Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи дошкольника - одна из составляющих успеха обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._sobranie.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».
Предварительная работа :
- Подготовить с родителями видеофильмы с участием детей
- Пословицы и поговорки для оформления зала.
- Подобрать для выставки игры и дидактических пособия, способствующие обогащению и активизации словаря дошкольников.
- Подготовить оборудование и материалы для проведения развлечение «Путешествие в страну слов».
- Сообщение воспитателя.
Тема нашей встречи очень важна и актуальна – Развитие речи детей пятого года жизни. Мы работаем над этой важной и сложной задачей, начиная со 2 младшей группы и до самого выпуска детей в школу. В школе РАЗВИТИЕ РЕЧИ детей – одна из самых главных задач обучения. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. На пятом году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной, разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. «Чтобы научиться говорить – надо говорить». Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:
- Воспитание звуковой культуры речи ( Планруем собрание на следующий год, т.к. очень много деток с нарушениями звукопроизношения)
- Обогащение активного и пассивного словаря
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи
Невозможно на одной встрече освятить все эти направления. Поэтому мы сегодня остановимся только на одной - словарная работа – то есть – планомерное обогащение словаря дошкольников. Расширение словаря детей идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Различается активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это слова, которые ребёнок понимает, знает, но не использует. Пассивный словарь обычно больше активного. Активный словарь – это слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Вы каждый можете дома протестировать своих ребятишек – предложите им пересказать сказку или коротенький рассказ, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картине и проанализируйте их рассказы: как близко к тексту они передают содержание, какие слова употребляют, используют ли прилагательные, часто ли затрудняются в подборе слов. Очень часто мы просим вас, чтобы ваши дети пересказали вам ту или иную сказку, рассказали рассказ, который мы составляли с ними на занятии. Детям мы всегда говорим – «Обязательно расскажите эту сказку дома, папе, маме, бабушке». В родительском уголке есть раздел «Учим в группе и дома». На каждом собрании мы заостряем ваше внимание на том, что еженедельно мы помещаем в этот раздел темы и задачи занятий, которые мы будем проводить с детьми на этой неделе. Мы хотим, чтобы вы были в курсе того, что нового дети узнают в саду на занятиях и в свободной деятельности, чтобы вы обязательно беседовали с ребятами, и они рассказывали вам то, что они узнали. Дети будут делиться с вами тогда, когда они поймут, что это, действительно важно для вас и интересно.
В подготовительной группе психологи детского сада и школы, учителя начальных классов проверяют готовность детей к обучению в школе. Развитию речи, объёму активного словаря детей они уделяют самое большое внимание (активный словарь пятилетнего ребёнка к концу года должен насчитывать 3000 слов). Те дети, у которых большой словарный запас легко учатся в школе, они могут пересказать любое произведение, составить рассказ по картине, по предмету, из личного опыта. Детям, с низким уровнем словаря, очень трудно учиться в школе, особенно по гуманитарным предметам, где необходимо рассказывать – природа, литература, география, история и т.д.
Существует множество методов и приёмов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:
- специальные занятия – 1 раз в неделю
- дидактические, развивающие, настольные игры (чуть попозже, мы познакомим вас с выставкой таких игр)
- подвижные игры с текстом
- сюжетно-ролевые игры (любимые игры наших деток: «Больница», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин»
- драматизация сказок и сюжетных стихотворений ( начинаем учить детей управлять куклами, скоро будем показывать вам кукольный театр
- специальные игровые упражнения - их очень много и мы проводим их в разные отрезки времени, как на занятиях, так и в свободной деятельности
- чтение художественной литературы, рассказывание сказок с участие детей
- заучивание стихотворений
- рассматривание картин, иллюстраций, беседа по ним
И многое, многое другое.
Хочется отметить, что наша работа будет совершенной и приносить 100% результат только тогда, когда родители тоже будут обращать внимание на речь детей, на то, сколько слов они используют, правильно ли и к месту их называют. Готовясь к собранию, мы предложили нескольким семьям снять небольшие ролики о том, как они дома помогают своим деткам активизировать и обогащать свой активный словарь.
- Просмотр фильма.
- Реут Е.Б Развивающая игра
- Новосёлова Е.Н. – беседа по тексту
- Тищенко Н.В. – потешка, объяснение новых слов
III.Беседа по содержанию фильма.
IY. Что могут сделать родители для своего ребёнка, чтобы речь его была красива и выразительна?
Прежде всего, необходимо как можно больше и чаще беседовать с малышом на самые разнообразные темы. Я повторюсь, но ещё раз приведу вам эти слова - «Чтобы научиться говорить – надо говорить». И если Вы заметили, что у вашего ребёнка есть проблемы – не откладывайте в долгий ящик, начинайте их исправлять. Чем больше времени вы будете уделять вашим детям в дошкольном возрасте, тем меньше им будет требоваться ваша помощь в школе. Все основные психические процессы закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Но не переусердствуйте. Обучение дошкольника – это, прежде всего игра – интересная и увлекательная. Мы хотим предложить Вам игры, которые не требуют дополнительного времени, только ваше желание.
Игры по дороге в детский сад: «Скажи много слов про деревья», «Расскажи, какая сегодня погода, солнце, небо», «Что нового ты заметил?» и т.д.
Игры на кухне: «Какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку?», «Кто нам помогает на кухне?» (бытовая техника). «Какие продукты необходимо купить в магазине?» и другие, которые вы можете придумать сами. Главное – активизировать речь ребёнка, чтобы он отвечал вам полными предложениями, использовал прилагательные.
Y. Мамы и папы играют.
Все родители с самого начала собрания сидят вокруг 4-х столов. Воспитатель предлагает им поиграть. За каждым столом выбирается «взрослый», который объясняет правила игры, где можно играть в эту игру, и какая цель преследуется. Остальные участники игры – дети. «Взрослые» по очереди проводят игру. В конце воспитатель делает обобщение.
1 стол - «Я заметил» (Взрослый предлагает ребёнку называть предметы, мимо которых они проходят. А ещё обязательно указывать какие они, подбирая как можно больше прилагательных. (Ребёнок и взрослый говорят по очереди.)
2 стол - «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». ( Ребёнок и взрослый вспоминают и называют по очереди вкусные слова ( можно «сладкие», «горькие», «солёные», «кислые» и т.д.)
3 стол - «Доскажи словечко» (Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: Ворона каркает, а воробей….Сова летает, а заяц…..)
4 стол - «Давай искать на кухне слова» (Какие слова можно вынуть из борща (Винегрета, кухонного шкафа и т.д)?)
YI. Выставка игр, дидактических пособий, способствующих активизации уточнению и обогащению словаря. (Особое внимание уделить тому, что играть нужно вместе с детьми, а не просто купить им игру и устраниться. Познакомить с правилами, соблюдать их, усложнять по мере усвоения).
YIII. «Путешествие в страну слов»
Звучит «Сказочная мелодия» Чайковского. В зал входят дети, встают полукругом.
Воспитатель. Какое сейчас время суток? Правильно, вечер. Вы уже все немного устали, соскучились по своим родителям. Но я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? Тогда возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Вот теперь у всех хорошее настроение и мы готовы к путешествию.
- Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?
-Как можно назвать всё это одним словом?
- Молодцы. А мы сегодня будем путешествовать на поезде. Посмотрите, какой чудесный ПАРОВОЗИК ждёт своих пассажиров. Сколько вагонов в нашем поезде? Но прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовиться
Дети под музыку выполняют массаж тела
1.(Поглаживают глазки)
- Вы готовы, глазки?
- Да (смотрят в бинокль)
2. (Поглаживают ушки)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (прикладывают ладони к ушам)
3. (Поглаживают ручки)
- Вы готовы ручки?
- Да! (хлопают в ладоши)
4. (Поглаживают ножки)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (притопывают)
5. (Разводят руки в стороны)
- Вы готовы?
- Да! (обнимают себя руками).
Воспитатель. Вот теперь мы, действительно готовы.
Воспитатели раздают билетики с номером вагончика, дети рассаживаются в вагоны, воспитатель предлагает поиграть, пока поезд едет.
Воспитатель. Посмотрите в окошечки, мы едем через лес. А кто живёт в лесу?
- Какие ещё животные живут в лесу?
- Как их можно назвать одним словом?
- А вы знаете, как называются домики животных?
- Как называется домик лисы? (добиваться полных ответов)
- Где зимует медведь?
- Как называется домик волка?
- А белочка куда прячется от дождя и мороза?
- Что строят себе бобры?
- Как называется домик барсука?
- Есть ли домик у зайчика?
Воспитатель достаёт большой конверт.
Воспитатель. Лисичка прислала вам свою фотографию. Хотите посмотреть? Красавица. Она хочет, чтобы вы назвали про неё много-много слов.
Воспитатель. Вот мы и приехали. Первая остановка. Она называется «Лесная полянка». Выходите только детки из 1 вагона, а остальные подождите нас.
Выходят дети из 1 вагона
Воспитатель. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Дети идут за воспитателем, изображая животных
- медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях перед собой)
- лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой )
- тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены)
- волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются)
- филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз)
По окончанию разминки из-за ширмы выходят взрослые ЗАЙЧИХА, МЕДВЕДИЦА, ЛИСИЦА
Лиса Здравствуйте, дети. Как хорошо, что вы приехали в наш лес. Вы нас узнали? Кто я? (
Медведица: А я кто?
Зайчиха: А я кто?
Медведица: Вы знаете, как зовут детёнышей у медведицы? (медвежата)
А у зайчихи? (Зайчата) А у Лисицы? (лисята)
Зайчиха: Наши детки попросились в лес поиграть, да что-то долго их нет, может они заблудились? Вы поможете нам их найти? Не побоитесь в лес идти?
Лиса: Тогда, мы вас тут подождём, а вы найдите и принесите нам наших деток, только не перепутайте их.
Дети идут искать детёнышей животных, находят их под деревьями, приносят и отдают «мамам», говоря – ЗАЙЧИХА, ВОТ ТВОИ ЗАЙЧАТА.
Затем прощаются, садятся в вагон и едут дальше.
Воспитатель. Следующая остановка называется «Огородная», выходят дети из 2 вагона.
Приглашаем в огород. О.Новиковская
Приглашаем народ: - Заходите в огород! Проходите между гряд- Там огурчики лежат, Помидоры висят, Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. Наберём мы овощей Для себя и для друзей. | Сделать руками жест к «себе» Развести руки в стороны перед собой Указательные и средние пальцы рук «шагают как ножки» Сложить пальцы в форме овала Сложить пальцы в форме круга Сложить пальцы в форме сердечка Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи |
К детям выходит Бабушка-огородница с мешочком в руках
Бабушка-огородница. Здравствуйте, дети. Добро пожаловать на мой огород. А вы знаете, что растёт на огороде? А какие овощи вы знаете? А что можно приготовить из овощей? А вы сможете узнать овощи с закрытыми глазами? У меня есть чудесный мешочек, в который я собрала овощи со своего огорода. Вы не будете закрывать глаза, а просто опускайте в мешочек руку, ощупывайте овощ и называйте его. (Когда дети ощупывают, Огородница спрашивает: « Какой по размеру? Какой по форме?»)
Бабушка-огородница Я хочу сегодня сделать на ужин овощной салат и фруктовый. Помогите мне в одну вазу выбрать фрукты, а в другую овощи. (Дети вместе с воспитателем выбирают муляжи овощей и фруктов, необходимых для салатов)
Бабушка-огородница : Спасибо, ребята. Если я сделаю салат из овощей (показывает на овощи), он будет какой? (Овощной)
- а из фруктов? (Показывает) (Фруктовый)
Дети прощаются, садятся в вагончик. Поезд едет дальше. На станции «Загадки» выходят дети из 3-го вагона.
Воспитатель. Поезд прибыл на станцию «Загадки». Загадки отгадывать очень трудно, нужно внимательно слушать, думать, а потом отвечать. Давайте подготовимся.
Как живёшь?
Как живёшь? - Вот так! А плывёшь? - Вот так! Как бежишь? - Вот так. Вдаль глядишь? - Вот так. Ждёшь обед? - Вот так Машешь вслед - Вот так Утром спишь - Вот так А шалишь? - Вот так. | Большой палец вверх, остальные в кулачок. Изображают пловцов. Руки согнуты в локтях, имитация бега Руку поднести ко лбу Правой рукой подпереть щёку Машем одной рукой Руки под головой Ладошками по надутым щекам |
Воспитатель. Помните, мы читали книжку про Незнайку, как он сочинял стихи? А вам хотелось бы, чтобы Незнайка пришёл к вам в гости?
Выходит Незнайка
Незнайка: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А вы знаете, кто написал про меня книжку? (Н.Носов)
Мне так понравилось придумывать рифмы, что я написал новые стихи. Хотите послушать?
Воспитатель: Только слушайте внимательно, вдруг Незнайка опять что-нибудь напутал.
Незнайка:
1.Это стул – на нём лежат,
Это стол – на нём сидят,
Вот кровать - на ней едят,
В шифоньере гости спят.
В холодильнике платья висят,
А на диване продукты лежат.
Дети называют ошибки
2.Хи-хи-хи, да ха – ха – ха!!!
Муха съела паука!
А Алёшенька дружок
Съел стиральный порошок
Ну а бабочки-подружки
Паутину ткут для мушки.
Где здесь правда, а где нет?
Дайте мне скорей ответ
Незнайка: Да, непростое это дело – стихи писать. Пойду-ка я опять к Цветику, может он меня научит. Прощается и уходит.
Воспитатель. А сейчас поиграем с мячом. Я буду произносить предложение, а вы его закончите. (Предложение заканчивает тот, кому воспитатель бросает мяч)
Сахар сладкий, а перец…….
Летом листья зелёные, а осенью……
Дорога широкая, а тропинка………
Пластилин мягкий, а камень……
Муравьишка лёгкий, а слон……….
Доктор Айболит добрый, а Карабас Барабас….
Перышко лёгкое, а гиря…….
Дети садятся в поезд и едут дальше.
Воспитатель: Наш поезд приближается к последней станции, которая называется «Игровая». Ребята, выходите все из вагонов, берите своих мам, будем все вместе играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родительского собрания на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни"
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни". (Характеристика речи ребёнка. Речевая среда. Причины речевых нарушений. Создание условий для речевого развития детей)....
Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"
Тема нашей встречи "развитие речи детей пятого года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с ...
Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».
Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни»....
Родительское собрание "Развитие речи детей пятого года жизни"
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей, методами и приёмами её развития; познак...
Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....
Родительское собрание. Развитие речи детей пятого года жизни
Родительское собрание группа №2 "Солнечный город". Тема: "Развитие речи детей пятого года жизни"...
Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"
Цель материала - знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....