Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1161 корпус 6
Консультация для педагогов
«Использование малых
фольклорных форм
как средства приобщения дошкольников
к русской народной культуре»
Выполнили : Словягина Елена Анатольевна
Фаткулисламова Галина Алексеевна
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Вспомним виды фольклорного творчества.
Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешки— короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой).
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например :
Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим:
«Поспешишь – людей насмешишь».
Другие примеры
-Волка бояться — в лес не ходить.
-Рыбак рыбака видит издалека.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Хлеб всему голова.
-В гостях хорошо, а дома лучше.
-Дело мастера боится.
Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт:
«Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Скороговорки. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Скороговорки бывают как рифмованные,так и нерифмованые
- Бык тупогуб,тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
-От топота копыт пыль по полю летит.
-Ехал грека, через реку
Видит грека в реке рак
Сунул грека руку в реку
Рак за руку, грека щап.
Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!
Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость
Методы работы:
Наглядный метод (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок);
Словесный метод (чтение, рассказывание сказок, заучивание наизусть потешек, закличек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы )
Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Практический метод: (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий, рисование элементов народных художественных костюмов, промыслов, лепка народных игрушек)
Знакомство с народным творчеством для малышей чаще всего начинаем с словесно-наглядных методов: использования потешек, прибауток , народных песенок, колыбельных песен, закличек, сказок.
Игровые, практические методы.
Звукоподражание героям. Обыгрывание сказок, хороводные игры. Также используем народные игры.
Немаловажную роль играет развивающая среда. Чем богаче и красочнее, тем интереснее детям.
Уделяем внимание работе с родителями, ведь с семьи начинается знакомство с народным творчеством.
Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Введение Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...
«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...
Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Семинар – практикум для педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...
мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...
Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...