Маленькие экспирементаторы
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Маленькие экспирементаторы22.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» п. ПАЛАТКА

Воспитатель:

Башкина. Н.А  

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою   особенность,  поскольку весь образовательный процесс ориентирован не на обучение дошкольников (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание. При этом, воспитывая и обучая дошколят, необходимо создать особые условия для формирования любознательности, инициативности, наблюдательности.

         Всем хорошо известно, что развитие познавательной деятельности имеет большое значение для формирования личности маленького человека. И важно, чтобы ребенок не просто усвоил знания, умения и навыки, а научился самостоятельно их приобретать, был инициативен в  овладении новыми умениями и навыками под тактическим руководством взрослого (педагога, психолога, родителя) и в процессе совместной деятельности со сверстниками.

Наиболее эффективной, развивающей, соответствующей вышеупомянутым задачам на сегодняшний день является технология проблемного обучения, в частности технология детского экспериментирования.  Несмотря на различные области применения данной технологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребенок познает объект в процессе практической деятельности с ним. У китайского народа  есть изречение: «Расскажи и я забуду, покажи и я – запомню, дай попробовать – и я пойму».

          На этом же основана и технология детского экспериментирования. Известно, что ребенок развивается в деятельности, которая является способом самореализации самораскрытия человека. А исследовательская деятельность вызывает у малыша непроизвольный интерес. Без каких  бы то ни было волевых усилий дошколенок может практически самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?» и сделать множество удивительных открытий. Кроме того, детское мышление имеет наглядно – образный и наглядно – действенный характер, поэтому, обучая ребенка, знания необходимо представлять визуально и так, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, действовать. Таким образом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которые приобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью.

Детская экспериментаторская деятельность – явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому (психологу, педагогу или родителю) можно порекомендовать выбрать стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Увлеченность общим делом – источник дружественности, и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Еще А. С. Макаренко о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, утверждал, что педагог с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности

Эффективность этого стиля общения обеспечивается за счет целого ряда групповых феноменов. Прежде всего, это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий подгруппы воспитанников . Во время занятий он окружен заботой и сам искренне заботится об окружающих, помогает и рассчитывает  на помощь. Еще одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе практических занятий: в рамках группы дошкольник может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые  для него умения  и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Все это формирует положительное отношение к занятию, развивает интересы детей, создает доброжелательное, комфортное состояние и дает возможность проявить свои способности, а также способствует развитию творческой активности. Проводя занятие, нужно стараться, чтобы соотношение речевой активности взрослого и детей было два к трем. Это развивает умственную активность детей, повышает обучающий эффект занятия. Показателем для проявления познавательной активности детей является спонтанная речь детей, то есть по собственной инициативе, когда его речевая активность не вызвана прямым вопросом. Это реплики с мест, вопросы, замечания на рассуждения товарища, предложения по решению проблемы; все вышеупомянутое является свидетельством развивающейся креативности мышления.

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

  нельзя    

  • тормозить самостоятельность ребенка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе тем или иным объектом эксперимента;
  • отказывать ребенку в совместных действиях, так как маленький исследователь не может развиваться без непосредственного участия взрослого наставника;
  • высмеивать желания ребенка или быть невнимательным к нему, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;
  • постоянно указывать малышу на ошибки и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению интереса к этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потере авторитета взрослого.

        Необходимо

  • поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит формирование потребности к новым впечатлениям;
  • эксперименты проводить в совместной деятельности с детьми, предоставляя каждому участнику исследования, работая в группе, взаимодействовать самостоятельно с объектом исследования;
  • подкреплять желание ребенка узнавать что – то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, ликование , удивление и др.), которые высказывает взрослый, побуждающий к этому и детей;
  • проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, беседовать с ним о целях, процессе и результате эксперимента, тем самым юный исследователь научиться целеполаганию, осознает процесс и научиться делать выводы, производить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.

              Эксперименты с объектами неживой и живой природы, проводимые в детском саду, широко описаны в литературе. Мне же хотелось подробнее остановиться на социальном экспериментировании и экспериментировании в области человеческих эмоций, так как приоритетным направлением в деятельности педагога- психолога является именно развитие и коррекция эмоционально – волевой и личностной сфер ребенка.

В данном аспекте исследовательская деятельность решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствование коммуникативных навыков, абстракции на взрослых и ровесниках своего поведения, развития навыков сотрудничества у детей в процессе совместной деятельности и в ходе коллективного обсуждения.

              В этих экспериментах используются простые предметы: воздушный шарик, булавка продемонстрируют  эффективность применения социально приемлемых способов решения конфликтов; стаканчик с водой, блестящие звездочки, акварельные краски, кисточка, трубочка для коктейля помогут понять многообразие человеческих эмоций; камешек поможет осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и выяснить неприятные моменты в  общении и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...

Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»

Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...

"Маленькие детки - маленькие бедки".

Консультация для родителей....

Сценарий тематического дня на тему: «Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам…» (II младшая группа ).

Сценарий тематического дня на тему:«Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам…»(II младшая группа )....