Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»
методическая разработка (средняя группа)

Ирина Петровна Ризельян

Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»

Ризельян Ирина Петровна,Жабко Тамара Валентиновна,  воспитатели «Северное сияние» филиал МБДОУ«Детский сад № 29 «Рябинушка» г.Инта, республика Коми

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.

Ход мероприятия:              

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Навыки правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

 Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы  хотим  предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему

 П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения,  обычаи, нравы - можно передать только с помощью речи. Но речь - не только средство общения, это главный инструмент мышления.

Рассмотрим, из чего складывается речь.

 «Компоненты речи»

1. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей). (ЗКР)

Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

2. Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. (формирование словаря)

3. В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как это образование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. (грамматический строй речиНапример: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

4.  СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поговорим о факторах успешного речевого развития ребенка.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

А сейчас проведём игру-эстафету, где каждый продолжит предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3. Строение артикуляционного аппарата.

От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики напрямую связано с речью.

Предлагаю «Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

Показ фотографий детей.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях.  Можно играть в сказки.

Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать Незнайку, каждый, кто получил Незнайку, продолжает сказку.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное  значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Комплексы дыхательной гимнастики вы можете посмотреть в нашей картотеке. Игра "Футбол" (родители строят ворота из лего, скатывают мяч из ваты,  играют в футбол). Предложить другие игры, дыхательные упражнения.

Играем с родителями.

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы большое внимание обращаем на:

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие наблюдательности и любознательности;

-совершенствование навыков общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;

- развитие эстетического восприятия, понимания содержания художественных произведений;

- обучение логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;

- совершенствование звуковой культуры речи;

-умение отвечать краткими и развернутыми предложениями;

- обучение правильному согласованию слов в предложении.

Используем схемы, алгоритм составления описательного рассказа

Мы часто пишем на нашем интерактивном стенде домашние задания, рекомендации не просто так, а чтобы вы дома занимались развитием речи ребёнка.

А теперь предлагаем поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Родители делятся своим опытом.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

«Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд. и т. д.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышленияречевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот» (показываем видео)

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

«Четвёртый лишний». (играем и показываем видео)

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

«Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?» (ВИДЕО)

На конкретный вопрос типа«Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.

К чему мы будем стремиться, что должен уметь ребёнок к 5 годам?

-Употреблять в речи названия предметов, их частей,

материалов, из которых они изготовлены.

-Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

- Употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

-Правильно произносить гласные и согласные звуки.

- Отчетливо произносить слова и словосочетания.

-Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

-Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.

-Употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Уметь участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

Подведение итогов собрания

1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в работе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Тема нашей встречи "развитие речи детей пятого года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с ...

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи  детей пятого года жизни»....

Родительское собрание "Развитие речи детей пятого года жизни"

Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.  Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей, методами и приёмами её развития;  познак...

Родительская встреча по теме «Развитие речи детей пятого года жизни».

Развитие речи дошкольника - одна из составляющих успеха обучения в школе....

Консультация для родителей в средней группе на тему: " Развитие речи детей в повседневной жизни".

В дошкольном возрасте нужно обращать внимание родителей на речь детей не только в детском саду, но и повседневной жизни....

Родительское собрание. Развитие речи детей пятого года жизни

Родительское собрание группа №2 "Солнечный город". Тема: "Развитие речи детей пятого года жизни"...

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Цель материала - знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;  привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....