КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОСОЗНАННО ОТНОСИТЬСЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
консультация на тему
В статье раскрыты особенности того, как научить детей осознанно относиться к собственному здоровью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_detey_osoznanno_otnositsya_k_sobstvennomu_zdorovyu.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОСОЗНАННО
ОТНОСИТЬСЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.
Выполнение поставленных целей и задач зависит от слияния трёх показателей: наследственности – окружающая среда – образованность, причём образованность является наиболее поддающимся изменению показателем. Мы должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме мы обогащаем представление детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.
Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самим заботится о нём, изменять своё поведение, мы в своей работе подбираем наиболее эффективные формы и методы обучения.
В старшей группе мы знакомим детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме мы вместе с детьми узнаём, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела и т. д.).
Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познаёт окружающий мир, мы ставим цель: сформировать у детей первоначальное представление об органах чувств, с помощью которых человек познаёт мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Закрепляем полученные знания, используя игры «Умеем ли мы видеть?», «Выбери полезные продукты», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Узнай по запаху» и другие.
В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Кто аккуратен, тот и людям приятен» и другие.
Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. Дети очень любят, когда у нас проводятся спортивные праздники, Дни здоровья.
При знакомстве с произведениями художественной литературы мы вспоминаем сказки, в которых герои были очень доверчивы и неосторожны: «Сказка о мертвой царевне», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Буратино».
В группе имеется пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо, с помощью которого дети обыгрывают сценки, отражающие здоровый образ жизни.
Беседуя с детьми, мы обращаем внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.
Рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребёнку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.
На прогулках проводим с детьми игровые упражнения: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стать маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, локти, колени, пальцы на руках и ногах.
Приобщая детей к ЗОЖ, объясняем, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказываем и показываем, какие лекарственные растения растут у нас в Мордовии. Играем в игру «Что где растёт?», «Узнай и назови?». Поясняем детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные лекарственные растения: алоэ, каланхоэ. Планируем знакомство детей с грибами, ягодами съедобными и ядовитыми. Для закрепления проводим игры «Съедобное – несъедобное», «Положи в лукошко».
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Ни один навык здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера: нельзя говорить о добре, добрых поступках и в то же время быть сердитым и раздражительным; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.
Для этого необходимо проводить с родителями консультации, беседы, родительские собрания. Для обсуждения мы предлагаем родителям следующие темы: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма». Выставляем папки – передвижки по темам, помещаем на информационном стенде памятки, рекомендации ст. медсестры, специалистов. Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым.
ЛИТЕРАТУРА
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Бондаренко Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4 – 5 лет в ДОУ. – Воронеж: ИП, 2012.
- Зайцев Г.К. Твоё здоровье. СПб., 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1995.
- Козлова С.А., Мой мир. М., 2000.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 1978.
- Маханёва М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка сознательно относиться к своему здоровью
Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов....
Консультация для родителей «Как научить детей осознанно считать»
Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или… испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаив...
Диагностические задания по выявлению Сформированности у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Диагностические задания по выявлениюСформированности у детей осознанного отношения к своему здоровью. Цель: выявить уровень сформированности у детей осозн...
Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью
Утренняя гимнастика ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью
Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. Данный материал подскажет какие формы работы можно использовать в условиях ДОУ....
«Финансовая грамотность или как научить детей правильно относиться к деньгам?».
консультация для родителей...
В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному потреблению и обращению с отходами.
В МБДОУ № 3 проведена акция "Друзья Земли". Цель: создание комплексной системы экологических мероприятий в области обращения с ТКО для формирования у детей осознанного подхода к собственному...