Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
консультация

Фаткулисламова Галина Алексеевна
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию
эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с
народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

              ГБОУ Школа 1161 корпус 6

              Консультация для педагогов

«Использование малых

фольклорных форм

как средства  приобщения  дошкольников

 к русской народной культуре»

                                                                          Выполнили : Словягина Елена Анатольевна

                                                                                                   Фаткулисламова Галина Алексеевна

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

        Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

    Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

        Вспомним виды фольклорного творчества.

        Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

        Потешки— короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

      Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

     Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

  Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например :

Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим:

 «Поспешишь – людей насмешишь».

Другие примеры

-Волка бояться — в лес не ходить.

-Рыбак рыбака видит издалека.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Хлеб всему голова.

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Дело мастера боится.

         Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.  Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт:

 «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).

 Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:

 «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).

Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

        Скороговорки. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Скороговорки бывают как рифмованные,так и  нерифмованые

 - Бык тупогуб,тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

  -От топота копыт пыль по полю летит.

   -Ехал грека, через реку

    Видит грека в реке рак

    Сунул грека руку в реку

    Рак за руку, грека щап.

   

         Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.  Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

        Сказки.  Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость

Методы работы:

Наглядный метод (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок);

Словесный метод (чтение, рассказывание сказок, заучивание наизусть потешек, закличек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы )

Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Практический метод: (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий, рисование элементов народных художественных костюмов, промыслов, лепка народных игрушек)

        Знакомство с народным творчеством для малышей   чаще всего начинаем с словесно-наглядных методов: использования  потешек, прибауток , народных песенок, колыбельных песен, закличек, сказок.

        Игровые, практические методы.

Звукоподражание героям. Обыгрывание сказок, хороводные игры.   Также   используем народные игры.

        Немаловажную роль играет развивающая среда. Чем богаче и красочнее, тем интереснее детям.

        Уделяем внимание работе с родителями, ведь с семьи начинается знакомство с народным творчеством.

        Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...