Опыт работы по трудовому воспитанию
материал (старшая группа) по теме

Орестенко Наталья Валериевна

Опыт работы по трудовому воспитанию представленный на педагогическом совещании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по трудовому воспитанию

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к  труду  как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.

При организации труда я руководствуюсь «Программой   воспитания  в  детском   саду», которая определяет содержание  трудовой  деятельности детей в каждой возрастной  группе.  

Ставиться  задача  постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей):

интереса к труду взрослых;

желания трудиться;

воспитания  навыков элементарной  трудовой  деятельности;

трудолюбия.

Эти  задачи  я решаю через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной  трудовой  деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых я формирую у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Организуя  трудовую  деятельность, я обеспечиваю всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, формирую жизненно необходимые умения и навыки, воспитываю ответственность и самостоятельность.

Также использую и основные формы организации самостоятельного труда ребенка и труда детей со взрослым. Это:

• поручения;

• дежурства;

• коллективная трудовая деятельность, что позволяет сформировать у детей умение трудиться в коллективе, помогать сверстникам и взрослым.

Поручения.  В   нашей   группе  индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается). Поручения способствуют формированию у детей интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело. Ребенок  должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурит. С этой целью в нашей группе оформлен уголок  дежурств, содержащий данную информацию,  чтобы каждый знал о своих обязанностях. Для формирования у детей устойчивого положительного отношения к повседневной, однообразной, но жизненно необходимой работе мы стараемся создать определенные условия: оборудование, инвентарь (фартучки, колпачки, тазики и т.д.) яркое, красивое, удобное, чтобы привлекало внимание детей, чтобы детям было комфортно.

При организации труда по столовой в обязанности дежурных входит сервировка стола и уборка грязной посуды. Дежурные  договариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев фартуки, они стелют салфетки, ставят посуду на столы, проверяют, хватает ли для всех приборов. После еды относят на раздаточный стол посуду, сметают щеткой на совок крошки.

Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.

С нового учебного года мы ввели новый вид дежурства – дежурство по уголку природы, который проводится в утренние часы. Дети осваивают новые приемы работы дежурных: как поливать и опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему), как рыхлить почву, как заготавливать воду для полива растений и т.д. Так же в их обязанности входит отмечать в календаре погоду.

Обычно дети дежурят по два человека, по каждому виду дежурств. Таким образом, дежурит группа детей (например: все сидящие за столом). В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем работа группы детей обсуждается, дается  общая оценка и назначается новая группа дежурных, напомнив детям их обязанности и правила дежурства – правила совместной работы.

Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело, заботу, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Коллективный труд. При организации  коллективного  труда я осуществляю руководство детьми во время распределения ими  работы  между собой. В первую очередь я решаю задачу формирования начал коллективизма.

В процессе распределения общего дела я решаю несколько задач: учитываю трудоемкость разных  работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем  работ, чтобы все дети закончили в одно и то же время свои задания. Организую труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых  группой. Продумываю расстановку детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный. Учитываю задачи воспитания, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяю его с внимательным, спокойным сверстником.

Организуя  коллективный  труд, делю детей на несколько групп. Помогаю распределить обязанности между группами и внутри группы. Определяя содержание общей  работы, включаю в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, для того чтобы задействовать всех детей.

Наблюдая труд детей, тоже выполняю какую-либо  работу, даю указания и советы, как нужно выполнить то, или иное действие.

Особое значение приобретает оценки деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача направить детей, прежде всего, на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись. Делаю это в мягкой, доброжелательной форме, чтобы дети поняли ошибки, приобрели уверенность.

Руководя  коллективным  трудом, я решаю две основные задачи: направляю усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формирую положительные взаимоотношения между детьми, организую взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по трудовому обучению детей в ДОО

В этом материале я постаралась описать свой многолетний опыт, когда работала воспитателем в детском саду. Надеюсь, что мои находки и решения смогут помочь другим воспитателям в работе по данному напра...

Опыт работы по трудовому воспитанию коллектива МКДОУ «Большесолдатский детский сад»

Трудовое воспитание - основа формирования активной целеустремленной личности,  фактор успешной социализации ребенка,  возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. ...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Презентация "Опыт работы по трудовому воспитанию ( в том числе , ранняя профориентация)".

  Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из перв...

Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...