КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОСОЗНАННО ОТНОСИТЬСЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
консультация на тему

В статье раскрыты особенности того, как научить детей осознанно относиться к собственному здоровью

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОСОЗНАННО

ОТНОСИТЬСЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.

Выполнение поставленных целей и задач зависит от слияния трёх показателей: наследственности – окружающая среда – образованность, причём образованность является наиболее поддающимся изменению показателем. Мы должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме мы обогащаем представление детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.

Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самим заботится о нём, изменять своё поведение, мы в своей работе подбираем наиболее эффективные формы и методы обучения.

В старшей группе мы знакомим детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме мы вместе с детьми узнаём, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела и т. д.).

Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познаёт окружающий мир, мы ставим цель: сформировать у детей первоначальное представление об органах чувств, с помощью которых человек познаёт мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Закрепляем полученные знания, используя игры «Умеем ли мы видеть?», «Выбери полезные продукты», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Узнай по запаху» и другие.

В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Кто аккуратен, тот и людям приятен» и другие.

Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. Дети очень любят, когда у нас проводятся спортивные праздники, Дни здоровья.

При знакомстве с произведениями художественной литературы мы вспоминаем сказки, в которых герои были очень доверчивы и неосторожны: «Сказка о мертвой царевне», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Буратино».

В группе имеется пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо, с помощью которого дети обыгрывают сценки, отражающие здоровый образ жизни.

Беседуя с детьми, мы обращаем внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.

Рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребёнку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.

На прогулках проводим с детьми игровые упражнения: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стать маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, локти, колени, пальцы на руках и ногах.

Приобщая детей к ЗОЖ, объясняем, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказываем и показываем, какие лекарственные растения растут у нас в Мордовии. Играем в игру «Что где растёт?», «Узнай и назови?». Поясняем детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные лекарственные растения: алоэ, каланхоэ. Планируем знакомство детей с грибами, ягодами съедобными и ядовитыми. Для закрепления проводим игры «Съедобное – несъедобное», «Положи в лукошко».

Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Ни один навык здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера: нельзя говорить о добре, добрых поступках и в то же время быть сердитым и раздражительным; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.

Для этого необходимо проводить с родителями консультации, беседы, родительские собрания. Для обсуждения мы предлагаем родителям следующие темы: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма». Выставляем папки – передвижки по темам, помещаем на информационном стенде памятки, рекомендации ст. медсестры, специалистов. Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым.          

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Бондаренко Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4 – 5 лет в ДОУ. – Воронеж: ИП, 2012.
  3. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. СПб., 1995.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1995.
  5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1995.
  6. Козлова С.А., Мой мир. М., 2000.
  7. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 1978.
  8. Маханёва М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка сознательно относиться к своему здоровью

Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов....

Консультация для родителей «Как научить детей осознанно считать»

Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или… испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаив...

Диагностические задания по выявлению Сформированности у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Диагностические задания по выявлениюСформированности у детей осознанного отношения  к своему здоровью.  Цель:   выявить уровень сформированности  у детей  осозн...

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. Данный материал подскажет какие формы работы можно использовать в условиях ДОУ....

В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному потреблению и обращению с отходами.

В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному...