ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
учебно-методический материал на тему
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie_i_doshkolnoe_obrazovanie.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».
А.В. Сухомлинский
Зайцева Юлия Викторовна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»
Воспитание - это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н.Я. Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст.18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3].
Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.
Принципы работы | Направления работы | Задачи работы |
- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей; -единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения; - помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей; - постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. | - защита прав ребёнка в семье и детском саду; - воспитание, развитие и оздоровление детей; -детско-родительские отношения; - взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми; - коррекция нарушений в развитии детей; - подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. | - изучение семьи; -привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; - изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; -работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей |
Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.
В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.
Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества:
- мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;
- семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;
- гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;
- спортивные праздники (в помещении и на улице), досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2].
Модель взаимодействия педагогов с родителями:
Направления | Содержание | Формы работы |
Педагогический мониторинг | - Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ. - Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. - Знакомство с семейными традициями. | -Анкетирование родителей - Беседы с родителями - Беседы с детьми о семье -Наблюдение за общением родителей и детей |
Педагогическая поддержка | - Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка. - Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций. - Сплочение родительского коллектива. | - Беседы с родителями -Психолого-педагогические тренинги - Экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших) - Дни открытых дверей - Показ открытых занятий - Родительские мастер- классы - Проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов |
Педагогическое образование родителей | - Развитие компетентности родителей в области педагогики и детской психологии. -Удовлетворение образовательных запросов родителей. - Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их потребностей (по результатам педагогического мониторинга). | - Консультации - Дискуссии - Информация на сайте ДОУ - Круглые столы - Родительские собрания -Вечера вопросов и ответов - Семинары - Показ и обсуждение видеоматериалов - Решение проблемных педагогических ситуаций - Выпуск газет, информационных листов плакатов для родителей. |
Совместная деятельность | - Развитие совместного общения взрослых и детей. - Проведение совместных праздников и посиделок педагогов и родителей - Сплочение родителей и педагогов. - Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса. | - Заседания семейного клуба -Оформление совместных с детьми выставок - Совместные проекты - Семейные конкурсы - Совместные социально значимые акции - Совместная трудовая деятельность |
Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.
Список используемой литературы
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. - 23-29.01.2009. - №4 (С учетом поправок).
2.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1
3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте —родители и педагоги....
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
- Мне нравится (1)