Опыт работы по трудовому обучению детей в ДОО
материал ( группа) на тему

Галина Николаевна Иващенко

В этом материале я постаралась описать свой многолетний опыт, когда работала воспитателем в детском саду. Надеюсь, что мои находки и решения смогут помочь другим воспитателям в работе по данному направлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_teme.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165»

Опыт работы по теме:

«Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность»

воспитателя  БДОУ «Детский  сад № 165»

подготовительной к школе группы №8

Иващенко Галины Николаевны

                                                        «Радость труда – могучая воспитательная сила. В                                                                                                                      годы детства ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для          народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распознается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не чувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

 В.А. Сухомлинский

        Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать свою работу и при этом обладать такими важными качествами как настойчивость, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, чувство долга.

        Значение труда для развития личности подчёркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом.

        Формирование нравственно-волевой сферы важное условие всестороннего развития и воспитания ребёнка.

        Нравственно-волевые качества начинают формироваться у детей в дошкольном возрасте. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания нравственных качеств через различные виды труда. Ребёнка в этом возрасте отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, безграничное доверие взрослому, подражание ему во всех поступках. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. К ним относятся, прежде всего, формирование нравственных чувств и качеств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.  Благодаря проведенным исследованиям в педагогической науке, накоплены определённые научные выводы об эффективности процесса воспитания нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста и формирование положительного отношения к труду.

        Труд является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе  с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.

        Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, беседуя с дошкольными работниками, постоянно сталкиваешься с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют разные навыки трудовой деятельности, однако приобретение нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Одно лишь участие ребёнка в труде не является решающим для его нравственного воспитания.  Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду.  Приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.

        В то же время, изучение и анализ работы детских садов позволил вычленить ряд нерешённых вопросов, связанных с воспитанием нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовые действия. Прежде всего, следует отметить недостаточное понимание педагогов  и родителей проблеме воспитания детей,   представления их о путях воспитания, критерия оценок, отсутствие системы в работе по данному направлению  воспитательной деятельности детских садов.

                В настоящее время, когда нравственность, ответственность, подражание взрослым  родителям  зачастую нельзя брать как пример, и необходимо, прежде всего, заниматься  «перевоспитанием» родителей детей, возникла такая проблема, что является актуальным.

        Учитывая актуальную значимость проблемы, определим идею нашей работы: сформировать у детей дошкольного возраста нравственно-волевые качества через трудовые действия, чтобы воспитать трудолюбивых и полезных для общества людей.

        Цель работы заключается в раскрытии и воспитании нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста (терпение, выдержку, умение договариваться, распределять между собой обязанности, работать сообща, оказывать взаимопомощь, желание охотно принимать поставленную цель и доводить начатое до конца, испытывать радость от самого процесса труда) через трудовые действия.

          Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

  1. Приобщать детей к выполнению различных трудовых действий, поручений с желанием.
  2. Формировать у детей положительное отношение к труду, аккуратности, бережного отношения к вещам.
  3. Сформировать желание охотно принимать поставленную цель и достигать результата, испытывая радость от самого процесса.
  4. Воспитывать и совершенствовать духовный мир ребёнка.
  5. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми и одновременно требовательного отношения детей при выполнении общественно-полезного дела.
  6. Сформировать нравственные нормы поведения, упражнять в их выполнении, видеть жизненную необходимость нравственных норм.

 

Теоретическая часть

        Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон  нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

        Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание.

        Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, её талантов.

        Основой является именно труд. Но что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд  - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

        Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно.

        Труд развивает человека физически, и, наконец, труд должен приносить радость и доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд, это проявление заботы людей друг о друге.

        Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой, М. Горький, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих работах часто затрагивали эту тему.

        «Надо сделать так, чтобы труд был интересен и посилен, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» Н.К. Крупская.

        Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

        Мысли К.Д. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Он утверждает, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя духовная животворённая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем нравственности и счастья.

        Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младшей группе, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста в этот труд не требуются такие усилия, для детей это становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.  Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

        Рассмотрим некоторые виды труда.

        Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность делать для этого всё необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдения гигиенического правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и в семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место, формирует у детей самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание  и умение преодолеть препятствие.

        Труд детей в природе – создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые  усилия.

        Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному  труду и уважение к  людям, которые этим занимаются.

        Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней. Через содержание труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей в радостных эстетических эмоциях, осуществляется также  эстетическое воспитание детей.

        Ручной труд  развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справляться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

        В процессе  труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми  инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на практике  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Так, обучаясь, изготовлению полезных предметов из бумаги, дети  узнают, что её можно складывать, резать, склеивать.

        Дерево можно строгать, пилить, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путём наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом (листьями, желудями, соломой, корой, и т. д.) дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразными качествами (цветом, формой, твёрдостью).

        В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно – бытовой труд.  Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть, подобрать. Таким образом, создаётся возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

         Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, формируется бережное отношение к вещам и одежде, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Дети активно включаются  в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.

         Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти – шести летних детей на мужской и женский, то и дети не будут этого делать. У мальчиков, в частности, начнёт формироваться привычка принимать активное участие в домашней работе, столь необходимой для будущей семейной жизни.

        Особенность хозяйственно-бытового труда обусловлена тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно ощутим, лишь непродолжительное время: протёрли пыль, а она на завтра опять появилась. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведённого начатого дела до конца.

        Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря. Так, если в шкафу лежат один в другой  несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом мыло в мыльницах, ведёрки для стирки кукольного белья, верёвка, и т.д., детям будет легче приготовиться к работе. Здесь же повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирают тазики; тряпочки, чтобы вытирать со столов, вытирать фартуки.  Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и её организации.

          Участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности ребёнка дают ему возможность проявить самостоятельность, активность при выполнении трудовых поручений. В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения. В данном случае, взрослый берёт на себя более трудную работу, ребёнку остаётся работа  посильная. Участие взрослого очень радует ребёнка, так как ребёнок чувствует себя наравне с взрослым. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладеть необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

        Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Это труд рядом. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей, например, один нуждается в постоянном контроле, другой – в дополнительном показе и разъяснении действий, а третьему необходима помощь и т. д. Чтобы привлечение детей к труду носило систематический характер, необходимо вести учет, кто какие поручения выполнял, насколько овладел навыком.

        Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность ещё не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду. Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут ещё действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действий, тому, что можно подражать взрослым: стирать как мама, накрывать на стол как мама и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

        Необходимо учить детей находить посильные задачи, используя любые возможности. Ребёнку надо дать понять, что такое поведение одобряется. Например, малыш видит, что книги на полке лежат в беспорядке, он аккуратно их складывает в стопку; кто-то забыл убрать строительный материал на место – другой начинает убирать его. Воспитатель должен обязательно похвалить ребенка.

        Умение самостоятельно ставить перед собой цель формируется постепенно, на основе достижения ребенком целей, которые ставит первоначально педагог. Взрослый учит ребёнка, где и в чем он может проявить свою инициативу.

        На первых порах дети овладевают некоторыми результативными трудовыми действиями, входящими в тот или иной трудовой процесс, а говорить об овладении этими и другими действиями можно в том случае, если ребенок достигает результата: платье аккуратно повешено на спинку стула; на столе разложены ложки; для занятия расставлены стулья и т. д.

        Прежде всего, участие детей в труде должно осуществляться в условиях доброжелательной атмосферы, внимания к каждому ребёнку, постоянной занятости самого воспитателя и няни. Поэтому важно при детях затевать дела, чтобы привлечь их внимание. Здесь уместен такой прием, как «разговор с самим собой», который ведётся взрослым по ходу работы.

        Важно вызвать у малышей интерес к труду, используя игровые приемы. Первый этап, предшествующий включению ребёнка в общий труд с взрослым, очень важен. Именно здесь создается эмоционально-положительная, благоприятная основа для овладения детьми трудовыми действиями. Самостоятельное включение ребёнка в деятельность или вовлечение его путем игровых приемов, а не путём принуждения со стороны взрослого облегчает обучение навыкам работы, выполнение нужных действий.

        Чтобы у ребёнка не пропадал интерес к совершаемым действиям, а активность не снижалась, воспитатель по ходу работы обращается к оценке. Положительные оценки вселяют в ребенка уверенность в том, что у него всё получится.

        Эффективной формой организации трудового обучения малышей являются дидактические игры. В ходе дидактических игр дети в занимательной форме упражняются в совершении действий, соблюдении их последовательности, учатся достигать результата. Игры типа: «Танечка проснулась», «Угостим Таню чаем», «научим куклу убирать кубики» и т. д. Совершая ряд последовательных действий, объединенных одной ситуацией, они осваивают и некоторые трудовые процессы.

        Таким образом, воспитанники младшей группы активно овладевают умением трудиться, т. е. осваивают целый ряд действий, которые позволяют осуществлять различные трудовые процессы. Вместе с навыками у малышей появляется определённая независимость от взрослого, стремление подражать ему, быть на него похожим, желание делать то, что требуется, и этим доставлять окружающим большую радость.

        В средней группе перед воспитателем стоит ответственная задача – формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений, систематическом  вовлечении в труд всех детей.

         Во второй половине учебного года в средней группе детям усложняют задание, предложив одно дело пяти участникам одновременно,   подведение единого результата труда. При такой форме организации  дети впервые ставятся в условия коллективной  деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый. В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников. При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали её одновременно. В средней группе вводятся дежурства. Дежурство – это обязанность ребёнка.

        Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий.

        В среднем дошкольном возрасте трудовое обучение направлено на овладение детьми умением осуществлять целостные трудовые процессы. Работа должна вестись в двух направлениях: обучать детей действиям и последовательности их выполнения, что обеспечивает достижение результата. Во вторых, учить детей ставить цель, отбирать материалы и оборудование для труда, готовить  рабочее место и всё убирать за собой.

        При обучении детей способу выполнения задания  важно соблюдать  общедидактические  правила:

  • Указания должны быть чёткими и краткими, объяснения немногословными, иначе дети не смогут вычленить нужные требования к способу выполнения и промежуточным результатам.
  • Необходимо показать детям не только то, что делать, но и как делать.
  • При объяснении способа действия педагог должен помочь детям увидеть связь между выполняемым действием и получаемым результатом.
  • Указания педагога – это рекомендации к осуществлению контроля за действиями: ребёнок должен знать, что и когда нужно проверять, как это делать, как устранять ошибки или предупреждать их появление.

                При обучении детей умению планировать процесс труда можно использовать наглядность – картинки с изображением предметов труда. Сопоставляя свои действия с предметной моделью, ребёнок самостоятельно, осознанно  выполняет задание. Так, у детей одновременно с формированием умения планировать процесс труда формируются самоконтроль и самооценка. Установка на самоконтроль побуждает детей быть более внимательными к выполнению задания. Сопоставление получаемых результатов с заданным образцом осуществляется поэтапно, по мере совершения ребёнком отдельных действий. Цель сопоставления – соответствие сделанного с картинкой.                        Практика показывает, что овладение детьми умением планировать процесс труда при опоре на наглядность осуществляется за короткое время, за незначительное количество упражнений.

        Умение готовить рабочее место должно формироваться при организации любой деятельности – игровой, учебной, самостоятельной, художественной или двигательной.

        Большое значение для овладения этим умением имеет оценка взрослого. Он отмечает качество организации рабочего места, умелое расположение ребёнком оборудования и материалов, подсказывает, что можно усовершенствовать. Такая оценка повышает ответственность ребенка к данному этапу трудового процесса.

        Окончание работы связывается с уборкой рабочего места, с восстановления общего порядка в группе.

        Так, постепенно у дошкольников формируются организационные умения, правильное отношение к предметам труда, бережное обращение с ними.

        Умение планировать придаёт ребёнку уверенность в себе, что оказывает положительное влияние на отношение к совместному труду, на достижение общей цели деятельности.

        В старших и подготовительных к школе группах применяются все три формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы. Вводятся длительные  индивидуальные  поручения: уход за посаженными растениями, поддержание порядка в книжном уголке, на участке, и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.

        Общие поручения, объединяющие участников коллектива, в старшей группе становятся ведущей формой  организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при  распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.

        Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требования к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность.

        Общие поручения иногда принимают характер совместной деятельности. Её отличительной чертой являются наличие ряда последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например, один ребёнок берет игрушку с полки, другой её протирает от пыли, а третий ставит на место. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга. Качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища: при обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников трудовой деятельности.

        Другая особенность труда – неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребёнок снимает их с подоконника, второй моет листья у комнатных растений, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами. Он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребёнку дополнительное задание: прежде, чем расставить вымытые растения, надо протереть подоконники.

        Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх-четырёх.

        В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки хозяйственно-бытового труда у детей, опыт, приобретённый ими при выполнении поручений, позволяет педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

        В старшей группе имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление её к празднику, уборка участка, разбивка огорода и т. д. Для удобства группу детей можно разделить на три-четыре звена и предложить каждому звену самостоятельное задание. Состав детей может быть постоянным, а дела периодически меняются.

        Основное внимание педагога во время руководства коллективным трудом направляется на координацию  работы звеньев, на помощь отдельным детям или звена при возникновении спора. Следует отбирать такое содержание коллективного труда,  навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

        В организации коллективного труда детей выделяют три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

        Детям небезразлично, какую работу они выполняют. Старшие дошкольники с увлечением прилагают значительные усилия, если понимают, что результаты их труда имеют общественно полезное значение. Каждое дело должно непременно завершаться результатом, который приносит детям радость и веру в свои силы.  Обучение трудовым действиям воспитатель осуществляет через выполнение реального дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу сверстникам, младшим детям, педагогам, близким в семье. Это придает труду нравственный характер.

        Работа по трудовому обучению в старшей группе ведется в нескольких направлениях:

  • Совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности.
  • Формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд.
  • Разъяснение детям зависимости между заданием (целью) и требованиями к его исполнителю.
  • Формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.

                Прежде всего, педагог формирует у дошкольников представления о качестве действий, используя пример окружающих людей.

                Детей следует приучать анализировать трудовую задачу, устанавливать разнообразные связи, обосновывать выбор способа действий, решать задачу несколькими способами, находить более рациональный из них.

                В старшей группе создается возможность для организации обучения в форме беседы. Это позволяет распределить работу между участниками, учесть их желания и интересы. Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. Перед коллективным трудом во время беседы с детьми вырабатывается общий план действий, обсуждается, кто какую операцию будет выполнять, в какой последовательности, какое оборудование потребуется тому или иному участнику, где он его разместит, чтобы всем было удобно работать.

                Перед будущими первоклассниками стоят сложные задачи, к реализации которых он должен быть готов. В подготовительной к школе группе у детей совершенствуются все приобретенные ранее трудовые навыки, повышается ответственность за проделанную работу не только свою, но и товарищей, чувствуют значимость своего вклада в проделанную работу. Дети самостоятельно выполняют трудовые поручения, оценивая свою работу честно и справедливо.

        

Описание опыта  работы

        Наш детский сад осуществляет работу по программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена города Санкт-Петербурга. В программе сформулированы педагогические задачи по всем основным видам деятельности детей и разработаны уровни  освоения знаний.

        Свою работу по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей  дошкольного возраста с данной группой детей, я начала по мере их поступления в  наше дошкольное учреждение. Дети пришли домашние, очень маленькие. Каждый  ребёнок по-своему воспринимал мои просьбы и поручения и старался их выполнить, прилагая определённые усилия.

        Ежегодно в нашем детском саду проводится диагностика детей по всем направлениям, разделам программы.

        На основании проведенной первоначальной диагностики детей по трудовому воспитанию я наметила для реализации цели следующие задачи:

  1. Научить детей слышать и выполнять посильные трудовые поручения.
  2. Учить детей  действовать самостоятельно, принимая необходимую помощь взрослого.
  3. Приучать детей включаться в совместную трудовую деятельность по приглашению взрослого.
  4. Поддерживать интерес детей к труду взрослого, поощрять  инициативу.

        Для осуществления поставленных задач я применяла следующие методические приёмы: на первом же родительском собрании  я рассказала родителям  о необходимости приобрести или изготовить каждому необходимые атрибуты для труда (сшить фартук из клеёнки, варежку из фланели), на что родители охотно согласились.

        Всю работу проводила в игровой форме, создавая различные проблемы и ситуации, в которые попадали различные герои, например, пришел в гости Буратино, который ничего не умеет делать. Дети, пытаясь научить Буратино, осваивали навыки сами.

        Первоначально я при детях показывала и рассказывала о своих трудовых действиях, о правильном обращении с игрушками и вещами.

        Для создания интереса детей к трудовым поручениям применяла игровые приемы, например, пришла в гости «Чумазая девочка»,  с которой дети не захотели играть. Обговорили с детьми, почему им не хочется с ней играть и  как можно помочь этому. Дети с удовольствием приняли конкретную ситуацию и проявили желание к устранению недостатков.

         На первых порах я сама показывала, что и как  нужно приготовить для труда. Давала конкретное поручение каждому ребёнку. Дети с огромным желанием выполняли посильные поручения, испытав радость и удовлетворение от сделанного, от положительной оценки воспитателя.

        На протяжении всего обучения, я использовала игровые приемы и «разговор сама с собой». Детям очень нравилось помогать мне и нашей няне. Указывая на результат, я старалась подчеркнуть значение его: «Ты сделал очень полезное и нужное дело для всех нас». Тем самым, помогая понять необходимость своей работы для других, пережить радость успеха.

        Всегда использовала только похвалу, даже за малейшее проявление  помощи, участие в труде.  И если что-то выходило не так (разлили воду на пол, уронили бокал, рассыпали горшок с землёй), я спокойно реагировала на это и  помогала    устранить неполадки.  Объясняла детям, что такое может случиться с каждым, и не надо  ничего бояться, всё можно исправить.

        Большую работу в младшей группе я вела по наблюдению за деятельностью взрослых, как дома (за работой мамы), так и в детском саду. Маленькие дети охотно рассказывали об увиденном, пытаясь передать действия взрослого. Дети рассказывали о том, что видели, и для чего необходимо это было выполнить. Хвалили взрослых за проделанную работу для них, объясняя  и фантазируя о том, «что было бы, если…» Учились говорить ласковые и добрые слова своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

        Большое место  я отводила дидактическим играм, как на отдельных занятиях, так и во вторую половину дня: «Оденем Катю на прогулку», «Катенька хочет купаться», «Поможем Машеньке накрыть на  стол», «Перевозим кирпичики для строительства дома» и т. д. Дети, не замечая обучения, усваивали необходимые действия в игре.

        Хочется отметить, что не все дети с охотой выполняли задания, некоторым нравилось больше наблюдать, но, акцентируя внимание на успехах отдельных детей, я побуждала и остальных к подобным действиям.

        При рассматривании картин из серии «Я помогаю маме», дети очень активно отвечали на все вопросы, учились делать оценку другим детям, припоминая свои действия в похожей ситуации.

        В свободное от занятий время читали различные сказки и стихи: «Федорино горе» К.И. Чуковского, А.Л. Барто «Игрушки» и др.

        К концу года малыши стали более самостоятельными в совершении ими трудовых действий, освоили некоторые правила при их выполнении. Все задачи, поставленные мною на год, были достигнуты.

        Продолжая свою работу с детьми в средней группе, я поставила перед собой ряд новых воспитательных задач:

  1. Учить детей совершать целостный трудовой процесс, включающий несколько последовательных действий.
  2. Побуждать детей к умению дежурить по занятиям, сервировать стол перед едой.
  3. Учить детей  отбирать всё необходимое для работы, готовить место, обдумывать ход реализации задания.
  4. Продолжать формировать у детей такие качества, как самостоятельность, исполнительность, стремление к точному соблюдению требований.
  5. Создавать благоприятные условия для развития самодеятельности, инициативности, творчества.

        Работу с детьми вначале года я продолжала, используя различные игровые методы и приемы и закрепляя все усвоенные ранее трудовые умения. Через игровые приемы дети с желанием и радостью брались за дело, сначала готовили рабочее место  и старались закончить начатое, желая получить похвалу от взрослого.

        Чтобы у детей был хороший результат, я с вторым воспитателем, работающим с детьми нашей группы, разработала необходимые правила, которым придерживалась сама и учила этому детей.  Когда некоторые дети теряли интерес, то кто-то из детей обязательно напоминал о правиле или использовали пословицы, например: «Взялся за гуж, так не говори, что не дюж!»

        Необходимые требования к труду дети осваивали постепенно, в зависимости от ситуации, которую, я им предъявляла. Правила, в каждом из которых содержится как бы несколько требований, помогали детям преодолевать трудности:

- любое дело должно быть доведено до конца;

- сначала выслушай, что нужно сделать, а потом начинай;

- приготовь всё необходимое для работы;

- любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно;

- насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы тебе об этом напоминали другие и делали это за тебя;

- когда трудишься, не отвлекайся.

        При организации совместного труда  детей я использовала следующие правила:

- начиная работу, договорись с товарищами, кто какое дело будет выполнять;

- будь внимательным, помогай товарищам, не жди, чтобы тебя об этом просили, вместе можно сделать лучше и быстрее;

- если тебе трудно, то попроси, и тебе помогут;

- во время работы не надо мешать друг другу;

- начал работу с товарищами – не бросай её неоконченной.

        При обучении детей общему способу выполнения задания, я контролировала работу каждого ребёнка и помогала при затруднении организовать взаимопомощь.

        Чтобы обучить детей планированию процесса труда я использовала карточки с изображением предметов труда. Например, чтобы правильно ухаживать за тем или иным цветком в уголке природы, дети должны правильно отобрать карточки, необходимые для труда (фартук, цветок поставить на стол, взять варежку или кисточку, таз, воду налить, тряпочку и т. д.), и только после этого дети самостоятельно готовили рабочее место и начинали действовать. Так же я использовала самостоятельные зарисовки детей на листе бумаги своих трудовых действий. Это способствует отличному запоминанию и умению планировать работу, обдумывая её заранее.

        Ошибки, возникающие у кого-то из детей, всегда анализировались самим ребёнком, мной, детьми в группе. Я старалась найти такой способ устранения ошибки, чтобы ребёнок не обиделся, осознал и мог исправиться.

        Так же совершенствовала работу по ознакомлению с различными профессиями, проводила дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Поможем повару сварить борщ»,  «Приготовим компот для Наташи»,  «Винегрет для  гостей». Дети с помощью карточек подбирают необходимые орудия труда для  выполнения  данного действия.

        По окончании любого действия детей (труд, игра, занятия, рисование в свободное время, лепка) мне приходилось обращать внимание на то, чтобы дети убрали по местам  все предметы, с которыми они действовали, навели общий порядок в группе, например, перед обедом или завтраком. Что приучает детей к умению оказывать помощь другим детям, следить за порядком  во всех игровых уголках.

        Наши дети знают, где в группе  хранятся необходимые материалы для труда, поэтому они не затрудняются в их применении. Я всегда прошу детей продумать, что им необходимо для выполнения того или иного вида трудовых действий и поощряю самостоятельность.

        В средней группе дети уже умели отрезать полоски нужного размера для подклейки книг. Они очень любили «лечить» книги, подклеивать, аккуратно намазывали клеем, тем у кого не получалось,  пытались помочь все исправить. По окончании работы показывали не только детям в группе, но и своим родителям, приходящим в группу другим воспитателям. Это доставляло детям неописуемую радость, восхищение, восторг.

        Продолжали рассматривать картины из различных серий «Я мамина помощница», «Мы играем», «Дикие животные»,  «Как хлеб на стол пришёл» и т. д. Дети понимали  значимость каждого вида труда, объясняя то, что и звери, как и люди готовят сами себе жильё, следят за порядком, готовят запасы на зиму, учат своих детёнышей добывать пищу.

        Хотелось бы отметить, что у детей нашей группы очень слабо было выражено чувство бережливости, дети  часто  ломали игрушки, рвали книги, поэтому мы приучали их бережно обращаться к орудиям труда с самого раннего детства, и продолжаем до настоящего времени. Всегда обращаю внимание  на свой личный пример, на то, как поступаю я,  проигрываю  ситуацию, помогаю понять и оценить  поведение детей.

        К концу года дети нашей группы стали аккуратней обращаться с игрушками и играми, книгами. Хорошо научились планировать свою трудовую деятельность, отбирать нужные орудия труда, с огромным желанием выполняли различные поручения, научились дежурить по занятиям, самостоятельно  сервировать стол по количеству детей. Так же дети пользовались правилами, которые мы с ними изучали, объясняли, формулировали сами. У многих детей cформировалось такое понятие, как оказание помощи нуждающемуся. И для дальнейшей  реализации программы  мы продолжили совершенствовать и осуществлять дальнейшую работу с детьми по трудовому воспитанию.

        В старшей группе я продолжила совершенствовать навыки  детей в различных видах труда (самообслуживание: одевание, раздевание, переодевание, расправлять перед сном кровать и заправлять после сна, расчесать и заплести волосы и т.д.; недельное дежурство по уголку природы; ручной труд: работа с тканью, бросовым материалом, бумагой и т.д. на занятиях и в свободное время после сна; различные виды хозяйственно-бытового труда) через игровые действия и ситуации, сотрудничая  активно с родителями.  

        На новый учебный год поставила следующие задачи:

- докупить необходимое количество орудий труда для детей;

- провести консультацию для родителей «Воспитываем трудолюбивых, чутких, заботливых детей»;

- воспитывать привычку трудиться, помогать взрослым;

- воспитывать устойчивое положительное отношение детей к различным профессиям, к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе;

- продолжать закреплять правила по организации и выполнению трудовых действий;

- продолжать знакомить с пословицами, разделом устного народного творчества, применять в своих поступках,  в различных сложившихся ситуациях;

- воспитывать умение оценивать собственный труд, правильно воспринимать  критику в свой адрес;

- продолжать формировать у детей самостоятельность, взаимопомощь, внимание, терпение, выдержку, целеустремленность, организованность при выполнении какого – либо  трудового задания.

        Дети в  течение года помогали мне во всех требующих детской помощи делах: мыли и убирали на место игрушки и конструктор; после занятий лепкой, аппликацией и рисованием мыли столы; протирали полки в игровых шкафах; накрывали посуду перед едой и убирали со столов после еды; заботились о малышах, изготовляя им «книжки-малышки» с картинками изготовляли подарки мамам, бабушкам (на 8 марта, пригласительные билеты на праздник), папам и дедушкам на 23 Февраля  др. Работу я проводила как  коллективно, так  и небольшими подгруппами.

        На занятиях и в свободное время мы с детьми рассматривали серии картинок  «Кот разлил молоко», «Два товарища», «Ёж» и др. Дети учились сравнивать поступки других  детей со своими и обыгрывали ситуации в правильном направлении.  На занятиях по развитию речи составляли рассказы по пословицам, например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и др. Во второй половине дня читали различные сказки, например: «Хаврошечка», «Рукодельница да ленивица», «Гуси – лебеди», и др. После прочтения обсуждали поступки героев и подбирали для каждого подходящие словесные  характеристики.

        При выполнении поручений данных мной, дети порой сравнивали себя с героями сказки, говоря: «Я сегодня прямо как Крошечка – Хаврошечка! Я так здорово тебе помогал мыть игрушки и красиво их расставлять на место». Тем самым дети подходили к тому, что их труд просто необходим, очень важен для всех детей. Когда ребенок сам выполняет какое – либо поручение, то он внимательно следит за тем, как другие дети оценят его работу. Для старших дошкольников это важно.

        В осенний и зимний период времени я активно обращалась к помощи родителей детей. Вместе с родителями дети с желанием и азартом брались за работу на участке (постройку снежного городка, уборку листвы) и старались доводить начатое дело до конца. Здесь дети получали оценку не только от своих товарищей, но и от родителей своих и чужих.

        Каждую зиму мы с детьми высаживаем на подоконнике лук и декоративную травку. Детям нравится ухаживать за растениями в группе. Они с удовольствием следят за ростом растений, делают зарисовки в тетрадь и альбом наблюдений.

        Весной и летом мы с детьми сажали на огороде овощи, на клумбе – цветы. Дети всё лето ухаживали за растениями: поливали их, рыхлили землю, наблюдали за тем, как растут растения, что необходимо для их роста и развития. Дети с интересом рассказывали об увиденном, делились впечатлениями о том, что растет у кого на даче. Дети очень радовались тому, что сами вырастили на клумбе и огороде, а огорчались тому, если кто – то из детей нечаянно мячом сломал или помял цветок. Дети старались исправить свои ошибки, (привязать стебель к палочке и т. д.), ухаживали и следили за ростом всего живого. Тем самым воспитывали сочувствие, сопереживание, положительные эмоции.

        Обучение хозяйственно – бытовому труду (стирке кукольной одежды, салфеток; мытье игрушек после прогулки; уборке группы; подклейку книг) коллективно проводила постепенно, небольшими подгруппами по 2-3 человека, учила доделывать работу до конца, убирать чистое после труда на место. К концу года большая половина детей прекрасно с этим справлялись, умели договориться о выполняемой работе, о том, что необходимо приготовить для успешной работы, исправлялись, если что-то забывали взять.

        В подготовительной к школе группе я запланировала осуществление следующих задач:

- формировать целеустремлённость,  организованность, умение планировать работу коллективно;

- продолжать учить детей понимать необходимость и важность бытового труда людей, уважения к нему;

- воспитывать положительные, дружеские взаимоотношения в процессе коллективной деятельности;

- формировать у детей самооценку;

- продолжать воспитывать терпение и выдержку;

- продолжать совместную работу с родителями детей (совместные трудовые мероприятия по украшению группы к новому году, уборку листвы, работу на участке в зимний период времени) как на участке, так в виде консультаций и бесед.

        Для успешного решения и выполнения задач в этом учебном году я с родителями группы сшила новые фартуки для труда из клеёнки, дети выросли и та форма, которая у нас была, стала мала. Родители с радостью согласились, видя, какое удовольствие от труда получают их дети.

           В начале учебного года продолжила работу с детьми  по подгруппам, объединяя  детей по 4 – 5 человек на одно трудовое мероприятие.  Я продолжала учить детей готовить всё необходимое для труда, распределять между детьми, работу. Дети помогали друг другу, учились видеть необходимую в данный момент помощь и участие.

         Во время трудовых действий дети очень внимательно прослеживают за качеством выполнения работы детей в их звене, они видят, если что-то не так и пытаются исправить это, подсказывая, или выполняют сами. Очень много пословиц о труде дети знают и используют.

        По окончании трудовых действий, дети с радостью оценивают свой труд. Для воспитания самооценки я в своей работе использую метод «Рефлексии». Мне и детям очень нравится такой способ оценки деятельности. Дети осознанно проговаривают сами, почему они так себя сегодня оценили. Некоторые дети, бывает, с мнением какого–то ребёнка не согласны, объясняя и отстаивая своё мнение. Тогда мы решаем вместе, голосованием, какую оценку всё-таки поставить за данные действия этому ребёнку.

        Самое трудное для детей – это неодновременное окончание дела. Не все дети видят, что необходимо сделать, пока другие, например, достирывают одежду. В этом и заключается моя работа на данном этапе, чтобы подсказать и направить ребёнка сделать необходимое дело, пока дети другие доделывают начатую работу. Ребята дошкольники с радостью переключаются и выполняют то поручение, которое  я им подсказала сделать.

        Работу в данном направлении я продолжаю ежедневно, уверена, что к концу учебного года наши дети с удовольствием и радостью добьются успехов, это трудолюбивые и целеустремленные,  активные мечтатели.

Описание  критериев результативности  и  результатов

        Критерий –  это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

        Для разработки критериев по воспитанию нравственно – волевых качеств детей дошкольного возраста, я выделила следующие направления:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания.
  2. Выполнение поручений с желанием, радостью.
  3. Выполнение поставленной  трудовой цели.
  4. Взаимоотношения между детьми в процессе трудовых действий.
  5. Сформированность самооценки детей.

        В понятие самообслуживание, т.е. обслуживание себя собственными силами, мы включаем: умение детей одеться, раздеться, переодеть одежду,  надеть пижаму, вымыть правильно руки и лицо, вытереть насухо полотенцем, расчесать волосы, заправить одежду, застегнуть обувь, пуговицы на кофте, платье; пользоваться носовым платком по мере необходимости  и т.д.

        По второму направлению – выполнение поручений с радостью, желанием, - можно отметить следующее: насколько ребёнок услышал задание  взрослого, понял, что необходимо выполнить, насколько охотно соглашается ребенок выполнить то или иное поручение, его самостоятельность при  подготовке орудий труда, принятие помощи либо совета  взрослого или другого ребёнка, не пропало ли желание ребёнка трудиться после необходимой подготовки, проявление радости на протяжении всего трудового процесса.

        Третье направление – выполнение поставленной трудовой цели – умение детей задумывать, планировать поэтапность всей работы, доведение начатого дела до конечного, желаемого результата.

        Следующее направление – это взаимоотношения между детьми в процессе трудовой деятельности – здесь учитывается умение договориться, распределить работу справедливо, вежливо, тактично обращаться друг к другу, исправлять неточности и ошибки при выполнении поручения.

        Последнее направление – сформированность самооценки, включает умение детей оценивать проделанную свою и товарищей работу, умение обосновать, доказать выбор той или иной оценки, опираясь на достигнутый результат.

        Для исследования, мной было выделено 3 уровня развития нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность:

1 уровень  (высокий) – когда у детей сформированы  нравственно – волевые качества по всем направлениям, учитываемых в критериях.

2 уровень (средний) – предполагает некоторые недоработки, небольшие ошибки или неточности в выполнении  действий детей.

3 уровень (низкий) – множественное количество ошибок  у детей, неумение выполнять данное поручение самостоятельно, выказывая нежелание к выполнению.

        В результате проведенной диагностики, выявилось:

Первый год обучения детей (младшая группа):

уровни

Начало года, %

Конец года, %

высокий

0 %

10%

средний

40%

60%

низкий

60%

30%

        

        Из данных в таблице, можем заключить, что работа в данном направлении в младшей группе велась достаточно эффективно, целенаправленно, методично. Если на начало года диагностика показала, что детей с низким уровнем нравственно – волевых качеств составляет 60%, то на конец года, после огромной проведенной работы, детей с низким уровнем развития восставило в два  раза меньше.

        Детей со средним уровнем развития данных качеств на конец года составило 60%, что на 20% больше, чем на начало года.

        Если первоначальная диагностика не выявила детей с высоким уровнем развития нравственно-волевых качеств через трудовые действия, то к концу года такие дети составили 10% от общего количества детей.

Второй год обучения детей (средняя группа):

уровни

Начало года, %

Конец года, %

высокий

10 %

20%

средний

60%

70%

низкий

30%

10%

        

        В средней группе, продолжая работу в данном направлении, диагностируя детей, делаем следующие выводы. Если на начало года дети с низким уровнем сформированности нравственно-волевых качеств составили 30%, к концу освоения программы детей с низким уровнем развития осталось только лишь 10%, а со средним 70%.  В связи с тем, что дети ещё достаточно малы, понимание и сознание недостаточно развиты, детей с высоким уровнем развития составил 20%, что в два раза превышает показатели начала года.

Третий год обучения детей (старшая группа):

уровни

Начало года, %

Конец года, %

высокий

20 %

50%

средний

70%

50%

низкий

10%

0%

        

        По окончании третьего года обучению и воспитанию  у детей нравственно-волевых качеств через трудовые навыки, выявили такие показатели: Детей с низким уровнем к концу года не выявлено. Детей со средним и высоким уровнем составил по 50%,  что на 30% выше, чем данные, показанные детьми  вначале года.

        Выводы:

работа по данной теме велась мною целенаправленно, планомерно, своевременно. При этом соблюдались общедидактические принципы обучения, правильная методика и организация данного процесса. Благодаря, различным игровым  методам и приемам обучения у детей в достаточной мере сформировались нравственно-волевые качества. Работа в данном направлении продолжается, и навыки у детей данной группы совершенствуются. Я довольна результатами своего труда и усвоением знаниями детьми.

Перспективы развития

        Чтобы повысить эффективность в обучении и воспитании нравственно-волевых качеств  у детей дошкольного возраста, планирую в дальнейшем:

- продолжить проводить с детьми ежедневные наблюдения по всем направлениям, знакомить с различными профессиями,

- продолжать в игровой форме проводить занимательные беседы и игры по трудовому воспитанию,

- расширить работу с родителями по данному вопросу,

- чаще включать в работу иллюстративный материал,

- продолжать работу по рассматриванию картин, сюжетных картинок,

- разнообразить оборудование, обновлять его по мере надобности,

- провести анкетирование родителей по данному направлению,

- вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

Опыт работы «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»

Опыт работы выкладываю в сокращенном варианте, с основными направлениями деятельности....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Практическая деятельность воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3 “Ромашка” города СтаврополяЗайцевой Натальи Геннадьевн...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Опыт работы по теме Обучение детей пению на основе системы ручных знаков

Художественно-эстетическое развитие (раздел "музыкальная деятельность")...

Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....