Самообразование
методическая разработка по теме

Петрушевич Ольга Александровна

План самообразование "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoob.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 с. Перелюб Перелюбского муниципального  района  Саратовской области»

План самообразования воспитателя МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб»  по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Воспитатель:

Петрушевич Ольга  Александровна

Образование: высшее

Стаж: 12 лет

Категория: первая квалификационная

Содержание

План самообразования……………………………………………………..2

Педагогические средства, используемые в работе………………………4

План работы на год………………………………………………………..6

Отчет по самообразованию ………………………………………………10

Изученная литература……………………………………………………..13

1. Ф.И.О. педагога – Петрушевич Ольга Александровна

2.Образование: высшее

3.Тема самообразования - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

4.Работа начата- 2.09.2015.

5.Предпологается закончить- 31.05.2017.

 Перспективы  при продолжении работы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);

- Продолжить подборку  игр и игровых упражнений по данной теме;

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с родителями  включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников.

Цели: 

-найти самые действенные методы и способы привить детям любовь к малой родине и России как одной большой стране, где все народы живут в дружбе и уважении.

-Разработать актуальную на сегодняшний день методику воспитания у детей интереса к своему поселку, обычаям, истории.

Задачи: 

-повысить собственный уровень компетенции в данном вопросе путем обработки тематической литературы

-Провести письменный опрос родителей и коллег на тему: «Актуальность вопроса патриотического образования детей».

-Проанализировать имеющуюся наглядно-методическую базу в детском саду и группе на предмет соответствия ФГОС

-Разработать методические материалы для консультаций родителей, рекомендации для воспитателей.

 -Оформить выставку и провести с коллегами «круглый стол».

По окончанию исследования нужно составить самоанализ и представить его коллегам и методисту.

Педагогические средства, используемые в работе

   Формы и методы  работы с детьми:

1. Необычное приветствие.

2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

3. Приглашение в путешествие.

4. Создание проблемной ситуации  ( «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»,  «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»)

6. Совместная проектная деятельность.

7. Ручной труд.

8. Природоохранная деятельность.

9. Выставки и экспозиции.

10. Развлечения, досуги, праздники, концерты.

11. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

12.  Сказки.

13. НОД, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей.

 Формы организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

 Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические –  дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.

План работы на 2015-2016  год

Раздел

сроки

содержание

Практические выводы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь-май

1. Зацепина М.Б. "Дни

воинской славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников".

2. Козлова С.А.  "Теория и

методика ознакомления

дошкольников с

социальной

действительностью".

3. Сухомлинский В. А.

"Как воспитать настоящего

человека".

Работа с детьми

Сентябрь

октябрь

Оформление уголка в

средней  группе детского

сада «Моя Родина –

Россия».

Подборка дидактических

игр по патриотическому

воспитанию.

Анкетирование «Мой ребенок-какой он?»

Стенд «Моя

Родина –

Россия».

Картотека игр

Беседа по теме «Улица, на

которой я живу».

Фото- выставка

«Главные сооружения, памятные места села»

ноябрь

Ознакомление с

символикой России,

Саратовской области,

Нанайского района.

Выставка работ

детского

творчества

январь

Ознакомление с обычаями

и традициями русского

народа.

Развлечение

«Игры наших

бабушек».

февраль

Непосредственно

образовательная

деятельность  «Главные

праздники России».

Подготовка и проведение

праздника «День

защитника Отечества»

Спортивный

праздник,

посвящённый

Дню защитника

Отечества.

март

Беседы  «Моя мама –

лучшая на свете»

Выставка

детских работ

«Мамин

портрет».

апрель

Беседы на тему «Космос»

Выставка работ

детского

творчества

«Космос глазами

детей».

май

Экскурсия в музей Боевой и трудовой славы,

приуроченная ко Дню

Победы.

Участие в

утреннике,

посвящённому

Дню Победы.

Фото - выставка

 сельского

мероприятия.

май

Экскурсия в сельскую библиотеку (беседа о становлении земли Перелюбской)

Выставка композиций посвященных Дню

села. (выполнение работ совместно с

родителями)

самореализация

май

Открытое занятие (развлечение)в ДОУ для педагогов на тему «Игры наших бабушек»

План работы на 2016-2017  год

Раздел

сроки

содержание

Практические выводы

Сентябрь-май

Чтение художественной

литературы детям о

природе России, родного края, о войне, о других

исторических событиях

Информация для

родительского

уголка (памятка)

Работа с семьей

самореализация

октябрь

Консультация

«Как вырастить достойного гражданина»

Информация для

родительского

уголка

ноябрь

Оформление альбома

«История нашего села»

Альбом

«История

нашего села»

февраль

Конкурс плакатов

«Защитники Отечества»

выставка

март

Конкурс рисунков «Моя

мама лучше всех»

Выставка рисунков

апрель

Экскурсия к пожарной части села

Выставка рисунков

май

Консультация

«Воспитание

патриотических чувств у

дошкольника».

Информация для

уголка родителя

декабрь

Круглый стол для  воспитателей «Интегрированный подход в реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Пополнение педагогической копилки

Отчет по самообразованию

В ходе работы по данной теме в группе подобран достаточный материал книг, альбомов, фотографий. Дети в своей самостоятельной деятельности могут использовать весь этот материал. Они с удовольствием играют в дидактические игры «Собери герб, флаг», «Кто живет в лесу», «Узнай, где я нахожусь», «Кто, где работает», «Полезные ископаемые»

Для выполнения поставленной цели и задач использовались разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – проекты.  

 Все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: отношение к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.

В процессе проекта с детьми средней группы «Наша дружная семья» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, где они живут, где работают родители, какие красивые  места города посещают вместе с родителями. Сформировали и закрепили  понятие: Я - член семьи, Мой дом - моя семья. Для закрепления полученных знаний о семье и городе с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?», во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том кто кем кому приходится Для расширения представлений детей о детском саде и сотрудниках проводилась беседа «Что такое детский сад?», в ходе которой воспитанники учились называть некоторых работников детского сада (воспитатели, помощник воспитателя, повара т.д.) по имени, отчеству, учились обращаться к ним на «вы». Итогом проекта стало мероприятие «Дружная семейка», на котором были закреплены знания детей о членах семьи, о том, что в семье любят, заботятся и помогают друг другу .

Для ознакомления детей с родным селом проводился проект «маленькие пешеходы», в ходе которого детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу в котором находится детский сад. Знакомили детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в общественных местах, и простейшими правилами дорожного движения. Прививались элементарные практические навыки безопасного поведения на сельских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.

Одним из приоритетных направлений детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Поэтому в группе был собран интересный материал по русским народным играм и играм родного края в рамках проекта «Играем и узнаем». Игры – своеобразная школа для ребенка. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков,  их быте, труде. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Ценность этих игр заключается еще и в том, что игры очень хорошо развивают речь детей, умение петь. В играх используются русские считалочки.

Непосредственное участие в реализации проекта отведено социальным структурам города: «Централизованная библиотека», пожарная часть, метеорологическая станция, музей боевой и трудовой славы  . В совместной деятельности проведены мастер-классы, выставки творческих работ, конкурсы, викторины, презентации, обзорные экскурсии, которые расширили, дополнили познавательные интересы и запросы детей.

В старшей группе проводился месячный проект  «Моя семья».  В рамках его реализации было проведено игровое мероприятие  «Разговор о маме», на котором дети не только говорили о маме, семье, познакомились с художниками разных эпох, а также с современными, повторили пословицы о маме

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей  не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В группе собран консультативный материал «Семья и Я», в которой для родителей собраны памятки, буклеты, ряд консультаций. «Как мы формируем патриотические чувства у детей» одна из них (Приложение №10). Проведена консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

С ребятами пятого года жизни проводились  экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день, где решались следующие задачи: формировать детей о родном крае, закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках.

 Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Такие знания они конечно получают на занятиях, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят как трудятся взрослые, для того чтобы наше село было таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Для закрепления этих знаний с детьми проводилась игра «Расскажи про свое село», на которой каждый ребенок по картинке рассказывал о профессии, для чего она нужна, что делают люди той или иной профессии. Так же уточняется место в селе, где работают люди той или иной профессии. Чем больше знаний получает ребенок на занятиях, экскурсиях, наблюдениях, тем легче ему было играть в эту игру. Дети рассматривали фотографий о родном  селе, его достопримечательностях в самостоятельной деятельности.

Изученная литература

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

  1. «Патриотическое воспитание детей на  основе проектно-исследовательской деятельности» Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова
  2. «Государственные праздники для дошкольников» А.Н.Зимина
  3. «Патриотическое воспитание дошкольников»Алешина Н.В.
  4. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П.Ватаман
  5. . "Растите детей патриотами"Жариков А.Ю
  6. "Герб и флаг России"Ривина Е.К.
  7. . "Я живу в России"Каплунова И.М., Новоскольцева И.А
  8. . "Российская символика"Ривина Е.К
  9.  «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Щетинин
  10. «Истоки» Т.Алиевой, Т.Антоновой, Е. Арнаутовой
  11. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...