Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет "Забытые традиции русского народа"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:
на Педагогическом совете Приказ №____
Протокол №___ от «___»________ 2016г.
от «___»________ 2016г. Заведующая _______ Н.В.Самсонова
Рабочая программа
по дополнительному образованию
для детей 5-6 лет
«Забытые традиции русского народа»
Автор: Воспитатель I кв. категории
Михайлова Н.А.
2016, г. Чита
Содержание: | ||
1. | Целевой раздел ………………………………………………………. 3 | |
1.1. | Пояснительная записка ……………………………………………… 3 | |
1.2. | Цель рабочей программы …………………………………………… 5 | |
1.3. | Задачи рабочей программы …………………………………………. 5 | |
1.4. | Принципы и подходы в организации образовательной деятельности …………………………………………………………………………. 6 | |
1.5. | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ……………………………………………………………………. 7 | |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………. 9 | |
2. | Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)………………………………………………………... 11 | |
3. | Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы) ………………………………………………………….. 17 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.
(К. Симонов).
На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России, своего родного края.
Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей.
Таким образом, актуальность и значимость вопросов национального самосознания, возрождение интереса к культуре и народным традициям, недостаточная сформированность нравственно – духовных ценностей в современном обществе позволили обозначить проблему поиска оптимальной технологии приобщения детей к истокам русской культуры.
Содержание данной рабочей прграммы выстроено в соответствии с программой «Детство» под редакцией 3. А. Михайловой, Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 2014 года и Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №10», составленной в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта»;
- Конвенции о правах ребенка (1989г.);
- Конституции РФ, ст.43, ст.72;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15 мая 2013 № 26;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
1.2. Цель программы: ознакомление детей с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению своего родного края; приобщение к культуре своего народа, воспитание нравственно-патриотической личности средствами краеведения; выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным явлениям и объектам. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
1.3. Задачи программы:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- формирование экологических и краеведческих знаний;
- системно и углубленно познакомить юных Забайкальцев с историей и культурой родного края;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; - формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, проживающим в крае и их традициям…
Программа ориентирована на детей 5-6 лет. 1 занятие в неделю в старшей группе, занятия продолжительностью 25 минут. Период реализации Программы -1год.
- Принципы рабочей программы:
Программа сформирована в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
1. Принцип преемственности - обеспечивает подготовку детей к вступлению в школьную жизнь.
2. Принцип развития- направляет деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие.
3. Принцип гибкости и вариативности - даёт возможность вносить изменения в содержание программы.
4. Принцип открытости - позволяет стать участником программы любому желающему.
5. Принцип взаимодействия - обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогом, родителями.
6. Принцип региональности - предполагает обучение с учетом местных особенностей.
При разработке и реализации программы использованы материалы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Программа построена с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому, развивая его знания, умения, навыки.
Материал по краеведению доступен и понятен. При проведении занятий учитывается два важных аспекта доступность знаний и культурологический подход при их подаче.
1.5. Психолого – педагогические особенности детей:
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
- . Планируемые результаты освоения программы:
После реализации рабочей программы дополнительного образования в развивающей предметно – пространственной среде:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы за счет создания мини - музея в этнокультурной направленности (мини – музей народной игрушки, национального костюма, народного быта и т.д.);
- организованы тематические выставки;
- создан фотоальбом;
- подобраны дидактические игры.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы у детей в ходе реализации данной программы:
• Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
• Историческое единство русского народа;
• Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Предполагаемые результаты освоения программы дополнительного образования:
- создание эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста за счет ритмо-пластического содержания их физического развития за рамками основной программы;
- определение, развитие и реализация коммуникативных, физических и творческих способностей детей;
- создание условий комфортного положительного эмоционального состояния ребенка на занятиях, ситуаций успеха для каждого участника;
- естественное, ненавязчивое погружение ребенка в родную культуру (инкультурация);
- развитие артистизма ребенка, приобретение им опыта публичных выступлений;
- создание предпосылок для развития музыкально-ритмических, пластических способностей детей;
- обогащение технических изобразительных возможностей детей в художественном творчестве;
- обогащение активного и пассивного словаря детей.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности:
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности. Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает:
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством Забайкальских поэтов;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является:
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:
- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- знакомство с русскими народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских народных игр.
В программе «Забытые традиции русского народа» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями края, города, лучшими людьми города (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем крае; с достопримечательностями, традициями нашего города.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «ЗАБЫТЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
В СТРАШЕЙ ГРУППЕ
( 1 занятие в неделю- 36 занятий в учебный год)
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПРИМЕЧАНИЕ |
НАШ КРАЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ – 3 часа | ||
С чего начинается Родина – вводное занятие | 1 час | |
Моя Родина – Забайкалье. Семья. Моя родословная | 2 часа | |
ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ –4 часа | ||
Мой родной город Чита– знакомство с городом ( из истории прошлого) | 1 час | |
Архитектура города Чита | 1 час | |
Чем отличается город от села | 1 час | |
Дом, в котором я живу | 1 час | |
УГОЛОК РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ – 4 часа | ||
Знакомство с государственной символикой России | 1 час | |
Расшифруем наш герб: Знакомство с флагом и гербом края Знакомство с флагом и гербом района Знакомство с гербом города Читы | 3 часа | |
НАШ КРАЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ - 2 часа | ||
Как живут и чем занимаются люди Забайкалья – знакомство с жизнью народов края | 1 час | |
Буряты и эвенки – коренные жители Забайкалья | 1 час | |
Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ – 5 часов | ||
Духовное наследие края | 1 час | |
Исторические памятники | 1 час | |
Те, кто прославил наш край | 1 час | |
Промышленность края | 1 час | |
Я пока еще расту, нужным краю стать хочу | 1 час | |
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ БУРЯТИИ – 4 часа | ||
Веселые песни и игры Бурятии | 1 час | |
Бурятский национальный костюм | 1 час | |
Бурятские сказки – устное народное творчество | 1 час | |
Национальное искусство | 1 час | |
В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ –4 часа | ||
Сказки народов Забайкалья – Золотая колыбель Забайкалья | 2 час | |
Забайкальские поэты о крае | 1 час | |
Устное народное творчество эвенков | 1 час | |
КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ - 4 часа | ||
Большая семья. Какие животные обитают в тайге – птицы и животные края | 2 часа | |
Обитатели озер и рек | 1 час | |
Климат нашего края | 1 час | |
ДАВАЙ ПОЙДЕМ С ТОБОЮ В ЛЕС, СТРАНУ ЗАГАДОК И ЧУДЕС – 3 часа | ||
Растительный мир Забайкалья: - щедрые дары природы – лекарственные растения края; - о чем рассказал нам старый кедр – хвойные леса края | 2 часа | |
Создание Красной книги Забайкальского края | 1 час | |
ЕСЛИ ТЫ УЗНАЕШЬ ЗАБАЙКАЛЬЕ, НЕ ЗАБУДЕШЬ НИКОГДА – 1 час | ||
Забайкалье, мое Забайкалье – итоговое занятие | 1 час | |
ИТОГО | 36 часов |
2.2. Способы, методы и формы реализации программы:
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
- Способы проверки:
- Диагностические задания;
- Выставки детских работ.
2.3. Способы и направления детской инициативы.
- участие в организации мини-музея,
- поощрение грамотами.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе реализации данной программы активное участие принимают родители. Оказывают помощь в сопровождении и организации экскурсий, пополнении мини-музея.
3.Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение программы:
- музей,
- дидактические игры и материалы.
3.2. Методическое обеспечение программы:
Список используемой литературы:
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Т.И. Бабаевой; В.И. Логиновой
- «План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» под редакцией З.А. Михайловой
- «Забайкалье мое, Забайкалье» книга для чтения
- В. Левашов «Региональные особенности русского фольклора Забайкалья» Выпуск 1 Чита, 1998 г.
- Сборник бурятских народных сказок автор Баир Дугаров, М., 1990 г.
- Е.Ф. Куринная-Берцик « Забайкалье – золотая моя колыбель» сказки, легенды, были Новосибирск, 2005 г.
- Е.Г. Иманакова «Сказание о земле Даурской» Чита, 2001 г.
- Н.Казачок, З. Герасимова «Родной свой край, люби и знай» «Дошкольное воспитание», 2001 г. № 12 стр. 47
- Н.В. Алешкина «Знакомим дошкольников с родным городом» Москва, 1999 г.
- С.А. Козлова «Твоя страна, твой народ…» методика ознакомления с социальной действительностью Москва «Академия» 1998 г.
- Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина» Москва «Сфера» 2005 г.
- Жуковская Р.Н. и др. «Родной край» пособие для воспитателей детского сада под редакцией Козловой С.А. Москва, «Просвещение» 1985 г.
- Белоусов В.Е. «Древнее Забайкалье: природа и культура» Чита, ЗабГГПУ, 2009 г.
- Гордеев В.Е. «История Забайкальского края» Чита, «Экспресс», 2009 г.
- Г. Р. Граубин «Детская литература»
- Сыроватка Г.П., Гениатулин Р.Ф. «Малая энциклопедия Забайкалья» Новосибирск, «Наука» 2009 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» № 9- 2008 г. Стр. 131-135
- Николаев Н.Г., Имкова Е.В. «Краеведение» Москва «Просвещение» 1984г.
- Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать» Москва, 2008 г.
- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург :
изд.: «Детство-Пресс»,2006
22.Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011
3.3. Место рабочей программы в режиме дня:
Содержание программы реализовано в кружковой деятельности каждую пятницу после дневного сна.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
- в группе будет создан мини-музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей старшего дошкольного возраста"Традиции русского народа"
методическая разработка занятия по ознакомлению детей с традициями и профессиями существовавшим на Руси издревне...
Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...
проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа
творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...
Знакомство детей подготовительной группы с традициями русского народа
У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или с...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...