Опыт работы по трудовому воспитанию в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
из опыта работы по трудовому воспитанию в средней группе.
Подготовила :воспитатель
Первой квалификационной
категории Блохина
Валентина Алексеевна
С.Нарышкино 2018г
Сообщение
из опыта работы по трудовому воспитанию в средней группе.
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и
значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим. »
В. А. Сухомлинский
Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения- является трудовое воспитание.
. Весь процесса трудового воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включение ребенка в трудовую деятельность обеспечивается существенными для него мотивами, он испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулированные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и т.д
. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4. Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекали лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволило сформировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых оказали большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, ведь ознакомление с трудовой деятельностью сочеталось с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. . Труд детей в детском саду разнообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
Формирование навыков и умений в самообслуживании.
В средней группе совершенствуются навыки , которыми дети овладевают в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются аккуратно вешают на стульчик одежду , складывают одежду в шкаф, относят влажные вещи на батарею, моют руки по мере загрязнения ,едят пользуясь вилкой. Большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца ( одеваться , раздеваться, есть не отвлекаясь).Эти задачи решаются успешнее, если использовать игровые приёмы и систематически контролировать детей. Например, перед мытьём рук говорю : « Сегодня Буратино пришёл учиться мыть руки у вас. Он не верит мне ,что дети умеют мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа грязи. Так же можно использовать художественное слово. В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому , что он умеет сам, формируется навык взаимопомощи. ( « Сегодня мы так быстро собрались на прогулку потому ,что помогли друг другу одеться.)
В этой группе используем такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда ( « Сейчас мы с Варей и с Колей проверим , аккуратно ли сложены вещи в шкафах»). Важно дать детям больше самостоятельности в самообслуживании. Показ способа действий и объяснение на данном этапе занимает большое место в нашей работе. На конкретных примерах учим детей делать выводы. Забыл убрать одежду в шкаф – будешь долго её искать ;не завернул рукава – будешь ходить с мокрыми рукавами.
хозяйственно-бытовой труд. В средней группе х-б труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и ранее основной формой его организации являются поручения . Трудовые усилия детей надо обязательно оценивать. Хвалить ребёнка надо при всех детях, но если заслуживает порицания, сказать ему об этом с глазу на глаз. В средней группе содержание хоз- быт. труда усложняется . Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия ,то теперь они осваивают целостные трудовые процессы ( моют тряпочкой игрушки , прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протирали столы и стульчики, намыливают кукольное белье, стирают его ,подклеивают книжки, сервируют к обеду стол ,дежурные убирают салфетки после еды , готовят всем необходимым для занятий стол, убирают свои рабочие места. Хозяйственно- бытовой труд можно организовывать в утренние и вечерние часы , в в группе и на прогулке Подчеркнуть для ребенка общественную значимость его труда.
Труд в природе. В средней группе продолжают приучать детей ухаживать за цветами, животными, живущими в уголке природы, закрепляют знания о них. Продолжают формировать элементарные навыки работы в цветнике, огороде .Воспитывают желание трудиться сообща, чувство ответственности за выполнение порученного дела. Дошкольники пятого года жизни уже владеют некоторыми способами общения с объектами природы.У них более устойчиво внимание, лучше развиты процессы восприятия и мышления , чем у младших детей. Они способны к волевым усилиям. Дети могут ставить перед собой цель,но планировать свои действия они ещё не в состоянии, поэтому педагог не только формирует умение планировать, но и воспитывает стремление доводить начатое дело до конца.Большое внимание уделяется показу способов и приёмов работы в при роде.
Детей средней группы привлекают:1). к наблюдениям за природными объектами на территории детского сада и в уголке природы, 2.)к совместной с педагогом работе в цветнике, огороде ,в уголке природы.( полив цветов в уголке при роды, в цветнике и на территории детского сада, созданию и уходу за « огородом на окне».)3.) к зарисовке в альбомах изменений в жизни растений, животных, добрых дел по отношению к природе. В процессе наблюдений дети обогащают свои знания о том как выращивают овощи. Знакомятся с правилами уборки урожая и принимают посильное участие в этом виде деятельности. Можно напомнить р.н.сказки , в которых говориться об уборке овощей. Воспитатель в ходе бесед вводит понятие оставить овощ на семена; организуется наблюдение детей за тем , как развивается растение , оставленное на семена .Детей привлекают к сбору опавших листьев. Педагог продолжает знакомить со способами работы с инвентарём ( граблями ,тяпкой, лопатой , секатором). Представление о том ,как работают секатором, дети получают в процессе наблюдения за взрослыми, которые обрезают ветви кустарников. Воспитатель объясняет детям , что таким образом люди помогают растениям готовиться к зиме.В начале зимы дети совместно с педагогами или родителями делают простейшие кормушки для зимующих птиц . Опираясь на первоначальные знания, воспитатель выясняет у детей . чем кормят птиц. Работа по подкормке птиц проводится с поздней осени до ранней весны. Педагог напоминает детям , что весной кормушки можно снять , так как в это время птицы находят корм в лесу. В зимний период детей привлекают к очистке дорожек и участка от снега..Весной дети наблюдают за взрослыми ,которые окапывают деревья. Педагог объясняет, что делают для того, чтобы тёплый воздух поступал к корневой системе растения. Когда земля на огороде подсохнет , нужно обратить внимание детей на то , что землю можно перекапывать. Воспитатель привлекает детей к выравниванию грядок на огороде и в цветнике. Показать детям как работают тяпками, аккуратно рыхлят землю, не задевают корни растений. Воспитатель приучает детей бережно относиться к инвентарю: после работы убирать его на место, содержать в чистоте .Дошкольников привлекают к посадке в борозды семян овощных культур. Педагог сажает выращенную ими рассаду. Летом проводиться работа по прополке сорняков на огороде и в цветнике.Дети поливают овощные и цветочные культуры.Педагог раздаёт лейки , в которые они набирают тёплую воду из общего ведра .Воспитатель показывает детям , как надо перемещаться с лейкой вдоль грядки , равномерно поливая её.
Работа в уголке природы.
В средней группе в осенний период продолжаем работу по формированию простейших способов и приёмов ухода за растениями и животными (кормление, протирание листьев); воспитанию заботливого отношения к природе.
Объясняем детям ,что птицы живущие на воле, заботятся о себе сами. А вот животные , находящиеся рядом с человеком , нуждаются в заботе.
Дети получают больше самостоятельности в кормлении животных. Они уже знают , что у каждого животного разный корм, в определённой дозировке, и он должен быть полезным . Дети вместе с воспитателем готовят корм для птиц. Педагог учит детей планировать свои действия по уходу за животными. Лучше работать малыми группами ( 2-3 человека), давать разные поручения.
Н-р: предлагается Ване покормить рыбок, Ани и Вари–позаботиться о птицах. Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания. Если требуется приходит на помощь.Во второй половине года он даёт детям не только индивидуальные поручения, но и коллективные. В ходе беседы уточняет , что должны дети делать , когда работают вместе, помогает договориться о распределении обязанностей.
С поздней осени до конца марта педагог вместе с детьми выращивают лук ,зелень для птиц. Работу по проращиванию педагог выполняет сам. Дети могут помочь в приготовлении почвенных смесей. Дети наблюдают как растёт рассада, в процессе наблюдения они усваивают технологию работы с рассадой , а также узнают , что педагог в почву кладёт волшебные порошки (минеральные удобрения) , которые будут помогать расти маленьким растениям крепкими и здоровыми . .
В конце зимы внести в помещение 2-3 ветки дерева или кустарника и поставить в воду , понаблюдать как они реагируют на тепло и воду. Дети убеждаются что для нормального развития растений необходимы специальные условия.
В весенний период опираясь на первичные представления детей о строении растений (корень, стебель, листок, цветок) , продолжает знакомить с простым способом размножения на примере хлорофитума. Дети рассматривают растения , обращая внимания на его « усы» на которых образовались маленькие растеньица. Объясняет ,где материнское растение . а где детки; какие есть способы вырастить новый цветок: можно отрезать ус и поставить в воду , чтобы развились у него корни , а можно присыпать маленькое растение землёй , не отрезая ус.В последнем случае оно будет получать питание и от взрослого растения и из земли. Педагог показывает оба способа размножения хлорофитума и организует наблюдение за молодыми растениями ( дети определяют в какое из них развивается быстрее.
Детей привлекают к поливу комнатных растений. Они узнают , что одни растения любят воду , другие не очень. Учатся по цвету земли и на ощупь распознавать , влажная или сухая земля в горшках. Воспитатель показывает , как следует поливать различные растения.
Педагог приучает детей видеть малейшие изменения в жизни растений. Замечать на каком цветке бутон , на каком распустился цветок, а на каком растении появились малыши (маленькие листочки).
Педагог совершенствует умения детей связно передавать свои впечатления об окружающем. Он всячески поощряет деятельность дошкольников, связанную с самостоятельными наблюдениями в природе.
Большую роль в педагогическом процессе , направленную на общение с природой , играет привлечение сказочных героев. Они могут наблюдать за деятельностью детей , помогать им советом или делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по трудовому воспитанию
Опыт работы по трудовому воспитанию представленный на педагогическом совещании...
Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...
Опыт педагогической работы по экологическому воспитанию в средней группе «В гостях у кролика».
Расширять представленя детей о домашних животных. Познакомить с домашним животным кроликом, его внешним виом....
Опыт работы по трудовому воспитанию коллектива МКДОУ «Большесолдатский детский сад»
Трудовое воспитание - основа формирования активной целеустремленной личности, фактор успешной социализации ребенка, возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. ...
Сообщение из опыта работы «Система трудового воспитания детей среднего возраста с использованием схем и алгоритмов»
Цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых....
Презентация "Опыт работы по трудовому воспитанию ( в том числе , ранняя профориентация)".
Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из перв...
Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....