Предметно развивающая среда как средство социализации и самообразования дошкольника
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа)
Самый эфективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание о чём то узнать и сему то научиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_-_kopiya.docx | 787.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Реалии сегодняшних дней и новые подходы в образовании, а именно, построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, ставят педагогов перед поиском новых форм и методов взаимодействия с детьми. Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, организация самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности детей требует пересмотреть предметно-развивающую среду, если не всю, то отдельные её компоненты обязательно.
Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и новый режим образовательной деятельности, и формы организации детей, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много «и».
Чтобы определить чёткие позиции в построении образовательного пространства я взяла за основу
5 ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА:
Социальная: Умение работать в группах, играть / делиться с другими, следовать правилам.
Физическая: Развитие мелкой моторики рук и физической активности.
Интеллектуальная: Знание и понимание окружающего мира.
Творческая: Развитие самовыражения и детского воображения.
Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.
Учитывая пространственно-предметный компонент, определила наличие и расположение зон и центров в группе, содержание дидактического материала, обеспечивающего развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Среда, обеспечивающая благополучие каждого ребенка, где:
- каждый ребенок ощущает свою принадлежность к сообществу и испытывает чувство комфорта
- обеспечиваются равные возможности для полноценного развития, образования и воспитания
- дети могут свободно выражать себя
Среда, привлекательная и развивающая для создания атмосферы познавательной активности.
- Возможность обновления материалов в центрах, отражающих интересы детей, темы или проекты, над которыми они сейчас работают
- Наличие материалов «открытого типа», которые можно исследовать
- Возможность создания материалов совместно с детьми и родителями
- Возможность детям выбирать и действовать с материалами и самим убирать их.
- Фокус на процессах, а не только на продуктах работы
- Мотивация решать задачу несколькими способами
- Cоздание исследовательской среды
И так открываем двери старшей группы. Разноцветные следы уверено ведут нас в групповую комнату. Озорные и пытливые дошколята встречают нас у «Городка Всёзнаек». Где новый, изучаемый материал представлен для детей в домиках. Он подаётся и закрепляется в игровой форме, затем обыгрывается детьми самостоятельно.
Взаимодействуя друг с другом или с педагогом, дети познают азы точной науки математики, грамоты. В окошках домиков могут быть и картинки, помогающие рассказать разные истории, и фигурки животных, и геометрические тела.
Рядом с магнитной доской удобно расположены буквы, цифры и геометрические фигуры. Здесь дети могут выложить пока ещё только слоги, составить фигуры из частей, придумать орнамент.
Особый интерес вызывает рисование на песке. На столе с подсветкой дети рисуют пальцами, палочками, играют с фигурками животных.
Инсталляции, панорамы на разные темы привлекают внимание детей, развивают восприятие.
В соответствии с социальным компонентом создан тематический уголок, он удобно расположен и доступен с трёх сторон, его расположение и величина даёт возможность участвовать в режиссёрской игре нескольким детям одновременно. В наполнении и оформлении участвуют все участники образовательного процесса: дети, родители и педагоги. По теме недели изготавливаются атрибуты, а затем всё это обыгрывается детьми в действии.
Дети охотно изменяют смену времён года в «волшебном лесу», находящемся в уголке природы, дополняют поделками животных из разных материалов.
В уголке природы можно поэкспериментировать с природным материалом, закрепить полученные знания и навыки, создать свой образ. Схемы, образцы меняются в зависимости от интересов или темы недели.
Ежедневно дети, отмечая дату в календаре, ориентируются в разных временных отрезках, начиная с времени года, и кончая днём недели.
Есть и календарь наблюдений, в котором ребята подбирают картинки, отражающие наблюдаемые объекты.
Интерьер группы заполняет большое панно,
стилизованные деревья актуальны во все времена года и для любой темы. Они дополняются капельками дождя, снежинками, осенними листьями. На них можно увидеть мудрого совёнка, держащего конверт «с секретом», сундучок с картой-схемой и т.д.
Воздушное пространство также «несёт» детям информацию и зрительный опыт: за потолочные шины крепятся мобили, лёгкие конструкции из картона, забавные герои, сделанные на основе воздушных шаров вовлекают детей в подвижные игры.
Достойное применение во взаимодействии с детьми нашли цветные дорожки. Цветные полоски разной длины с разметкой «помогают» детям в построении на игру, ориентировке в пространстве. Дети, стоя на дорожках, кидают кубик и выполняют ход по цветовому сигналу кубика. Кубик с цифрой отсчитывает шаги, кто вперёд дойдёт до финиша.
Переносной лёгкий ковёр, на котором можно организовать разные виды деятельности. Сюжетно-ролевая игра, конструирование, дидактическая игра по правилам дорожного движения может разместиться в любом месте группы и спальни.
Наблюдая со стороны, можно заметить, что далеко не со всем материалом, как хотелось бы, дети работают самостоятельно. Ещё в давние времена выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, предложил рассматривать среду как условие оптимального
саморазвития личности. Но все мы знаем, что дошкольники не могут познавать или придумывать по требованию, потому что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент. (Научить рисовать ель, для того, чтобы зайчонок мог спрятаться от лисы, правильно отсчитать семь шагов, чтобы найти заветный ключик и т. д.) И тогда выясняется, что не столько разнообразие аккуратно сложенного материала, сколько форма или способ его подачи должны вызвать интерес и желание ребёнка действовать с ним самостоятельно.
Принцип интеграции образовательных областей, учёт особенностей и интересов воспитанников повлёк к наличию в центрах межпредметных материалов. Например, в математическом центре можно поместить шишки, жёлуди, камушки, мелкие игрушки для составления задач. А в экспериментальном уголке пластилин, солёное тесто и т. д. Эти, на первый взгляд, несущественные моменты дают возможность ребёнку добывать знания самому (пересчитывать при взвешивании, конструировании, соединении), и развивают умение применять свои знания в другой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Предметно развивающая среда, как средство формирования гкндерной идентичности дошкольника.
Одним из ведйщим условием для формирования позитивной половой идентичности ребёнка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда. В данной статье я по...
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Стендовый доклад....
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...
педсовет "Предметно-развивающая среда, как средство саморазвития творческой активности дошкольника"
quot;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат..." В.А.Сухомлинский.Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются всё более высокие тре...
Научная статья: Предметно-развивающая среда, как средство поддержки двигательной активности дошкольников
В условиях современности, в соответствии с ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно утверждению, ...