ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_1.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основы нравственно - патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился [1, с. 26].
Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. В соответствии с ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, следовательно, как и все уровни общего образования должно работать в соответствии с ФГОС. Одним из основных принципов дошкольного образования, которые определены в ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [6, с. 2].
Изучение краеведения в дошкольном учреждении является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является умение преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно [2, с. 47].
Одним из направлений патриотического воспитания детей является организация мини-центра краеведения в группе. Это помогает организовать краеведческую работу с дошкольниками наиболее эффективно.
Основной целью создания краеведческого мини-музея – изучение дошкольниками своей местности; приобщение к культуре, традициям, истории родного края, родной страны; формирование потребности в самостоятельном изучении достопримечательностей Белгородского края; побуждение к коллекционированию различных предметов и объектов, которые отражают какие-либо особенности нашего края и использования этого краеведческого материала в непосредственно образовательной деятельности, в играх и самостоятельной деятельности детей [4, с. 58].
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
сохранения нравственно-патриотического здоровья детей, приобщение их к родной природе, своему дому, к истории и культуре города, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками;
наследования нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте;
изучения истории, культуры, природно-экологического своеобразия региона;
стремление заложить в современном ребенке национальное достоинство, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:
- Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
- животный мир;
- растительный мир;
- полезные ископаемые;
- водные объекты.
- Ознакомление с особенностями своего города:
- мой детский сад и район, где я живу;
- история города Губкина;
- улицы родного города;
- символика;
- промышленность (о труде людей).
- Ознакомление с культурой и искусством родного края:
- кто прославил родной край;
- народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы.
В процессе организации работы по созданию мини-центра мы увидели, что коллекционирование – это одно из естественных, ярко проявляемых детьми направлений деятельности. В дошкольниках всегда заложена страсть к собирательству, а точнее, к поиску. Кроме того, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
На сегодняшний день нами накоплены интересные материалы и экспонаты, которые отражают прошлое и настоящее Белгородского края:
- коллекции открыток, марок и магнитов: «Мой город», «Достопримечательности Белгородского края», «города России», «Писатели и поэты Белгородчины» и др.;
- альбомы: «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Памятные места города Губкина», «Памятные места города Белгорода», «История развития города Губкина», «Лекарственные растения Белгородского края», «Редкие растения и животные Белгородского края», «Времена города нашей местности», «Наша Родина - Россия», «Творчество наших земляков», и др.;
- гербарии местных растений, фотографии животных, птиц, растений края;
- флаг, герб России, герб города Белгорода и города Губкина, карты: Губкинского района и Белгородской области, текст гимна России, макет Кремлевской стены с часами и др.;
- папки-передвижки: «Белгород в годы Великой Отечественной войны», «Наши ветераны», «Губкинцы – герои ВОВ», «Как наши предки открывали мир»;
- пособия и развивающие игры по краеведению: «»Мой родной город Губкин», «Энциклопедия родного края», «Путешествие в прошлое», «Человек труда Белогорья» и др.
- художественная литература (рассказы, стихи, сказки, былины»);
- картотеки русских народных песен, прибауток, потешек, закличек и др.;
- русские народные инструменты (ложки, трещетки, дудочки);
- элементы русских народных костюмов, обувь (лапти);
- предметы русского быта (посуда, прялки, русская печь, утюги, сундуки и др.).
Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В детском саду функционирует родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок», приоритетным направлением работы которого является объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».
Наши воспитанники вместе с родителями обогатили наш краеведческий мини-центр многими интересными материалами, сами дети в роли экскурсоводов для своих родителей проводят в музеи экскурсии.
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении, а так же педагогами начальной школы («День земли», «День воды»). Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины
Созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания [3, с. 32].
Список использованной литературы
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ. 2005.- 205.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение // Обруч. – 2014. - № 1. – 1 – 8 с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М. Д. Маханева.- М.: НРКТИ, 2004.- 72 с.
4. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания./ И.Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.45- 49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...