Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Развитие речи дошкольника - одна из составляющих успеха обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._sobranie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».

Предварительная работа :

  1. Подготовить  с родителями видеофильмы  с участием детей
  2. Пословицы и поговорки для оформления зала.
  3. Подобрать для выставки  игры  и дидактических пособия, способствующие обогащению и активизации словаря дошкольников.
  4. Подготовить оборудование и материалы  для проведения развлечение «Путешествие в страну слов».
  1. Сообщение воспитателя.

       Тема нашей встречи очень важна и актуальна – Развитие речи детей  пятого года жизни. Мы работаем над этой важной  и сложной задачей, начиная со 2 младшей группы и до самого выпуска детей в  школу.   В школе  РАЗВИТИЕ РЕЧИ детей – одна из самых главных задач обучения. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком,  является процессом многоаспектным по своей природе и  органически связано с умственным развитием человека. На пятом году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более  любознательны, самостоятельны и активны в освоении  социальной и природной действительности. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной,  разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

       Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. «Чтобы научиться говорить – надо говорить».          Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:

  1. Воспитание звуковой культуры речи ( Планруем собрание на следующий год, т.к. очень много деток с нарушениями звукопроизношения)
  2.  Обогащение активного и пассивного словаря
  3.  Формирование грамматического строя речи
  4.  Развитие  связной речи

       Невозможно на одной встрече освятить все эти направления. Поэтому мы сегодня остановимся только на одной  -  словарная работа – то есть – планомерное обогащение словаря дошкольников.  Расширение словаря детей идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Различается активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это слова, которые ребёнок понимает, знает, но не использует. Пассивный словарь обычно больше активного. Активный словарь – это слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Вы каждый можете дома протестировать своих ребятишек – предложите им пересказать сказку или коротенький рассказ, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картине и проанализируйте их рассказы: как близко к тексту они передают содержание, какие слова употребляют, используют ли прилагательные, часто ли затрудняются в подборе слов. Очень часто мы просим вас, чтобы ваши дети пересказали вам ту или иную сказку, рассказали рассказ, который мы составляли с ними на занятии. Детям мы всегда говорим – «Обязательно расскажите эту сказку дома, папе, маме, бабушке». В родительском уголке есть раздел «Учим в группе и дома». На каждом собрании мы заостряем ваше внимание на том, что еженедельно мы помещаем в этот раздел  темы и задачи занятий, которые мы будем проводить с детьми на этой неделе. Мы хотим, чтобы вы были в курсе того, что нового дети узнают в саду на занятиях и в свободной деятельности, чтобы вы обязательно беседовали с ребятами, и они рассказывали вам то, что они узнали. Дети будут делиться с вами тогда, когда они поймут, что это, действительно важно для вас и интересно.

       В подготовительной группе психологи детского сада и школы, учителя начальных классов проверяют готовность детей к обучению в школе. Развитию речи, объёму активного словаря детей они уделяют самое большое внимание (активный словарь пятилетнего ребёнка к концу года должен насчитывать 3000 слов). Те дети, у которых большой словарный запас легко учатся в школе, они могут пересказать любое произведение, составить рассказ  по картине, по предмету, из личного опыта. Детям, с низким уровнем словаря, очень трудно учиться в школе, особенно по гуманитарным предметам, где необходимо рассказывать – природа, литература, география, история и т.д.

       Существует множество методов и приёмов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:

  • специальные занятия – 1 раз в неделю
  • дидактические, развивающие, настольные игры (чуть попозже, мы познакомим вас с выставкой таких игр)
  • подвижные игры с текстом
  • сюжетно-ролевые игры (любимые игры наших деток: «Больница», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин»
  • драматизация сказок и сюжетных стихотворений ( начинаем учить детей управлять куклами, скоро будем показывать вам кукольный театр
  • специальные игровые упражнения - их очень много и мы проводим их в разные отрезки времени, как на занятиях, так и в свободной деятельности
  • чтение художественной литературы, рассказывание сказок с участие детей
  • заучивание стихотворений
  • рассматривание картин, иллюстраций, беседа по ним

И многое, многое другое.

Хочется отметить, что наша работа будет совершенной и приносить 100% результат только тогда, когда родители тоже будут обращать внимание на речь детей, на то, сколько слов они используют, правильно ли и к месту их называют. Готовясь к собранию, мы предложили нескольким семьям снять небольшие ролики о том, как они дома помогают своим деткам активизировать и обогащать свой активный словарь.

  1. Просмотр фильма.
  1. Реут Е.Б Развивающая игра
  2. Новосёлова Е.Н. – беседа по тексту
  3. Тищенко Н.В. – потешка, объяснение новых слов

III.Беседа по содержанию  фильма.

IY. Что могут сделать родители для своего ребёнка, чтобы речь его была красива и выразительна?

       Прежде всего, необходимо как можно больше и чаще беседовать с малышом на самые разнообразные темы. Я повторюсь, но ещё раз приведу вам эти слова -  «Чтобы научиться говорить – надо говорить». И если Вы заметили, что у вашего ребёнка есть проблемы – не откладывайте в долгий ящик, начинайте их исправлять. Чем больше времени  вы будете уделять вашим детям в дошкольном возрасте, тем меньше им будет требоваться ваша помощь в школе. Все основные психические процессы закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Но не переусердствуйте. Обучение дошкольника – это, прежде всего игра – интересная и увлекательная. Мы хотим предложить Вам игры, которые не требуют дополнительного времени, только ваше желание.

Игры по дороге в детский сад: «Скажи много слов про деревья», «Расскажи, какая сегодня погода, солнце, небо», «Что нового ты заметил?» и т.д.

Игры на кухне: «Какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку?», «Кто нам помогает на кухне?» (бытовая техника). «Какие продукты необходимо купить в магазине?» и другие, которые вы можете придумать сами. Главное – активизировать речь ребёнка, чтобы он отвечал вам полными  предложениями, использовал прилагательные.

Y. Мамы и папы играют.

      Все родители с самого начала собрания сидят вокруг 4-х столов. Воспитатель предлагает им поиграть. За каждым столом выбирается «взрослый», который объясняет правила игры,  где можно играть в эту игру, и какая цель преследуется. Остальные участники игры – дети. «Взрослые» по очереди проводят игру. В конце воспитатель делает обобщение.

1 стол  - «Я заметил» (Взрослый предлагает ребёнку называть предметы, мимо которых они проходят. А ещё обязательно указывать какие они, подбирая как можно больше прилагательных. (Ребёнок и взрослый говорят по очереди.)

2 стол  - «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». ( Ребёнок и взрослый вспоминают и называют по очереди вкусные слова ( можно «сладкие», «горькие»,  «солёные», «кислые» и т.д.)

3 стол   - «Доскажи словечко»  (Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: Ворона каркает, а воробей….Сова летает, а заяц…..)

4 стол -  «Давай искать на кухне слова» (Какие слова можно вынуть из борща (Винегрета, кухонного шкафа и т.д)?)

YI.  Выставка игр, дидактических пособий, способствующих активизации уточнению и обогащению словаря. (Особое внимание уделить тому, что играть нужно вместе с детьми, а не просто купить им игру и устраниться. Познакомить с правилами, соблюдать их, усложнять по мере усвоения).

YIII. «Путешествие в страну слов»

Звучит  «Сказочная мелодия» Чайковского. В зал входят дети, встают полукругом.

Воспитатель. Какое сейчас время суток? Правильно, вечер. Вы уже все немного устали, соскучились по своим родителям. Но я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? Тогда возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Вот теперь у всех хорошее настроение и мы готовы к путешествию.

- Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?

-Как можно назвать всё это одним словом?

- Молодцы. А мы сегодня будем путешествовать на поезде. Посмотрите, какой чудесный ПАРОВОЗИК ждёт своих пассажиров. Сколько вагонов в нашем поезде? Но прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовиться

Дети под музыку выполняют массаж тела

1.(Поглаживают глазки)

- Вы готовы, глазки?

- Да (смотрят в бинокль)

2. (Поглаживают ушки)

- Вы готовы, ушки?

- Да! (прикладывают ладони к ушам)

3. (Поглаживают ручки)

- Вы готовы ручки?

- Да! (хлопают в ладоши)

4. (Поглаживают ножки)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (притопывают)

5. (Разводят руки в стороны)

- Вы готовы?

- Да! (обнимают себя руками).

Воспитатель. Вот теперь мы, действительно готовы.  

Воспитатели раздают билетики с номером вагончика, дети рассаживаются в вагоны, воспитатель предлагает поиграть, пока поезд едет.

Воспитатель. Посмотрите в окошечки, мы едем через лес. А кто живёт в лесу?

- Какие ещё животные живут в лесу?

 - Как их можно назвать одним словом?

- А вы знаете, как называются домики животных?

- Как называется домик лисы?  (добиваться полных ответов)

- Где зимует медведь?

- Как называется домик волка?

- А белочка куда прячется от дождя и мороза?

- Что строят себе бобры?

- Как называется домик барсука?

- Есть ли домик у зайчика?

 Воспитатель достаёт большой конверт.

Воспитатель. Лисичка прислала вам свою фотографию. Хотите посмотреть? Красавица. Она хочет, чтобы вы назвали про неё много-много слов.

Воспитатель. Вот мы и приехали. Первая остановка. Она называется «Лесная полянка». Выходите только детки из 1 вагона, а остальные подождите нас.

Выходят дети из 1 вагона

Воспитатель. Здравствуй, лес, дремучий лес,

                             Полный сказок и чудес.

Дети идут за воспитателем, изображая животных

- медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях перед  собой)

- лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой )

- тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены)

- волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются)

- филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз)

По окончанию разминки из-за ширмы выходят взрослые ЗАЙЧИХА, МЕДВЕДИЦА, ЛИСИЦА

Лиса Здравствуйте, дети. Как хорошо, что вы приехали в наш лес. Вы нас узнали?  Кто я?  (

Медведица: А я кто?

Зайчиха: А я кто?

Медведица: Вы знаете, как зовут детёнышей у медведицы?  (медвежата)

А у зайчихи? (Зайчата)   А у Лисицы? (лисята)

Зайчиха: Наши детки попросились в лес поиграть, да что-то долго их нет, может они заблудились? Вы поможете нам их найти?  Не побоитесь в лес идти?

Лиса: Тогда, мы вас тут подождём, а вы найдите и принесите нам наших деток, только не перепутайте их.

Дети идут искать детёнышей животных, находят их под деревьями, приносят и отдают «мамам», говоря – ЗАЙЧИХА, ВОТ ТВОИ ЗАЙЧАТА.

Затем прощаются, садятся в вагон и едут дальше.

Воспитатель. Следующая остановка называется «Огородная», выходят дети из 2 вагона.

Приглашаем в огород.  О.Новиковская

Приглашаем народ:

- Заходите в огород!

Проходите между гряд-

Там огурчики лежат,

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

Наберём мы овощей

Для себя и для друзей.

Сделать руками жест к «себе»

Развести руки в стороны перед собой

Указательные и средние пальцы рук «шагают как ножки»

Сложить пальцы в форме овала

Сложить пальцы в форме круга

Сложить пальцы в форме сердечка

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи

К детям выходит Бабушка-огородница с мешочком в руках

Бабушка-огородница. Здравствуйте, дети. Добро пожаловать  на мой огород. А вы знаете, что растёт на огороде? А какие овощи вы знаете?  А что можно приготовить из овощей? А вы сможете узнать овощи с закрытыми глазами? У меня есть чудесный мешочек, в который я собрала овощи со своего огорода. Вы не будете закрывать глаза, а просто опускайте в мешочек руку, ощупывайте овощ и называйте его. (Когда дети ощупывают, Огородница спрашивает: « Какой по размеру? Какой по форме?»)

Бабушка-огородница  Я хочу сегодня сделать на ужин овощной салат и фруктовый. Помогите мне в одну вазу выбрать фрукты, а в другую овощи.   (Дети вместе с воспитателем выбирают муляжи овощей и фруктов, необходимых для салатов)  

Бабушка-огородница : Спасибо, ребята. Если я сделаю салат из овощей (показывает на овощи), он будет какой?    (Овощной)

- а из фруктов? (Показывает)    (Фруктовый)

Дети прощаются,  садятся в вагончик. Поезд едет дальше. На станции «Загадки» выходят дети из 3-го вагона.

Воспитатель. Поезд прибыл на станцию «Загадки».  Загадки отгадывать очень трудно, нужно внимательно слушать, думать, а потом отвечать. Давайте подготовимся.

Как живёшь?

Как живёшь?

- Вот так!

А плывёшь?

- Вот так!

Как бежишь?

- Вот так.

Вдаль глядишь?

- Вот так.

Ждёшь обед?

- Вот так

Машешь вслед

- Вот так

Утром спишь

- Вот так

А шалишь?

- Вот так.

Большой палец вверх, остальные в кулачок.

Изображают пловцов.

Руки согнуты в локтях, имитация бега

Руку поднести ко лбу

Правой рукой подпереть щёку

Машем одной рукой

Руки под головой

Ладошками по надутым щекам

Воспитатель. Помните, мы читали книжку про Незнайку, как он сочинял стихи?  А вам хотелось бы, чтобы Незнайка пришёл к вам в гости?

Выходит Незнайка

Незнайка: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А вы знаете, кто написал про меня книжку?  (Н.Носов)

Мне так понравилось придумывать рифмы, что я написал новые стихи. Хотите послушать?

Воспитатель: Только слушайте внимательно, вдруг Незнайка опять что-нибудь напутал.

Незнайка:

1.Это стул – на нём лежат,

Это стол – на нём сидят,

Вот кровать  - на ней едят,

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване продукты лежат.

Дети называют ошибки

2.Хи-хи-хи, да ха – ха – ха!!!

Муха съела паука!

А Алёшенька дружок

Съел стиральный порошок

Ну а бабочки-подружки

Паутину ткут для мушки.

Где здесь правда, а где нет?

Дайте мне скорей ответ

Незнайка: Да, непростое это дело – стихи писать. Пойду-ка я опять к Цветику, может он меня научит. Прощается и уходит.

Воспитатель. А сейчас поиграем с мячом. Я буду произносить предложение, а вы его закончите. (Предложение заканчивает тот, кому воспитатель бросает мяч)

Сахар сладкий, а перец…….

Летом листья зелёные, а осенью……

Дорога широкая, а тропинка………

Пластилин мягкий, а камень……

Муравьишка лёгкий, а слон……….

Доктор Айболит добрый, а Карабас Барабас….

Перышко лёгкое, а гиря…….

Дети садятся в поезд и едут дальше.

Воспитатель: Наш поезд приближается к последней станции, которая называется «Игровая». Ребята, выходите все из вагонов, берите своих мам, будем все вместе играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни"

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни". (Характеристика речи ребёнка. Речевая среда. Причины речевых нарушений. Создание условий для речевого развития детей)....

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Тема нашей встречи "развитие речи детей пятого года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с ...

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи  детей пятого года жизни»....

Родительское собрание "Развитие речи детей пятого года жизни"

Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.  Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей, методами и приёмами её развития;  познак...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»

Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....

Родительское собрание. Развитие речи детей пятого года жизни

Родительское собрание группа №2 "Солнечный город". Тема: "Развитие речи детей пятого года жизни"...

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Цель материала - знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;  привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....