общества в силах родителей уже в раннем возрасте своего ребенка.

 

 

 

SWOT- анализ состояния внешней и внутренней среды,

влияющих на реализацию проекта

Сильные стороны

Слабые стороны

1.     Заинтересованность администрации детского сада в укреплении связи «детский сад-семья». Готовность оказать методическую помощь в разработке и реализации проекта.

1.Заинтересованность администрации Козловского района в сохранении и укреплении здоровья детей сельского поселения. Готовность оказать консультационную поддержку и помощь.

2.Понимание  администрацией Козловского района серьезности экологической обстановки, сложившейся в населенном пункте и вокруг детского сада. Готовность оказать посильную консультативную помощь и поддержку в разработке и реализации проекта.

3.Наличие инициативной группы родителей, принимающих активную гражданскую позицию в вопросах природосбережения.

4.Желание родителей способствовать развитию и образованию, формированию общей, в частности и экологической, культуры детей.

1.     Низкий уровень экологической культуры большой части родителей, как следствие, и детей.

2.     Недостаточное понимание 

5.Незнание родителями способов эффективного взаимодействия с детьми,  форм и методов совместной деятельности.

6.Наличие семей, родители которых часто выезжают на заработки за пределы Чувашии. Дети остаются на попечении второго родителя либо бабушек и дедушек.

7.Недостаточное обеспечение детского сада финансами, возможными для перечисления на реализацию данного проекта.

8.Недостаток специальной методической и художественной литературы по данной теме.

 

Возможности,

предоставляемые внешней средой

Внешние угрозы

1.     Утверждение и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которой одной из целей является формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), а также в обязательной мере предусматривается активное взаимодействие детского сада с семьями детей.

2.     На сегодняшний день экологические проблемы являются приоритетными и решаются на государственном уровне.

3.     Местная власть уделяет серьезное внимание вопросам экологии подведомственных территорий, что контролируется государством.

4.     Возможность участия в экологических проектах, разрабатываемых и реализуемых на уровне федерации, республики и района: например, «Молодежь Чувашии в поддержку устойчивости экосистем».

5.     Возможность участия в общественных движениях, организуемых при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Чувашской Республики: например, «Экологическое движение молодежи Чувашской Республики».

6.     Возможность участия в конкурсах и акциях, организуемых в системе образования, в частности, для дошкольников и младших школьников. Например, «Вода и реки: как видят их дети?». «Голубое золото Чувашии», «Страна серебряных струй», «Бежит, бежит водичка», «Я природе помогу – я водичку сберегу».

1.     Проблемы загрязнения воздуха, водных ресурсов и утилизации промышленных и бытовых отходов в Российской Федерации, в том числе и в Чувашской Республике остаются одними из острых.

2.     Недостаточное финансирование экологических общественных движений, которые чаще функционируют на голом энтузиазме граждан.

3.     Прохождение вблизи детского сада сети автомобильных дорог, .

4.     Расположение недалеко от детского сада АЗС, котельной и контейнеры для мусорных отходов.

 

 

 

 

 

 

Проблема проекта.

          В группе «Фиалочки» существует необходимость в разработке системы работы с семьями, направленной на формирование экологического сознания родителей и, как следствие, на формирование предпосылок экологического сознания у детей пятого года жизни.

Концепция проекта.

        Выдвинутая федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования цель формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у детей дошкольного возраста отразилась в создании проекта «Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания». Проект определяет общее направление достижения данной цели в работе с детьми пятого года жизни, определяет основные направления, формы и методы его реализации.

        Проект разработан на основе изучения особенностей развития детей пятого года жизни. Признанные великие люди (Л.Н.Толстой), известные педагоги и авторы многих исследований в области психологии развития человека, утверждают о том, что поведение, включающее в себя такие понятия, как сочувствие, помощь, участие, спасение и т.д., берет свое начало именно в раннем детстве и может быть обнаружено уже в 2-летнем возрасте. Но на их развитие оказывают мощное влияние родители, семья. Обучение и воспитание детей должно основываться на личном примере самих родителей. Именно родители являются значимыми для ребенка взрослыми, бесспорным примером для подражания и копирования. Эффективность воспитательных мероприятий высока лишь в том случае, если поступки взрослого соответствуют их словам. Дети должны видеть в родителях достойный пример для подражания. Именно в семье формируются основы культурного и духовного развития человека. И именно семья является доминирующим фактором, влияющим на развитие и обучение ребенка, особенно в возрасте 3-5 лет. Поэтому основной идеей проекта является непосредственное вовлечение семьи в формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания, что имеет отражение на всех этапах разработки и реализации проекта.

Проект

·       раскрывает направления, методы и формы работы, особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия, необходимые для успешной его реализации;

·       содержит практические рекомендации и произведения художественной литературы на русском и чувашском языках для совместного чтения родителей и детей; серии экологических игр, адаптированных для детей третьего года жизни;

·       содержит иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий, применяемых на совместных детско-родительских встречах и играх.

       Осуществление проекта осложняется проблемой слабой включенности родителей в совместную деятельность, предлагаемую педагогом, что непосредственно связано с их желанием и готовностью сотрудничать с детским садом, уровнем  психолого-педагогической культуры родителей, их занятостью.

 

Цель проекта.

Разработать систему работы с семьями воспитанников группы «Фиалочки», направленную на формирование экологического сознания родителей и как следствие направленную на формирование предпосылок экологического сознания у детей пятого года жизни.

 

Задачи проекта:

Изучить экологическую ситуацию в России, Чувашской Республике и на территории Козловского района по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Чувашской Республики по данным на 2016 год. Изучить экологическую ситуацию на территории Козловского сельского поселения, в центре которой расположен «Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка».

 

1)    Разработать план взаимодействия с семьей детей пятого года жизни, вовлекать их  в разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию детей, способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного и заботливого отношения детей к природе.

2)    Подобрать практические рекомендации и произведения художественной литературы на русском и чувашском языках для совместного чтения родителей и детей.

3)    Подобрать серии экологических игр, адаптированных для детей пятого года жизни.

4)    Осветить в СМИ результаты реализации проекта с целью распространения педагогического опыта в рамках профессионального сообщества.

 

Сроки реализации проекта

       Реализация проекта рассчитана на три месяца: с 05.10-.2015г. по 26.12-.2015г. и включает в себя четыре этапа.

Этапы проекта:

1)    Начальный этап – определение проблемы, постановка цели и задач проекта, сбор необходимой теоретической информации, диагностирование участников проекта.

2)    Этап разработки проекта – выбор направлений, форм и методов работы, разработка мероприятий.

3)    Этап реализации проекта – проведение мероприятий.

4)    Этап завершения проекта –мониторинг результативности, презентация проекта, самоанализ.

 

Ожидаемые результаты проекта.

1)    В «Родительском уголке» будут размещаться материалы для развития экологической культуры,  для чтения и обсуждения родителями, материалы по изучению экологической ситуации в России, в Чувашской Республике и на территории Козловского района по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Чувашской Республики, а также  материалы по  экологической  ситуации на территории Козловского района, которые будут периодически обогащаться и обновляться.

2)    Разработать план взаимодействия с семьей для организации систематизированной и целенаправленной работы с семьями воспитанников, направленную на формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания.

3)    На игровой площадке группы будут высажены кусты спиреи, увеличится число кормушек для зимующих птиц и скворечников.

4)    Организованная в детском саду выставка фотографий, отразит участие родителей и детей в проекте. Выставка призвана привлечь внимание взрослых к проблемам экологии Козловского района, привлечь других родителей к проблеме активного участия семьи в формировании предпосылок экологического сознания своих детей как одной из важнейших задач в современном мире.

5)    Публикация в районной газете «Знамя»» результатов реализации проекта позволит поделиться опытом организации проектной деятельности для решения проблем формирования экологического сознания родителей и детей.

Направления работы:

1)    «Нет мусору на наших улицах». Привлечь внимание детей и родителей на проблему засоренности улиц населенного пункта бытовым мусором. Побуждать выбрасывать бытовой мусор в специально отведенные места – мусорные урны и контейнеры.

2)    «Зимняя столовая». Обратить внимание взрослых и детей, что зимующие птицы нуждаются в помощи человека, а именно в организации зимних столовых  для птиц; формировать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к птицам.

3)    «Домик для скворца». Изготовить скворечники для развешивания их на личных приусадебных участках и игровой площадке группы; формировать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к птицам.

4)    «Раз кустик, два кустик…» Высадить кустарники спиреи на участке группы «Фиалочки; демонстрировать детям социально-активное поведение, формировать заботливое отношение к живой природе.

5)     «Самые юные экологи и их замечательные семьи». Организовать выставку семейных фотоальбомов, в которых запечатлено участие родителей и детей в проекте.

 

Формы реализации проекта:

1)    Тренинг родительской компетентности. Задачи – заинтересовать  родителей идеей совместной детско-родительской деятельности, направленной на достижение общей цели, обучить родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

2)    В совместной деятельности взрослого с ребенком:

А) Наблюдения за трудом взрослых, за живым объектом, сезонные целевые наблюдения. Задачи наблюдений – обогащать представления детей об окружающем мире; формировать доброжелательное отношение к природе, учить любоваться ею, не нанося вред; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту и разнообразие родной природы.

Б) Участие детей в изготовлении кормушек и скворечников родителями. Задачи –  обогащать детско-родительский опыт общения, привлекать внимание родителей к совместной с детьми трудовой деятельности, способствующей возникновению чувства единения, радости за результаты общего труда.

В) Посадка кустарников. Задачи: высадить зеленую ограду вдоль участка группы «Фиалочки; ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к труду, направленной на сохранение и бережное отношение к природе.

Г) Чтение художественной литературы на чувашском и на русском языке, имеющей экологическую тематику, направленную на формирование у детей 3-5 лет эмоционально-положительного отношения к природе, на формирование интереса к объектам живой природы. Задачи – ориентировать родителей на совместное чтение, показывать ценность домашнего чтения; учить использовать содержание прочитанного для формирования предпосылок экологического сознания детей.  

Д) Оформление фотовыставок и фотоальбомов в ходе реализации проекта, на которых запечатлено заботливое, бережное, эмоционально-положительное отношение ребенка к неживой природе, к объектам живой природы. Задачи – зафиксировать хронологию реализации проекта по каждой семье; вызвать чувство гордости у родителей  и детей за участие в экологическом проекте.

3)    В продуктивной деятельности (лепка, рисование) предложить детям выразить полученные в ходе реализации проекта знания. Средствами художественного творчества выразить свое отношение к окружающей природе, формировать предпосылки экологического сознания: лепка «Корм для Синички», рисование «Скворушку обрадуем».

4)    Игры с экологической направленностью –подвижные, дидактические. Задачи формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития движений, речи, игровых умений, общения. То, что малыши увидели в процессе наблюдения или общения со взрослыми, можно отобразить в специально организованных играх: дидактическая игра «Кто улетел?», эколого-психологическая игра «Дождик», игра «Солнышко и дождик», экологическая подвижная игра «Кот и воробушки» .

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта

«Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания»

Мероприятия

Формы м методы работы

Ресурсы,

место проведения

Сроки

Организация деятельности

Тренинг родительской компетентности

 

Анкетирование

Психологические игры и упражнения

«Нас с вами объединяет»,

«Чувства»,

«Приятное воспоминание»,

«Мой ребенок».

Педагог

Родители Медсестра детского сада

 

Анкета для родителей. (Приложение 1.)

Психологические игры и упражнения. (Приложение 2.)

Музыкальный зал

 

13.10-.2015г.

Взаимодействие с семьей родителя

«Книжка – наш друг»

Совместное чтение детей и родителей  произведений художественной литературы

«Книжкина минутка»

 

Совместное рисование детей и родителей

«Нарисуй стишок»

Педагог (как консультант)

 

Родители

Дети

 

«Добрые листочки» - отдельные листы в уголке для родителей, на которых представлены стихи на русском и чувашском языках для развития экологического сознания детей. (Приложение 3.)

В течение всего времени реализации проекта

Взаимодействие с семьей ребенка

 

Направление «Нет мусору на наших улицах»

«Наша гостья кукла Маша»

Игра

 

Педагог

Родители

Дети

Групповое помещение

 

Кукла Маша

Конфеты

Мусорное ведро

Групповое помещение

13.10-.2015г.

Специально организованная образовательная деятельность

Целевое наблюдение за трудом дворника во время прогулки

Наблюдение за трудом взрослых

 

Дворник

Территория детского сада

Ежедневно во время прогулки –

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Направление «Зимняя столовая»

Игра-путешествие «В гостях у Синички»

Детско-родительская игра Продуктивная деятельность – участие в изготовлении кормушки

Подвижная игра «Кот и воробушки» (на примере подвижной игры «Воробушки и автомобиль») (Приложение 5.)

Педагог

Родители

Дети

 

Перчаточная кукла бибабо Синичка, которая заболела.

Кормушка, заранее изготовленная одним из родителей.

Фотографии друзей Синички. (Приложение 4.)

Музыкальный зал

27.10-.2015г.

Специально организованная образовательная деятельность

Совместный труд родителей и детей -изготовление кормушек для птиц

Развешивание кормушек под окнами группы и дома

 

Информирование «Чем подкормить птиц зимой?» (Приложение 6.)

 

Родители

Дети

 

Кормушки

28.11-.2015г. – 10.12-.2015г.

Взаимодействие с семьей

Приготовление корма для птичек перед прогулкой

Игра «Столовая для птиц»

Педагог

Дети

Белый хлеб

Крупа

Семечки

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Наблюдение за птицами на кормушке

Наблюдение

Дидактические игра «Кто улетел?» (Приложение 5.)

 

Педагог

Дети

Ежедневно

Образовательная деятельность, осуществляемая в режимные моменты

Продуктивная деятельность Лепка «Корм для Синички»

Лепка

Педагог

Дети

Пластилин

17.12-.2015г.

Специально организованная образовательная деятельность

Организация фотовыставки «Добрые кормушки»

Экскурсия в «выставочный зал»

Педагог

Родители

Дети

30.12.-.2015г.

Взаимодействие с семьями

 

Направление «Домик для скворца»

Игра-путешествие «В гостях у Скворушки»

Детско-родительская игра Изготовление скворечника

Наблюдение за трудом взрослых

Педагог

Родители

Дети

 

Перчаточная кукла бибабо Скворушка.

Музыкальные записи для прослушивания.

Скворечник, заранее изготовленный одним из родителей.

 

16.11-.2015г.

Специально организованная образовательная деятельность

Совместный труд родителей и детей - изготовление скворечника

Изготовление и развешивание скворечников дома

Информирование

«Хороший скворечник»

(Приложение 6.)

Родители

Дети

Педагог

 

Скворечники

 

.

Взаимодействие с родителями ребенка

Продуктивная деятельность Рисование «Скворушку обрадуем»

Изготовление коллективного панно Трафаретное рисование картофелем

Педагог

Дети

 

Картофель

Рисунок педагога

«Наш скворечник»

 

Специально организованная образовательная деятельность

Организация фотовыставки  «Наш скворечник»

Экскурсия в «выставочный зал»

Педагог

Родители

Дети

 

.

Взаимодействие с семьей ребенка

Направление «Раз кустик, два кустик…»

«Путешествие в зеленый детский сад»

Игра-путешествие

Педагог

Дети

 

Рассада кустарника спиреи

09.11-.2015г.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

«Раз кустик, два кустик…»

Посадка кустов спиреи

Завхоз ДОУ

Педагог

Родители

Дети

 

Рассада кустов спиреи.

Лопаты, лейки.

Бросовый материал «Киндер-сюрприз» для ограждения вновь высаженных кустов.

12.12-.2015г. – 13.12-.2015г.

Специально организованная образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями детей

Эколого-психологические игры

Игры «Дождик»,

«Солнышко и дождик» (Приложение 5)

Педагог

Дети

Двусторонняя бумага голубого цвета

Зонт

 

.

Организованная деятельность, осуществляемая в режимные моменты

«Растите, наше кустики»

Беседа с родителями об уходе за вновь посаженными кустами.

Полив и рыхление.

Информирование «Спирея: посадка и уход»

(Приложение 6.)

Педагог

Родители

Дети

 

Лейки

Маленькие лопатки для рыхления почвы

Апрель и далее в весенне-летний период

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Взаимодействие с родителями

«Юные экологи и их замечательные родители»

Выставка фотоальбомов

Педагоги

Родители

Дети

 

Взаимодействие с семьями детей

Мониторинг проекта

Анкетирование.

Подведение итогов

 

Педагоги

Родители

.

Освещение на сайте ДОУ и в районной газете «Знамя» о результатах реализации проекта

 

Педагог

Родители

.

 

Риск проекта: высокая загруженность родителей, а также выезд части родителей на заработки за пределы Чувашии могут вызвать трудность для организации совместных детско-родительских мероприятий.

 

Мониторинг  проекта

        Для отслеживания результативности проекта мною была разработана анкета, которая призвана выявить основные позиции родителей в отношении личного участия в формировании предпосылок экологического сознания детей пятого года жизни. Анкетирование предполагается провести в начальный этап и на этапе завершения проекта. Методика обработки анкет заключается в оценке количества разнообразных вариантов ответов на предложенные вопросы, а также в подсчете количества выборов одинакового варианта ответа, т.е. оценке наиболее и наименее популярных позиций  при ответе на вопросы.

          Анкета содержит 4 вопроса. Первый вопрос анкеты призван выяснить насколько информированы родители моих воспитанников в вопросах экологии нашей местности, интересуются ли они и в какой степени интересуются вопросами экологического благополучия микрорайона, в котором проживают. Второй вопрос касается влияния состояния экологической обстановки на здоровье. Третий вопрос поможет выяснить уровень социальной активности каждого родителя, готовность внести личный вклад в дело сохранения и сбережения окружающей среды. Четвертый вопрос поможет выяснить мнение родителей о том, в каком возрасте возможно начать говорить с детьми на экологические темы. Разница результатов входного и итогового анкетирования должна продемонстрировать эффективность проекта, указать на недочеты и положительные моменты.

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

 

 

 

 

1.     Как вы оцениваете экологическую ситуацию в нашей местности, а именно на территории Козловского района Чувашской Республики? Обоснуйте свой ответ.

2.     Ощущаете ли Вы на себе или на своих детях влияние окружающей среды? Ответ обоснуйте.

3.     Можете ли Вы лично повлиять на экологическую ситуацию в нашей местности? Обоснуйте свой ответ.

4.     Как Вы считаете, возможно ли у детей третьего года жизни начинать формировать предпосылки экологического сознания? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Упражнение «Нас с вами объединяет...»

        Цель: выявить общие интересы, взгляды, проблемы, точки соприкосновения родителей для создания  ситуации «Я не один».

        Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и закончить следующее предложение: : «Я думаю, нас с вами объединяет...» Не называем пол, возраст, цвет волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если он не согласен. Этот человек продолжает игру дальше, кидая мяч кому-то другому. Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

        Обсуждение упражнения: «Что нового вы узнали о нас с вами. Кто хочет высказаться?»

Упражнение «Чувства»

       Родители получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе обсуждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса:

1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?

2) когда, по вашему мнению,  ребенок испытывает его по отношению к вам?

 

Упражнение «Приятное воспоминание»

        А теперь я предлагаю вам окунуться в мир  приятных воспоминаний, связанных общением с вашими детьми. Вспомните такой случай, опишите ситуацию и ваши переживания.

 

Упражнение «Мой ребенок…»

Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как мож­но продолжить фразу «Мой ребенок...» и в течение 2 минут запишите их. Что вам нравится из того, что вы написали? Что не нравится? С чем это связано?

 

 

 

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

3. Концерт силами детей «Русская природа».

4. Обсуждение с родителями увиденного.

• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение 3

Для вас, родители!

Рекомендуем прочитать вместе с детьми.

        «Литература должна идти рука об руку с впечатлениями ребенка, а иногда и убегать вперед, в сторону, за горизонт, приоткрывая еще неведомое, увлекая за собой…» С этой позицией Коробовой М.В., замечательным педагогом, автором  книги «Малыш в мире природы», нельзя не согласиться. Поэтому, дорогие родители, мы предлагаем вам вместе с вашими малышами заново перечитать любимые детские произведения и  взглянуть на  них с экологической точки зрения.

Рекомендуем вам для совместного чтения:

1.     Л. Квитко «Кисонька», «Скрипочка».

2.     А. Прокофьев «Про Галю-Галинку», «Хороши малыши».

3.     Детские стихи А.Прокофьева, А.Барто, Е.Благининой, Э.Мошковской, Ю.Мориц, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака,  В.Брюсова

4.     С.Я.Маршак «Детки в клетке»

5.     Аша Дэви «Принцесса учит уроки» (в пер. И.Токмаковой)

6.     З.Александрова «Машенька»

7.     М.Коробова «Аквариум»

8.     Потешки, считалочки, небылицы: «Белки на тележке», «Ворон на дубу», «Сорока-белобока», «Заинька серенький».

9.     «Французские народные песенки» (в пер. С.Я.Маршака, К.И.Чуковского): «Утята», «Рыбки», «Беленький котенок».

10.  Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа и Непунька», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Медвежата», «Воробьишко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Приложение 4

Для вас, родители!

Хороший скворечник!

Какова история возникновения скворечника?

           На странице 18 старинного трактата о птицах Джованни Пьетро Олина, напечатанного в Риме в 1622 году, описывается скворец, а против текста помещена гравюра. На этой гравюре на первом плане изображен скворец, а позади – глиняный горшкоподобный сосуд с отверстием, прикрепленный к дереву. По всей видимости, это одно из самых ранних изображений искусственного гнездилища для скворца. Есть и более старые изображения таких скворечников. Триптих, написанный Герардом Давидом около 1500 года, изображает глиняные гнездилища, развешанные на стене: из летков этих урн или горшков вылетают самые разнообразные птицы.

           Можно полагать, что подобного рода скворечники были широко распространены в Голландии уже в раннем средневековье. Но не в других странах, так как в известной «Орнитологии» итальянца Альдрованди прямо указывается, что эти скворечники - изобретение фламандцев. Альдрованди в 1599 году пишет: «Как я слыхал, голландцы устраивают для скворцов даже искусственные гнездилища, подобные тем, которые мы описывали в главе о воробьях, на местном наречии называемые Spraewe-potten, то есть сосуды для скворцов».

приспособлениями или притягиваются проволокой. Это необходимо, чтобы различные хищники не смогли проникнуть внутрь домика.
• Развесить скворечники лучше задолго до прилета птиц, чтобы гнездовья приобрели более естественный, природный вид. Такие домики птицы занимают быстрее.
• Дуплянки и скворечники должны быть скромны и малозаметны. Развешивать их надо в тихих местах с учетом повадок и поведения птиц – их будущих хозяев.
• Развешивать искусственные гнездовья нужно таким образом, чтобы не наносить вреда деревьям – лучше всего с помощью проволоки. Не развешивайте много гнездовий в одном месте, вблизи друг друга – большая часть ваших скворечников останется незанятой.


 

 

Для вас, родители!

Спирея: посадка и уход

 

        Сроки посадки спирей зависят от времени цветения вида. Спиреи, цветущие весной, лучше сажать осенью. До весны куст хорошо укоренится и к весне покроется белым цветом. Спиреи летнего цветения можно сажать и весной, и осенью.

       При посадке всех спирей, независимо от срока цветения, неукоснительно соблюдается правило: весенняя посадка – до распускания листьев, осенняя – после окончания листопада.

       Если саженец с открытой корневой системой – приведите в соответствие наземную и подземную части растения. То есть укоротите слишком разросшиеся корни, а при поврежденных и сильно пересушенных корнях укоротите ветви.

       Саженец с закрытой корневой системой выньте из контейнера, хорошо пролейте водой, а при необходимости (если ком сильно пересушен) замочите в ведре с водой, и только после этого высадите на выбранное место.

       Спиреи светолюбивы. Лучшее место для них – солнечное. Но легко вынесут они и полутень, правда, цветение будет не таким обильным, как могло бы. Почва тоже подойдет любая, даже не очень плодородная.

       Большинство спирей не нужно часто поливать. Но есть исключения: спирея войлочная влаголюбива настолько, что хорошо растет на влажных участках.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература и интернет-сайты:

1.     Грэйс  Крайг, Дон Бокум Психология развития. 9-е издание. Изд. дом «Питер». Стр. 381.

2.     Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2—7-2010.

3.     Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4.     От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5.     Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6.     Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г.Васильева, И.В.Махалова. – Чебоксары: «Новое время», 2010.

7.     Толстой Л.Н. "Роль примера и подражания в воспитании", Педагогические соч.-М., 1953-С. 402-403.

8.     Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.2660-10.

9.     Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

10. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. // №2, 2005г.  

11. +ёлку=. Родник: хрестоматия. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.

12. http://www.tvoyrebenok.ru. «Твой ребенок. Сайт для умных родителей».

13. http://www.mnr.gov.ru Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». http://www.mnr.gov.ru

15. http://www.kormuha.ru «Кормушка для птиц»

16. http://ecologico.ru  Блог об экологии дома и здоровье человека. Рубрика «Эковоспитание детей».

17. http://www.babylessons.ru Детские уроки. Прогулка на улице. Экологические игры.

18. http://www.razumniki.ru  Разумники.ru.  Произведения на экологическую тему для совместного чтения родителей и детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shoshorinoy_ng.docx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"

От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...

Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».

Развитие речи дошкольника - одна из составляющих успеха обучения в школе....

Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»

Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении д...