Проект "Неделя психологии"
проект на тему

Лялина Светлана Геннадьевна

Паспорт педагогического проекта "Неделя психологии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Ручеёк»

Педагогический проект

Неделя психологии ДОУ

Тема: «Подари настроение»

Автор проекта:

Лялина С.Г.

педагог-психолог

п. Камарчага

2016г.

Паспорт проекта

Название творческой работы: Неделя психологии в ДОУ «Подари настроение».

Актуальность:

Целевая аудитория: Воспитанники ДОУ, их родители и сотрудники ДОУ.

Вид проекта: краткосрочный (3дня)

Тип проекта: Социально-педагогический

Цель: Акцентировать внимания взрослых и детей на сохранении, профилактике психического здоровья и развитии его важного компоненте-эмоциональный интеллект.

Задачи проекта:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата;
  • Повышение психологической компетентности педагогов и родителей по значению и развитию эмоционального интеллекта;
  • «Снятие» психоэмоционального напряжения конструктивными методами;
  • Формирование основ психологической самоподдержки, принятия, и оказания поддержки другим детям и взрослым в различных ситуациях;
  • Повышение мотивации детей и взрослых к пониманию, сопереживанию, поддержке других при разных эмоциональных состояниях, оказанию помощи, проявлению положительных чувств и эмоций;
  • Стимулирование коммуникационной активности, направленности на осознание  самого себя и других в мире отношений.

Место проведение: МБДОУ детский сад «Ручеёк» п. Камарчага.

Продолжительность:3 дня.

Возраст детей: 3-7 лет.

Периодичность проведения: 1 раз в год в течение 1 недели 

Форма проведения: по заданной тематике в течение недели проходят акции, тренинги для педагогов, выставки рисунков, заседания родительского клуба, диагностические замеры в игровой форме, часы общения с психологом, фотовыставка.

Ожидаемые результаты: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого - педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей и развитии эмоционального интелекта в частности,  сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.

Содержание проекта:

Традиционно в стенах нашего детского сада проводится неделя психологии.  Мероприятие проходит в атмосфере дружбы, взаимопонимания, поддержки, заряжает всех эмоционально, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого из нас.

В этом году проект «Подари настроение» был реализован в рамках недели психологии. Проект оказался и для педагогического коллектива, и для ребят, и для их родителей  необычным мероприятием в череде будних детсадовских дней, а нечто особенным и по формату, и по содержанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • определение цели и задач проекта;
  • подбор методического материала, изучение литературы;
  • разработка конспектов занятий, тренингов и семинаров;  
  • поиск иллюстрационного материала;
  • подготовка анкет для родителей;
  • разработка тематического плана проекта «Подари настроение»;
  • Оформление помещений ДОУ;
  • Подготовка раздаточного материала, стендовой информации, буклетов;
  • Публикация статей по заявленным темам на сайте ДОУ и странице педагога-психолога.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:        

  • реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • подведение итогов реализации проекта;
  • выставки: «Хорошее настроение это…», «Настроение Ручейка».

Приложение 1.

План реализации основной части проекта

Дата

Целевая аудитория

Содержание

21.11.16

Родители

Акция: Смайл почта или «поделись своим настроением»

Дети

Занятие с применением песочной терапии: «Остров чувств»

Педагоги

Акция: «Письмо коллеге»

23.11.16

Родители

Акция «Хорошее настроение- это»

Буклеты: «Значение эмоционального интеллекта ребенка»

Дети

Занятие с применением сказкотерапии: «Кто хозяин своих чувств?»

Педагоги

Акция «Хорошее настроение- это»

Консультация для педагогов «Организация уголка психологической разгрузки»

Буклеты: «Значение эмоционального интеллекта ребенка»

25.11.16

Родители

Акция «Возьми с собой настроение или ларец радости и предсказаний»

Буклет «Как помочь малышам понять собственные эмоции»

Дети

Занятие с применением арт-терапии: «Чудесные превращения Злюки»

Педагоги

Семинар ««Снятие» психоэмоционального напряжения конструктивными методами»

Буклет «Как помочь малышам понять собственные эмоции»


Приложение 2

Как помочь малышам понять собственные эмоции

Еще не так давно бытовало расхожее мнение о том, что маленькие дети до достижения двухлетнего возраста, пока не начнут разговаривать, почти ничего собой не представляют как личности, практически ни о чем не думают и не испытывают каких-либо чувств. Сама мысль о том, что шестимесячный младенец может чувствовать страх или гнев, печаль или горе, звучала нелепо. Но благодаря буму исследований в области психологии раннего возраста, проведенных за последние тридцать лет, мы знаем, что младенцы и малыши – это глубоко чувствующие создания.

Начиная с самых первых месяцев жизни, задолго до того, как они начинают использовать слова для самовыражения, дети способны испытывать пики радости, волнения и восторга. Они также чувствуют страх, горе, печаль, безнадежность и гнев – эмоции, которые многие взрослые до сих пор считают невозможными для малышей. Исследования также показали, что способность детей эффективно управлять полным спектром своих эмоций (т. е. наличие саморегуляции) в долгосрочной перспективе является одним из самых важных факторов успеха в школе, на работе и в личных взаимоотношениях.

Поэтому очень важно помочь ребенку научиться справляться со своими чувствами, не бояться, а принимать их, причем все без исключения. Чувства не бывают правильными и неправильными, они просто есть. Грусть и радость, гнев и любовь могут сосуществовать и являются частью всего диапазона эмоций, которые испытывают дети. Помогая ребенку понять его чувства, вы даете ему инструментарий для эффективного управления самим собой.

Основное препятствие для родителей в стремлении помочь своему малышу заключается в том, что они часто исходят из предположения, что по-настоящему счастливый ребенок счастлив всегда. Но, для того чтобы малыш развивал в себе силу и стойкость, ему необходимо проходить через трудные испытания, побеждать в борьбе и справляться с грустью и печалью. В конечном итоге, это приносит детям чувство удовлетворенности и благополучия.

Что могут сделать родители?

  • Начиная с самых первых месяцев жизни малышей, учитесь распознавать их подсказки – звуки, которые они издают, мимику и жесты – и чутко реагируйте на них. Ваша реакция даст ребенку понять, что вы понимаете его чувства и для вас они очень важны. Например, это может выражаться в том, что вам следует прекратить щекотать четырехмесячного ребенка, как только он начинает выгибать спину и отворачивается от вас. Ведь таким образом он сигнализирует вам, что ему нужен перерыв. Не стоит также подносить девятимесячного ребенка к окну, чтобы он помахал маме, если ему грустно от того, что она ушла на работу.
  • Распознавайте и называйте эмоции и помогайте малышу справляться с ними.Такие эмоции, как гнев, печаль, расстройство и разочарование, могут переполнять малыша. Необходимо называть их своими именами, это поможет детям научиться идентифицировать их и понять, что эти чувства являются нормальными. Это значит, что нужно признать, что полуторагодовалый малыш испытывает гнев в связи с необходимостью покинуть игровую площадку, в свою очередь, двухлетний ребенок раздосадован по поводу того, что его башня из кубиков постоянно падает, а трехлетний мальчишка грустит от того, что его бабушка и дедушка уезжают.
  • Не бойтесь чувств, не в них проблема. Проблема в том, что мы делаем или не делаем с ними. Выслушивайте ребенка открыто и спокойно, когда он делится с вами своими сложными переживаниями. Когда вы спрашиваете ребенка о его чувствах и признаете их наличие, то даете малышу понять, что для вас очень ценны и важны его эмоции. Признание и определение чувств – это первый шаг на пути к умению управлять ими здоровым и приемлемым способом.
  • Избегайте преуменьшать чувства или разубеждать детей в их переживаниях.Естественная реакция родителей заключается в желании скорейшего успокоения ребенка, чтобы все его отрицательные чувства и эмоции как можно быстрее ушли прочь. «Не грусти. Ты повидаешься с другом в другой раз». Но чувства не уходят, детям нужно выразить их тем или иным способом. Признание наличия сильных, глубоких чувств помогает ребенку учиться управлять ими. «Тебе грустно, потому что твоему другу пора домой. Ты так любишь играть с ним. Давай подойдем к окну, помашем ему на прощание и запланируем с ним новую встречу на ближайшее время». Когда чувства сведены к минимуму или игнорируются, дети часто выражают их с помощью агрессивных слов и действий или прячут их в себе, что в конечном итоге может привести к развитию тревоги или депрессии.
  • Учите детей справляться со своими чувствами. Если полуторогодовалый малыш сердится от того, что время игр закончилось, посоветуйте ему топнуть ногой со всей силой или изобразить на бумаге с помощью красного карандаша то, как он рассержен. Помогите двухлетнему ребенку, который расстроен от того, что не может попасть мячом в корзину, придумать какие-то другие способы решения проблемы. Заранее отведите вашего трехлетнего ребенка в новый для него детский сад, если он боится такого новшества в своей жизни. Познакомьте его с группой и воспитателями, разрешите поиграть на площадке, и, таким образом, незнакомая обстановка станет знакомой.

Эмоциональное реагирование наших детей часто вызывает наши собственные эмоциональные реакции, от которых необходимо избавляться и сглаживать все, что способно привести к страданию ребенка. Родителям очень важно уметь управлять собственными эмоциями и избегать соблазна бурно реагировать, так как в противном случае они просто упустят возможность помочь детям изучить эффективные навыки управления чувствами и эмоциями.

Рассматривайте переживания ребенка как возможность научить его определять и управлять своими эмоциями, положительными и отрицательными, и это непременно добавит в его жизнь глубину и яркость. Продемонстрируйте ребенку, что в полноценной и многогранной жизни бывают как взлеты, так и падения, и это абсолютно естественно. Чувства не являются «хорошими» или «плохими» – они просто есть. Помните о том, что в моменты радости и в борьбе с трудностями вы являетесь истинным руководителем для вашего ребенка. И это руководство начинается уже с первого дня жизни вашего малыша.


Приложение 3

Значение эмоционального интеллекта ребенка

В списке воспитательных целей неизменны следующие пункты: вырастить гармоничного, успешного ребенка, который сможет полностью раскрыть свой потенциал и стать счастливым взрослым человеком. Да, но как этого достичь? Какой опыт мы можем дать ребенку сейчас, чтобы помочь ему подготовиться к миру, который с каждым годом становится все сложнее и сложнее?

Последние исследования показывают, что наиболее точные предикторы будущего успеха –  это не только когнитивные факторы обучения, но и социальный и эмоциональный инструментарий, используемый при приобретении знаний, начиная с дошкольного образования и заканчивая старшими классами. Другими словами, важен не только IQ, но и EQ – коэффициент эмоционального развития ребенка.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (ЭИ) можно описать, как нашу способность определять, понимать, использовать и управлять собственными эмоциями социально приемлемым образом, позволяющим эффективно общаться, решать проблемы, снижать уровень стресса и проявлять эмпатию по отношению к другим людям. ЭИ дает нам инструменты для взаимодействия в обществе позитивным и эмоционально здоровым образом.

Эмоциональный интеллект можно рассматривать как комбинацию четырех основных составляющих:

  • Самосознание – способность идентифицировать собственные эмоции и понимать, как они влияют на мышление и поведение. Например, если вы ходите по магазинам, и ребенок видит игрушку, которую очень хочет, но вы говорите ему, что он может (всего лишь) записать ее в список своих желаний; то этим высказыванием вы способствуете осознанию ребенком своего крайнего огорчения, что может подтолкнуть его к неприемлемому желанию сорваться и устроить истерику.
  • Самоконтроль (умение управлять собой) – способность контролировать поведение, вызываемое эмоциями, приемлемым и продуктивным способом. Используя сценарий, описанный выше, когда ребенок осознает, что он огорчен, потому что вы не купите ему игрушку, он должен уметь контролировать свое поведение соответствующим образом и не доводить дело до эмоционального срыва.
  • Социальное понимание и межличностный интеллект – способность воспринимать и понимать эмоциональные потребности других людей на основе как вербальных, так и невербальных сигналов и умение сопереживать и признавать социальную иерархию. Другими словами, оказываясь в социальной ситуации – на детской площадке, в классе, в гостях – ребенок должен уметь распознавать эмоции другого ребенка на основе его невербальных сигналов и определять, приглашает ли ребенок к взаимодействию или пытается избежать его.
  • Социальная ответственность и управление отношениями – способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми эмоционально приемлемым способом. Другими словами, ребенок хорошо воспитан и взаимодействует должным образом с другими детьми при самых разных обстоятельствах.

Почему так важно воспитывать в детях эмоциональный интеллект

Эмоции – это то, что связывает нас. Дать ребенку набор здоровых навыков для социального и эмоционального обучения так же важно, как и обеспечить его здоровым питанием. Самое замечательное заключается в том, что хорошо развитый эмоциональный интеллект облегчает родителям задачу воспитания детей! Подумайте об этом, ведь хорошее воспитание зависит от оптимального общения, а эмоции являются его неотъемлемой частью.

Высокий EQ помогает детям лучше учиться, решать проблемы и развивать позитивные социальные отношения. Родители получают не меньшую пользу, развивая способность оценивать свой собственный уровень эмоционального интеллекта и отказываться от неадекватного, неэффективного поведения в пользу более подходящего, которое им важно демонстрировать своим детям на собственном примере.

Развитие эмоционального интеллекта требует усилий всей семьи и приводит к заметным позитивным результатам.

  • Социальный рост и развитие – ребенок с хорошо развитым эмоциональным интеллектом умеет лучше ориентироваться в социальных хитросплетениях окружающего мира. Стоит учесть, что современные дети растут в высокотехнологичных условиях. Взаимодействие в социальных сетях не равноценно живому социальному общению, и чем сильнее зависимость человека от технологий, тем меньше времени у него остается на взаимодействия с другими людьми. Родители и педагоги должны помогать детям соблюдать баланс между временем, проводимым в мире высоких технологий, и временем во взаимодействии со своими сверстниками и взрослыми людьми.
  • Успехи в учебе – одна из составляющих высокого EQ – это способность управлять или контролировать собственное поведение, вызванное определенными эмоциями. Это дает ребенку право выбора, возможность выбирать надлежащее поведение вместо неуместного. Выбор дает ребенку чувство контроля над своим миром, что в конечном итоге приводит к повышению уверенности в себе. Чувство уверенности в себе приводит к лучшей школьной успеваемости.
  • Лучшая динамика семейных отношений – почему ребенок, который демонстрирует образцовое поведение в классе, часто такой «трудный» дома? Дети ведут себя в соответствии с нашими ожиданиями от них. Рост их самосознания в отношении собственных мыслей, чувств и поведения приводит к лучшему самоконтролю и социальной осведомленности. Ребенок, который озадачен управлением собственных эмоций, имеет меньше поведенческих проблем.
  • Физическое и эмоциональное здоровье – детство не избавлено от стрессов. Детям приходится ориентироваться во все более сложном мире, где правила меняются с завидным постоянством. Стрессовое состояние сказывается на здоровье и благополучии, а оставленное без внимания оно может негативно влиять на иммунитет, артериальное давление, уровень тревожности и депрессии ребенка. Совершенствование эмоционального интеллекта помогает детям развить здоровое чувство самосознания и цели. По мере роста уровня уверенности в себе повышается и жизнестойкость. Дети меньше поддаются беспричинным тревогам и разочарованиям и больше склонны налаживать здоровые отношения с другими людьми.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей

Итак, что мы, родители, можем сделать, чтобы развить эмоциональный интеллект наших детей? Далее представлены несколько подходящих способов.

1. Признавайте чувства – дайте знать ребенку, что вы понимаете, что он чувствует себя расстроенным, растерянным, сердитым или грустным. Не осуждайте эти чувства, просто распознавайте, озвучивайте и принимайте их. Иногда это вся помощь, которая необходима ребенку для того, чтобы справиться со своими эмоциями. Это также научит его распознавать подобные чувства, когда они возникнут снова.

2. Давайте определения эмоциям – подскажите ребенку слова, которые помогут ему связать чувство с определенным названием. Начните с простых чувств, таких как счастье, печаль, гнев и по мере взросления ребенка переходите к более сложным эмоциям, таким как разочарование, фрустрация и т. п.

3. Присутствуйте – это сложная задача. В нашем многоцелевом мире становится все труднее уделять безраздельное внимание другому человеку. Тем не менее присутствие родителей имеет решающее значение для развития эмоционального интеллекта ребенка. Присутствие означает полное сосредоточение внимания на другом человеке. Это означает, что нельзя разговаривать с ребенком и параллельно проверять электронную почту, нельзя проводить воспитательные беседы с дочерью в продуктовом магазине. В принципе ничего плохого в этом нет, но такие беседы не должны заменять установленное ежедневное полезное время для связи и непосредственного общения. Такое продуктивное общение значит для воспитания больше, чем любой другой инструмент. Чтение и совместное творчество также могут оказаться отличным способом «присутствовать» с ребенком. Истории и творчествозаставляют сосредотачивать внимание и родителей, и ребенка и приводят к обсуждению эмоциональных переживаний персонажей.

4. Ролевые игры – когда ребенку сложно справиться с эмоциями, такими как гнев, утрата, фрустрация, или же он не проявляет эмпатию к эмоциям других людей, предложите малышу ролевую игру, в которой каждый из вас будет играть свою роль. Ролевые игры развивают эмпатию и зачастую являются самым быстрым способом разрядить взрывоопасную ситуацию. Помните о том, что нельзя осуждать ребенка. В конце игры спросите малыша, что он почерпнул из нее. Изменилось ли его отношение к ситуации? Ушло ли его чувство гнева, огорчения, одиночества и т. д.?

5. Творческое развитие и навыки решения проблем – чрезмерно опекающие родители должны помнить о том, что не нужно торопиться решать все проблемы вместо ребенка. Пусть он пытается искать решение самостоятельно. Творческое исследование и решение проблем позволяет детям развивать ощущение главенства над их собственным миром. Они испытывают ощущение «процесса» и начинают формировать прочную уверенность в себе и внутреннюю систему самоконтроля. Творческое решение проблем дает детям возможность оценить свои эмоциональные реакции на сложные ситуации. Поощряйте ребенка придумывать несколько решений одной задачи, чтобы развивать жизнестойкость и гибкость.

6. Прививайте эмпатию – в качестве великолепного способа воспитания эмпатии можно использовать общение с животными. У детей развита естественная любовь к животным, и благодаря миру мультипликации малыши наделяют своих питомцев человеческими качествами. Домашнее животное дает ребенку возможность наблюдать поведение, которое оно использует для выражения своих потребностей. Это отличный способ для детей, чтобы начать наблюдать и понимать сигналы невербального общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.

Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества, ведущего н...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...