Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет "Забытые традиции русского народа"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Михайлова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_zabytye.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №10»

          ПРИНЯТО:                                                             УТВЕРЖДЕНА:

на Педагогическом совете                                       Приказ №____

      Протокол №___                                          от  «___»________ 2016г.

  от «___»________ 2016г.                         Заведующая _______ Н.В.Самсонова

Рабочая программа

по дополнительному образованию

   для детей 5-6 лет

«Забытые традиции русского народа»

                                                                                   

                                                                               

  Автор: Воспитатель I кв. категории

                                                                      Михайлова Н.А.

         

                                                                                   

2016, г. Чита

Содержание:

1.

Целевой раздел ………………………………………………………. 3

1.1.

Пояснительная записка ……………………………………………… 3

1.2.

Цель рабочей программы …………………………………………… 5

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………. 5

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательной деятельности …………………………………………………………………………. 6

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6  лет) ……………………………………………………………………. 7

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ………………………………………………………….  9

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)………………………………………………………... 11

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы) ………………………………………………………….. 17

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Ты вспоминаешь не страну большую,

                                   которую изъездил и узнал.

                                   Ты вспоминаешь Родину такую,

                                  какой ее ты в детстве увидал.

                               (К. Симонов).

На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России, своего родного края.

Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, -  и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей.

Таким образом, актуальность и значимость вопросов национального самосознания, возрождение интереса к культуре и народным традициям, недостаточная сформированность нравственно – духовных ценностей в современном обществе позволили обозначить проблему поиска оптимальной технологии приобщения детей  к истокам русской  культуры.

    Содержание данной рабочей прграммы выстроено в соответствии с программой «Детство» под редакцией 3. А. Михайловой, Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 2014 года  и Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №10», составленной в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта»;

- Конвенции о правах ребенка (1989г.);

- Конституции РФ, ст.43, ст.72;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15 мая 2013 № 26;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования 

                                                                                                                           

1.2.  Цель программы: ознакомление детей  с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, развитие интереса  к изучению своего  родного края;   приобщение   к культуре своего  народа, воспитание нравственно-патриотической личности средствами краеведения;  выработка осознанно-правильного отношения к социальным,  природным явлениям и объектам. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

1.3. Задачи программы:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- формирование экологических и краеведческих знаний;

- системно и углубленно познакомить юных Забайкальцев с историей и культурой родного края;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

 - знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; - формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, проживающим в крае и их  традициям…

Программа ориентирована на детей 5-6 лет.  1 занятие в неделю в старшей группе, занятия продолжительностью 25 минут. Период реализации Программы -1год.

  1. Принципы рабочей программы:

Программа сформирована в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:

1. Принцип преемственности - обеспечивает подготовку детей к вступлению в школьную жизнь.

2. Принцип развития- направляет деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие.

3. Принцип гибкости и вариативности - даёт возможность вносить изменения в содержание программы.

4. Принцип открытости - позволяет стать участником программы любому желающему.

5. Принцип взаимодействия - обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогом, родителями.

6. Принцип региональности - предполагает обучение с учетом местных особенностей.

При разработке и реализации программы использованы материалы в    соответствии  с возрастными и индивидуальными особенностями  детей.

         Программа построена  с учетом  принципов постоянного освоения  ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к  далекому, развивая его знания, умения, навыки.

Материал по краеведению доступен и понятен. При проведении занятий учитывается два важных аспекта доступность знаний и культурологический подход при их подаче.

1.5.  Психолого – педагогические особенности детей:

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

  1. . Планируемые результаты освоения программы:

         После реализации рабочей программы дополнительного образования в развивающей предметно – пространственной  среде:

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы за счет создания мини - музея в этнокультурной  направленности (мини – музей народной игрушки, национального костюма, народного быта и т.д.);

   - организованы тематические выставки;

   - создан фотоальбом;

   - подобраны дидактические игры.

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы у детей в ходе реализации данной программы:

• Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;

• Историческое единство русского народа;

• Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Предполагаемые результаты освоения программы дополнительного образования:

- создание эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста за счет ритмо-пластического содержания их физического развития за рамками основной программы;

- определение, развитие и реализация коммуникативных, физических и творческих способностей детей;

- создание условий комфортного положительного эмоционального состояния ребенка на занятиях, ситуаций успеха для каждого участника;

- естественное, ненавязчивое погружение ребенка в родную культуру (инкультурация);

- развитие артистизма ребенка, приобретение им опыта публичных выступлений;

- создание предпосылок для развития музыкально-ритмических, пластических способностей детей;

- обогащение технических изобразительных возможностей детей в художественном творчестве;

- обогащение активного и пассивного словаря детей.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности:

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности. Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает:

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством Забайкальских  поэтов;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является:

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- знакомство с русскими народными инструментами;

- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских народных игр.

В программе «Забытые традиции русского народа» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями края, города, лучшими людьми города (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем крае; с достопримечательностями, традициями нашего города.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ  «ЗАБЫТЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

В СТРАШЕЙ ГРУППЕ

( 1  занятие в неделю- 36 занятий в учебный год)

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

НАШ КРАЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ – 3 часа

С чего начинается Родина – вводное занятие

1 час

Моя Родина – Забайкалье.

Семья. Моя родословная

2 часа

ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ –4 часа

Мой  родной  город  Чита– знакомство с городом  ( из истории прошлого)

1 час

Архитектура города Чита

1 час

Чем отличается город от села

1 час

Дом, в котором я живу

1 час

УГОЛОК РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ – 4 часа

Знакомство с государственной символикой  России

1 час

Расшифруем наш герб:

Знакомство с флагом и гербом края

Знакомство  с флагом и гербом района

Знакомство с гербом города Читы

3 часа

НАШ КРАЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ -  2 часа

Как живут и чем занимаются люди Забайкалья – знакомство с жизнью народов края

1 час

Буряты и эвенки – коренные жители Забайкалья

1 час

Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ – 5 часов

Духовное наследие края

1 час

Исторические памятники

1 час

Те, кто прославил наш край

1 час

Промышленность края

1 час

Я пока еще расту, нужным краю стать хочу

1 час

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ БУРЯТИИ – 4 часа

Веселые песни  и игры  Бурятии

1 час

Бурятский национальный костюм

1 час

Бурятские сказки – устное народное творчество

1 час

Национальное искусство

1 час

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ –4 часа

Сказки народов Забайкалья – Золотая колыбель Забайкалья

2 час

Забайкальские поэты о крае

1 час

Устное народное творчество эвенков

1 час

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ -  4 часа

  Большая семья. Какие животные обитают в тайге – птицы и животные края

2 часа

Обитатели озер и рек

1 час

Климат нашего края

1 час

ДАВАЙ ПОЙДЕМ С ТОБОЮ В ЛЕС, СТРАНУ ЗАГАДОК И ЧУДЕС – 3 часа

Растительный мир Забайкалья:

- щедрые дары природы – лекарственные растения края;

- о чем рассказал нам старый кедр – хвойные леса края

2 часа

Создание Красной  книги Забайкальского края

1 час

ЕСЛИ ТЫ УЗНАЕШЬ ЗАБАЙКАЛЬЕ, НЕ ЗАБУДЕШЬ НИКОГДА – 1 час

Забайкалье, мое Забайкалье – итоговое занятие

1 час

ИТОГО

36 часов

2.2. Способы, методы и формы реализации программы:

Методы работы:

- Индивидуальный.

- Групповой.

- Наглядный.

Формы работы:

- Игры.

- Беседы, работа с наглядным материалом.

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

- Чтение и заучивание художественной литературы.

- Рассматривание репродукций картин.

- Способы проверки:

- Диагностические задания;

- Выставки детских работ.

2.3. Способы и направления детской инициативы.

   - участие в организации  мини-музея,

   - поощрение грамотами.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

В ходе реализации данной программы активное участие принимают родители. Оказывают помощь в сопровождении и организации экскурсий, пополнении мини-музея.

3.Организационный раздел

3.1. Материально- техническое обеспечение программы:

    - музей,

    - дидактические игры и материалы.

3.2. Методическое обеспечение программы:

Список используемой литературы:

  1.  «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Т.И. Бабаевой; В.И. Логиновой
  2. «План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» под редакцией З.А. Михайловой
  3. «Забайкалье мое, Забайкалье» книга для чтения
  4. В. Левашов «Региональные особенности русского фольклора Забайкалья» Выпуск 1 Чита, 1998 г.
  5. Сборник бурятских народных сказок автор Баир Дугаров, М., 1990 г.
  6. Е.Ф. Куринная-Берцик « Забайкалье – золотая моя колыбель» сказки, легенды, были Новосибирск, 2005 г.
  7. Е.Г. Иманакова «Сказание о земле Даурской» Чита, 2001 г.
  8. Н.Казачок, З. Герасимова «Родной свой край, люби и знай» «Дошкольное воспитание», 2001 г. № 12 стр. 47
  9. Н.В. Алешкина «Знакомим дошкольников с родным городом» Москва, 1999 г.
  10. С.А. Козлова «Твоя страна, твой народ…» методика ознакомления с социальной действительностью Москва «Академия» 1998 г.
  11. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина» Москва «Сфера» 2005 г.
  12. Жуковская Р.Н. и др. «Родной край» пособие для воспитателей детского сада под редакцией Козловой С.А.  Москва, «Просвещение» 1985 г.
  13. Белоусов В.Е. «Древнее Забайкалье: природа и культура» Чита, ЗабГГПУ, 2009 г.
  14. Гордеев В.Е. «История Забайкальского края» Чита, «Экспресс», 2009 г.
  15. Г. Р. Граубин «Детская литература»
  16. Сыроватка Г.П., Гениатулин Р.Ф. «Малая энциклопедия Забайкалья» Новосибирск, «Наука» 2009 г.
  17. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 9- 2008 г. Стр. 131-135
  18. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. «Краеведение» Москва «Просвещение» 1984г.
  19. Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать» Москва, 2008 г.
  20. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  21. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург :

      изд.: «Детство-Пресс»,2006

   22.Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011

3.3. Место рабочей программы в режиме дня:

    Содержание программы реализовано в кружковой деятельности каждую пятницу после дневного сна.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной  среды:

     -  в группе будет создан мини-музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшего дошкольного возраста"Традиции русского народа"

методическая разработка занятия по ознакомлению детей с традициями и профессиями  существовавшим на Руси издревне...

Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».

    Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...

проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа

творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...

Знакомство детей подготовительной группы с традициями русского народа

У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или с...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.

Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...