Проект "Развивающая среда"
проект (младшая группа) на тему

Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ –д/с №14

(1-ая мл. гр.)

                                       Воспитатель:

                                           Мурзагалиева О.Б.                  

2016г.

       

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».В.А. Сухомлинский.

       С преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством развивающей среды. Ныне окружающая среда рассматривается как возможность эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

     Предметно-развиваюшая среда – это система материальных объектов ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

      Итак, одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.  Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.   Уделяя большое внимание предметно-развивающей среде в нашей группе, мы создали проект .

      Участники проекта: воспитатели группы, родители воспитанников группы.

      Проблема: отставание оборудования от уровня современного оборудования и технологий, используемых в создании предметно-развивающей среды группы детского сада.

  Цель: видоизменение и совершенствование развивающей среды группы.

       Задачи:

  1. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом потребностей данного возраста;
  2. Простроить  развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала разностороннему развитию каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.
  3. Привлечь родителей к модернизации проекта предметно-развивающей среды.

Этапы проекта

Дата

Ответственные

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы

06.06 16г.

Воспитатели, родители.

Изучить принципы построения предметно-развивающей среды для детей данного возраста.

Июнь-август2016г.

Воспитатели.

Спроектировать среду по зонам.

С сентября 2016г. по январь 2017г.

Воспитатели.

Подбор необходимого оборудования, прайс-листов, пособий, материалов

С сентября 2016г. по январь 2017г.

Воспитатели, родители.

Составить смету затрат

28.08.2017г.

Воспитатели, родители.

 Разрабатывая проект предметно-развивающей среды мы постарались привлечь родителей группы к ее изменению и модернизации, ведь они наши первые помощники. Для этого в августе месяце на родительском собрании мы  обозначили проблему несовершенства развивающей среды группы и предложили данный проект.Многие родители высказали одобрение и пожелания в изменении среды группы. Так мы заручились их поддержкой не только творческой, но и материальной.

     При организации предметно-развивающей среды мы учитывали, чтобы она имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе не понадобилось, т.к. некоторые предметы интерьера соответствовали требованиям возрастных особенностей детей. Мы постарались ее пополнить и обновить, опираясь на принципы построения:

  1. открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
  2. гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  3. полифункциональности;
  4. Стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
  5. Принцип эмоциогенности (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия, т.е. среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, и вызывающей у него положительные эмоции).
  6. Принцип доступности ( расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка)
  7. Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

   В процессе реализации проекта, по нашему эскизу была изготовлена детская игровая стенка и экологический уголок. В своем эскизе мы учли принцип доступности и безопасности нашей мебели: модули соответствуют росту детей, все углы округлены и почти отсутствуют закрытые шкафчики. Кроме того, она сочетается с интерьером нашей игровой комнаты, не закрывая зеркал, а так же красоты и своеобразия наших стен.

    Детскую игровую стенку мы условно разделили на зоны:

  • Строительная, где наилучшим образом сосредоточился весь строительный материал;
  • Сенсорная – здесь находятся специальные развивающие игры: вкладыши, пирамидки, шнурочки, кубики, пазлы, мозаика, сенсорные коврики и мн. др. для развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Гараж, где расположены множество легковых, грузовых и спецмашин для развития сюжетно-ролевых игр.
  • Ряжения – здесь есть много «нарядов» для ребят (косынки, ленточки, кепки, жилеты, юбки, рубахи и мн. др.) эта зона расположена рядом с зеркалами. Сделано это для того, чтобы дети могли наблюдать за своими перевоплощениями.
  • Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес к книжкам с яркими картинками, учитывая это, мы расположили книжную полку посреди мягкого уголка, где детям будет очень удобно. Эту зону мы условно назвали – уголок уединения. Здесь, устав от окружающих, дети имеют возможность поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать, лежа на мягком диване.
  • Дети первой младшей группы очень подвижны, поэтому зона здоровья никогда не пустует. Здесь для ребят расположили мячи, скакалки, обручи, султанчики, флажки, ленточки, платочки и др. атрибуты для подвижной деятельности детей.
  • Любят наши дети и музыку. С удовольствием они играют в музыкальные инструменты, которые расположены на отдельной полочке. Для музыкального развития наших ребят на полочках можно найти барабан, бубен, дудочки, гитару, маракасы, гармошку; игрушки-забавы (погремушки, неваляшки, молоточки); атрибуты для музыкально-ритмических движений (платочки, венки, цветные ленточки, цветы). Наша группа оборудована магнитофоном и фонотекой с записями детской классической и народной музыки, детских песен.
  • Не осталась в стороне и театральная деятельность. Вместе с родителями мы изготовили маски и нагрудные значки героев сказок, приобрели настольный театр.

    В процессе реализации проекта мы учли возрастные физиологические и психологические особенности детей первой младшей группы, в том числе повышенную активность и растущую познавательную деятельность. Поэтому, в целях безопасности, всю мебель расположили по периметру группы, предусмотрели достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Примерно две трети пространства свободно, на полу расстелен ковер, на котором дети с удовольствием играют, ползают, прыгают, лежат. Яркая аппликация на ковре с вишенками и резными листочками, разными по ширине и длине дорожками-полосами сделало это место более привлекательным и полезным, т.к. мы часто используем его для подвижных, математических, дидактических игр и физкультурных занятий.

   Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Поэтому стены нашей игровой комнаты украшены пейзажем природы нашего края: красавицы-березки укутаны в яркую зелень листвы, в нежно-розовом цвете шиповник, на полянке множество разнотравья, цветов, ягод и грибов, над ними проплывают кучевые облака, в небесной лазури резвятся птички. В нашей группе много зеркал, в них малыш видит себя среди других детей, наблюдает за своими движениями, мимикой, внешним видом. Вся эта красота повышает настроение и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей. В предметно-развивающую среду мы включили не только искусственные объекты, но и естественные. В природном уголке находится большое количество комнатных растений, соответствующих программному содержанию, а так же большой аквариум. Дети с удовольствием наблюдают за его маленькими жителями, заботятся о них. На полочках природного уголка расположили муляжи овощей и фруктов, иллюстрации времен года, а так же оборудование для экспериментов.Обогащение игрового опыта ребенка – один из важнейших объектов нашего пристального внимания. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Учитывая наш возраст, игрушки нашей группы безопасны, функциональны, красочны и носят обобщенный характер. Наши дети еще только начинают играть в сюжетно-ролевые игры, их развитию способствуют наборы специальных игрушек: кухня, спальня, доктор, парикмахер и др. В первой младшей группе мы знакомим детей с настольно-печатными играми. С большим удовольствием дети познают новое, играя в «лото», «домино», «парные картинки» и мн. др. Все они доступны для ребенка, что способствует развитию самостоятельности и активности.Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы совместно с родителями решали много творческих задач: становились дизайнерами, декораторами, портными, художниками, психологами и т.д. Организованная нами предметная среда предполагает гармоничное соотношение всех материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. Мы видим, что созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает в активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...