Опыт работы по теме «Формирование словаря детей седьмого года жизни через разные современные формы работы с библиотеками города и интернет - сервисом»
статья (подготовительная группа)
Делюсь опытом работы по развитию речи детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по развитию речи | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме «Формирование словаря детей седьмого года жизни через разные современные формы работы с библиотеками города и интернет - сервисом»
Зарубина Ю.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 134»
г. Дзержинск
Психолог Лев Семенович Выготский, писал, что речь не передается по наследству, она находится в прямой зависимости от речевой среды. Еще Выготский говорил: «Речь – это средство социального общения, средство высказывания и понимания».
Педагог Сохин говорил: «Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Дети испытывают недостаток живого общения как с человеком, так и с книгой, всех заменила техника. Поэтому и предложения у детей короткие, однообразные, они никак не могут подобрать нужные слова для объяснения своих мыслей, игровых замыслов, для составления рассказа о событии в своей жизни. Конечно, образовательный процесс тоже использует эту технику, пользуется интернетом. И мы решили идти в ногу со временем и нам социальные объекты, а именно, библиотеки в этом сильно помогли. Они модернизировались внешне – это помещения и формат мероприятий тоже поменялся. Поэтому и появилась такая цель.
Цель моего опыта: способствовать формированию словаря детей седьмого года жизни через современные формы работы с библиотеками города и интернет - сервисом.
Задачи педагогической деятельности :
1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей седьмого года жизни.
2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
3. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
4. Способствовать активизации словарного запаса детей в социуме при общении со сверстниками и взрослыми.
Конечно, в группе имеется оснащенный книжный уголок с библиотекой, книжными выставками, развивающими настольными играми по развитию речи. Созданы условия для общения с книгой. Ведь художественная литература – богатый источник новых слов, словосочетаний, оборотов. Читающий человек – грамотный и умный человек.
Наша городская библиотечная система в лице детской библиотеки им. А.П. Гайдара предложила интересную и современную форму знакомства детей с биографией детских писателей и их произведениями с помощью презентаций.
Два раза в год (осенью и весной) наша группа участвует в Областной акции Единого дня чтения.
Цель акций: Увеличение читательской аудитории, популяризация деятельности библиотек, объединение усилий детских учреждений в поддержке и продвижении детского чтения, знакомство с лучшими отечественными произведениями.
Организаторы присылают текст, к нему презентацию и сценарий мероприятия. Когда у нас в группе не было еще интерактивной доски, мы пользовались переносным экраном и проектором. Мы познакомились с творчеством Андерсена, Косихина, Осеевой, Толстого, Коваля и других, как классиков, так и современных писателей. После прочитанного мы беседуем, подмечаем неизвестные слова, необычные слова, узнаем их значение. Я всегда обращаю внимание детей, что без этих слов рассказ получился бы скучным, а местами – непонятным. Поэтому, когда писатель пишет произведение, он выбирает нужные слова и грамотно строит предложения.
Все дни чтения – тематические, например: «Читаем вместе! Читаем вслух!», « Добрые, добрые сказки», «В культуре края – душа народа» и другие.
По итогам отчета о проведенном мероприятии на базе ДОУ мы получаем красивые Благодарности, вывешиваем их в родительский уголок. Дети хранят свои благодарности в личном портфолио. Уже в октябре мы приняли участие в обласном дне чтения «Через книгу к добру!» и читали сказку Юрия Коваля о тигренке на подсолнухе. Слово «подсолнух» знают все дети, но не знают, почему это растение так назвали. В конце чтения собирали Цветок добра и объясняли значение таких слов, как «счастье», «доброта», «забота», «доверие», «уверенность» и других.
Мероприятия за пределами группы, детского сада – это всегда очень интересно для детей и лучше запоминается. Мы всегда ходим в ближайшие библиотеки. В старшей группе ходили на тематические встречи в библиотеку им. Симонова. Ребятам очень понравилась викторина по сказкам Чуковского. Большая книжная выставка, презентация о жизни писателя помогли ответить на сложные вопросы, пополнить словарный запас, ведь сказки Чуковского богаты глаголами.
На день города в конце мая нас пригласили на виртуальную экскурсию по Дзержинску. Ребята также рассмотрели цветные книги о городе, пополнили словарь такими понятиями, как «улица», «проспект», «бульвар», «площадь». Узнали их различие. Звучали фамилии великих людей и их роль в развитии города.
С этого года мы стали посещать детскую библиотеку им. Гагарина. И первое мероприятие называлось – библиокуб «В гостях у сказки». Библиотекарь объяснила значение многих сказочных слов: «ступа», «самобранка», «бахрома», «скороходы», «лубяная», «бобовый» и другие. Много загадано загадок. Библиотекарь подметила, что в загадках с помощью правильно подобранных слов, можно легко отгадать загадку. Например, про яблоко «румяное, тяжелое, сочное, сладкое и круглое…».
С 2015 года ежегодно дети по желанию участвуют во всероссийской некоммерческой открытой интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Сама олимпиада – школьная, но в ней всегда есть тур для старших дошкольников. Здесь без словарного багажа трудновато детям. Задания распечатываются по числу участников. Задания могут распечатываться и в черно-белом варианте, но мы стараемся по возможности распечатывать в цветном, так как там много картинок.
Каждая работа состоит из нескольких листов. Важно, чтобы у одного участника все листы были с одним номером. Воспитатель перед олимпиадой делает себе список: у какого ребенка – какой номер и подписывает листы одного участника – одним номером.
Задание «Найди соответствия»: дети смотрят на табличку с картинками 1 минуту. Затем получают лист с большим количеством картинок.
Их задача – обвести в кружок те картинки, которые были на первом листе тоже за минуту.
Задание «Чтение»: найти в тексте заданное сочетание букв и обвести их в кружок или подчеркнуть (это могут делать даже дети, не умеющие читать, – просто по внешнему виду слова). Время на выполнение – 5 минут.
Задания на логику, воспитатель читает задание, дети выполняют его на листе, отмечая правильный ответ. На данном задании дети выбирают и подбирают слова по теме.
Задание «Рисунок»: воспроизвести рисунок по клеточкам. Назвать, что получилось. Время на выполнение – 5 минут.
Все олимпиады тематические, вы их видите на слайде. Темы актуальные, полезные, интересные и доступные для детей. Дети повторяют названия профессий и произведений, инструменты и их качества, действия людей и героев. Воспитатель получает благодарственное письмо за ее организацию на базе садика. Дети получают индивидуальные дипломы, на которых есть картинки, отражающие тему олимпиады. Интернет-ресурс называется: «праволимп - точка – ру». Адрес написан на слайде. Когда вы откроете этот сайт, то там будут только школьные олимпиады и только в одной олимпиаде «Наше наследие» есть специальный тур для дошкольников. Чтобы в нем ежегодно принимать участие старший воспитатель зарегистрировалась, создала личный кабинет, куда приходят листы с заданиями, там нужно заполнять таблицу с фамилиями детей и их результатами, ФИО педагогов, потом приходят дипломы для детей и благодарственные письма для педагогов. Оттуда все можно скачать.
Все перечисленные формы работы проводятся ежегодно, регулярно и способствуют развитию живого общения с книгой, друг с другом, обогащают жизнь детей в детском саду событиями, которые можно обсудить с помощью правильно подобранных слов.
Список используемой литературы:
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду (6-7 лет). Подготовительная к школе группа», М., «Мозаика-Синтез»»,2016,108 с.
- «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного воспитания» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М., «Мозаика-Синтез»», 2017, 350 с.
- Чеха В.В. «Сетевая форма реализации программы дошкольного воспитания», М., «Мозаика-Синтез», 2016, 90 с.
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», М., «Проспект», 2013, 160 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"
Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...
Опыт работы по теме "Формирование экологических представлений через ознакомление с многообразием растений"
Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка- дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, непо...
опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.
В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....
Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»
Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"
Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...