Опыт работы по трудовому воспитанию коллектива МКДОУ «Большесолдатский детский сад»
статья на тему

Кондрашова Инесса Анатольевна

Трудовое воспитание - основа формирования активной целеустремленной личности,  фактор успешной социализации ребенка,  возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. Воспитывая у детей интерес к труду, нам, педагогам, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результатов высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_trudovomu_vospitaniyu_kollektiva_mkdou.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по трудовому воспитанию                                                      коллектива МКДОУ «Большесолдатский детский сад»

Старший воспитатель Кондрашова И. А.

«Само воспитание, если оно желает  счастья человеку , должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»

К. Д. Ушинский

Почему вопросу трудового воспитания мы уделили пристальное внимание? Ведь родители отдают предпочтение развитию интеллектуальных способностей детей, нежели воспитанию у них трудолюбия? Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Исходя из этого положения ФГОС ДО, мы рассматриваем трудовое воспитание как основу формирования активной целеустремленной личности, как фактор успешной социализации ребенка, как возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности.

Достаточно ли эффективна наша работа в этом направлении, такой вопрос явился ключевым в начале обобщения опыта педагогической деятельности в области трудового воспитания дошкольников разных возрастных групп.

В процессе обобщения был сделан основной вывод: чтобы решить поставленные воспитательные задачи: развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда.

Понятие культуры педагогического труда включает умение планировать свою работу. Так, рабочие программы воспитателей имеют в своем содержании планирование трудовой деятельности по аппликации, лепке, конструированию согласно парциальным программам И. А., Лыковой, социально-коммуникативному развитию Коломийченко,  экологии С. Н. Николаевой. Но это не первично. Основные трудовые навыки закладываются в течение режимных моментов каждый день: уборка группы, мытье игрушек, самообслуживание, дежурство перед приемом пищи и после, подготовка к занятиям и мероприятиям, деятельность во время прогулок. В этих случаях, как впрочем и всегда, основной пример перед ребенком – мотивация, желание взрослого обеспечить порядок, чистоту, окружить уютом, красотой, сделать окружающую обстановку группы привлекательной.

Соответственно  в ежедневном планировании учитываются задания и практические действия по трудовому воспитанию в разных образовательных областях и режимных моментах, при этом продумывается:

как будет организован труд детей, определяются формы трудовой деятельности (индивидуальные и совместные поручения, дежурство, коллективный труд), приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности, готовятся модели с последовательностью трудовых действий, соответствующее оборудование. Важно учесть, что в процессе труда у детей должны развиваться положительные эмоции, результаты должны вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.

Осуществляя работу по организации трудовой деятельности, охватываются такие ее виды как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Слайды (практика приобщения детей к труду)

Уже в раннем дошкольном возрасте закладываются основы возможных достижений ребенка: воспитатели приучают малышей к овладению простейшими навыками самообслуживания, стремлению проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, настойчивости в достижении результата своих действий, активности в подражании в движениях и действиях взрослому через такие формы как коллективная игра, уход за собой, уход за растениями, уборка игрушек после игры.

Нельзя не отметить необходимость существования единого образовательного пространства детский сад – семья. Ведь, по словам К. Д. Ушинского «без хороших отцов нет хорошего воспитания несмотря на все школы, институты и пансионы». В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость, мы это видим на практических примерах. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в единстве с педагогами детского сада, они должны хорошо знать, какие задачи ставятся основной образовательной программой дошкольного образования, знать практику трудового воспитания в их возрастной группе. С этой целью взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется через личные беседы, консультации, наглядно-стендовую информацию, анкетирование, совместную деятельность педагогов, детей и родителей (мастер-классы, стенгазеты, проектная деятельность, трудовые поручения, конкурсы-выставки творческих работ и т.п.)

Слайды (информационно-практическое  взаимодействие с семьей)

Важное условие трудового воспитания – грамотно организованная и эстетически оформленная развивающая предметно-пространственная среда. Оборудование в группах в уголках хозяйственно-бытового труда подобрано с учетом возраста и потребностей воспитанников. Внимание уделено размеру, легкости, удобству использования, безопасности, эстетичности, полифункциональности, насыщенности, вариативности.

Слайды (оформление уголков групп)

Формирование преставлений о труде взрослых влияет на пробуждение интереса детей к труду, при этом важно накопление ребенком конкретных представлений о разнообразных видах труда, обучение умению выделять характерные черты в любом знакомом виде труда. Чтобы познакомить детей с трудом взрослых, воспитатели в рамках тематических недель «Профессии» организовывали экскурсии, беседы, выставки, проводили сюжетно-ролевые игры «Почтальон», «Больница», «Мы –шоферы» «Магазин», «Парикмахерская» и т.д., дидактические игры (представлены на выставке), знакомили с произведениями художественной литературы на тему, изображали и  раскрашивали рисунки, организовывали просмотры тематических мультфильмов и презентаций, мастер-классы.

Так, в возрастной группе детей от 3 до 4 лет воспитатель Шевякина Л. В. провела ознакомительную экскурсию в медицинский блок детского сада, а воспитатели Терехова Н. А., Бахтоярова О. В. – в прачечную, дети 5-6 летнего возраста посетили пищеблок ДОУ под руководством Спицыной Т. И. Для детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Севцова организовала экскурсию в районную межпоселенческую библиотеку.

Если дошкольники проявляют активность, инициативу, самостоятельность, стремятся помогать сверстникам и взрослым, преодолевать неудачи, решать задачи, ценят результат своего и чужого труда, - воспитатель решил задачи трудового воспитания.  Взяв этот вывод за основу, мы понимаем, нам есть над чем работать.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результатов высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Соответственно, и на этапе завершения ими дошкольного образования по итогам диагностики мы видим различные индивидуальные достижения. Но одно можно отметить безусловно: переход к обучению в школе будет менее болезненным у ребенка, освоившего начальные трудовые навыки и действия, способного систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Исходя из этого, неслучаен был выбор цитаты русского педагога, основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского:

«Само воспитание, если оно желает  счастья человеку , должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по ИЗО деятельности МКДОУ детский сад общеразвивающего вида"Золотой петушок"

информационная газета для родителей " ИЗО студия в детском саду"...

Опыт работы по трудовому обучению детей в ДОО

В этом материале я постаралась описать свой многолетний опыт, когда работала воспитателем в детском саду. Надеюсь, что мои находки и решения смогут помочь другим воспитателям в работе по данному напра...

Опыт работы по трудовому воспитанию

Опыт работы по трудовому воспитанию представленный на педагогическом совещании...

«Первый опыт внедрения ФГОС ДО в МКДОУ Зареченском детском саду»

laquo;Первый опыт внедрения ФГОС ДОв МКДОУ Зареченском детском саду»...

Презентация "Опыт работы по трудовому воспитанию ( в том числе , ранняя профориентация)".

  Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из перв...

Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....