«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».
консультация (младшая группа) на тему
Доклад на педсовет из опыта работы.
«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».
Подготовила
Воспитатель 1 категории
Бычкова Ольга Валерьевна
МДОУ ЦРР №24
Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт определённую ответственность за своё поведение, действие, поступки. Этот процесс получил название социализации.
Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.
Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.
Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.
У детей 3-4 лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому признаку (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» игр или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки и мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли). Девочки играют в ограниченном пространстве и предпочитают тихие игры на семейно-бытовые темы, а мальчики осваивают всю близ лежащую территорию - горизонтальную, и вертикальную, и предпочитают шумные игры, наполненные движением.
Значительное место в половом воспитании принадлежит разным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры. Например: «Едем в автобусе», «Больница», «На пароходе», «Семья», где дети начинают обозначать и называть свою роль: «Я - папа», «Я - мама».
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Цель социализации - формирование у детей дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
Развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания, создано разное пространство для игр мальчиков и девочек.
Пополняя развивающую среду, я обращаю внимание на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики; на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят роль матери (куклы, посуда разного вида, бытовая техника, предметы-заместители); на наличие атрибутики для игр для мальчиков (рули, пилотки, накидки, машины разного назначения, инструменты, строительный материал).
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные движения взад-вперёд, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой-либо поверхности. В таком случае я предлагаю мальчикам построить для машины мост, дорогу и ворота или поставить её на ремонт и подсказываю, что нужно отремонтировать. Для этого у нас в группе имеется «Автомастерская», наборы инструментов, строительный материал. По окончании игры дети всё складывают и убирают на то место, которое отведено для хранения «мужских» материалов.
В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. Чтобы разнообразить игровую деятельность девочек, я научила их заваривать чай, варить овощной суп, пользоваться бытовой техникой, которая присутствует в уголке для девочек.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство, поэтому я расположила всё так, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
Дети 3-4 лет ещё не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определённому полу без опоры на ролевые атрибуты, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия, а затем принимают на себя роль шофёра только тогда, когда возьмут в руки руль.
Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-дочкой в воображаемом плане. Для того, чтобы девочки могли «приготовить обед» для кукол, я поместила в уголок плиту, посуду разного вида, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве продуктов, дощечки для резки и т. п. В игровом уголке девочек есть раковина с «краном» полотенце для вытирания посуды. В социальном опыте детей не используется посудомоечная машина, но в игровой зоне для девочек она представлена, я научила их, как ей пользоваться, как правильно поставить посуду. В группе также созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют из него разного вида транспорт для коллективных игр. Это может быть большая машина, пароход, поезд.
Крупный строительный материал требует много места, поэтому я разложила его на низких полках в стороне от игровой зоны девочек, здесь же, рядом с ковром, расставила машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.
В играх реализуются желания детей. В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познаёт радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Чтобы сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, я создаю проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Например: сюжетно-ролевая игра «Семья». День рождения. Скоро должны прийти гости. Но вот беда, папа на работе, а стол и стулья надо перенести из кухни в комнату. Кто поможет? Может соседи? Предлагаю мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь хозяйке расставить мебель. Мальчики с удовольствием выполняют данного вида просьбы.
Кукла-дочка заболела. Что делать? Маша предлагает вызвать скорую помощь. Мальчикам предлагаю построить машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая с водителем –Андреем и врачом –Полиной.
Часто дети играют в игру «Едем в автобусе», где девочки играют роль мам и кассира, а мальчики - роль водителя и автослесаря, если вдруг автобус ломается.
Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.
В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
В детском саду ребёнок приобретает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности обогащения этого опыта расширяются в многообразной и доступной предметно-развивающей среде.
Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина, что в переводе с латыни означает обучение, воспитание. Дисциплина-это процесс научения, образования, т. е. средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.
Я предлагаю детям игры и ситуации, где необходимы сотрудничество и взаимопомощь. Привлекаю детей к обсуждению межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве, объясняю детям. Что дружить надо со всеми, как ты относишься к окружающим, так будут относиться к тебе.
Я стараюсь обеспечить детей разным игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить, поощряю совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал и пространство в группе. Периодически предметно-развивающая среда в группе изменяется и дополняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития дошкольников.
В соответствии с ФГОС вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является важным и актуальным. Музыкальная предметно-развивающая среда может рассматриваться как средство развития эмоциональност...
Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программ...
«Развивающая предметно- пространственная среда- как средство социализации ребёнка – дошкольника» (презентация).
В рамках годовой задачи «Развивающая предметно- пространственная среда и социализация дошкольника, как два неотделимых компонента развития личности ребёнка», Фоменок Т...
Предметно развивающая среда как средство социализации и самообразования дошкольника
Самый эфективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание о чём то узнать и сему то научиться....
Методическая разработка на тему "Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребенка-дошкольника"
Методическая работа предназначена для воспитателей ДОО. В работе дается определение предметно-пространственной среды, выполняемые функции и содержание предметно-пространственной среды в ДО...
"Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника"
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено знач...