Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»
проект (младшая группа) по теме
«В младшем возрасте ребенок учится мыслить,
учась говорить, но также совершенствовать
свою речь, учась мыслить».
Е.И. Тихеева
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, поэтому пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.
Полноценное развитие речи детей должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. . Для развития речевой активности моих воспитанников я решила совместить прием «изо - сказки» и театрализованную деятельность. Театрализованные игры с применением «изо - сказки» – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент всестороннего развития. Ведь дети любят играть в сказку, это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться.
Хочу поделить с вами своим опытом работы ,дорогие коллеги! В папке представлен опыт работы и конспект открытого занятия по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.rar | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»
Автор: Я.П. Голикова, 1-я категория, «МДОУ «Детский сад №15 «Чебурашка», г. Зеленокумск, Ставропольский край.
Слайд 2. Начну свой опыт работы со слов Е.И. Тихеевой - известного российского и советского педагога, крупнейшего специалиста по дошкольному воспитанию детей. Она одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.
«В младшем возрасте ребенок учится мыслить,
учась говорить, но также совершенствовать
свою речь, учась мыслить».
Е.И. Тихеева
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, поэтому пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.
Полноценное развитие речи детей должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели.
Слайд 3. Для развития речевой активности моих воспитанников я решила совместить прием «изо - сказки» и театрализованную деятельность. Театрализованные игры с применением «изо - сказки» – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент всестороннего развития. Ведь дети любят играть в сказку, это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться.
Слайд 4. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что она объединяет в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей моих воспитанников. И для того, чтобы детская речь была развита многосторонне, необходим был комплексный подход.
Слайд 5. Возникшая проблема побудила меня поставить перед собой цель:
- развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо - сказке».
Слайд 6. Я начала искать другие пути выхода в сложившейся ситуации. Это подтолкнуло меня изучать опыты коллег по нетрадиционным методам развития речи ребенка:
- Е.А. Янушко «Изосказка с детьми раннего возраста», 2015г. ИЗДАТЕЛЬСТВО - ВЛАДОС
- И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками», 2017г., СФЕРА- ИЗДАТЕЛЬСТВО
- Н.М. Погосова «Погружение в сказку», Санкт – Петербург, ООО Из. «Речь», 2008год.
- Т.И. Доронова «Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей 2-5 лет», МОСКВА «ВАКО»; 2017г
Слайд 7. Изучив перечисленные программы и технологии известных педагогов, я провела первичное наблюдение в образовательной области «Речевое развитие» и получила следующие результаты (диаграмма № 1):
Слайд 8. На основе анализа полученных результатов, спроектировала основные направления своей работы и наметила следующие задачи:
- вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога со взрослыми;
- активизировать и расширять словарный запас посредством театрализованной деятельности в «изо - сказке»
- слушать и отвечать на вопросы, по содержанию сказки и формировать потребность делиться своими впечатлениями
Расширила методическую базу: перспективным планом занятий с применением «изо - сказки» в театрализованной деятельности для младшего возраста, тематическими презентациями, консультативным материалом для педагогов и родителей, семинаром- практикумом «Путешествие малышей и родителей в страну «изо - сказки», творческими работами детей. Организовала просмотр театрализованных представлений по знакомым сказкам совместно с родителями и детьми.
Слайд 9, 10, 11. На первом этапе работы для реализации поставленных мною задач был собран необходимый материал по «изо - сказке» в театрализованной деятельности: пальчиковый театр, настольный, бибабо, марионетки, плоскостной, теневой, книжка - театр. В группе создала развивающую среду: творческую мастерскую «Сказка своими руками», которую постоянно пополняю сказочными фигурками, изготовленными совместно с моими воспитанниками; создан настольный театр, подготовлены различные декорации к сказкам.
Содержание всех моих занятий по «изо - сказкам» носит прежде всего познавательно - речевой характер. Во время занятий я рассаживаю небольшую группу малышей в кружок за столом, беру себе и даю каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина и предлагаю детям стать маленькими сказочниками и самим участвовать в оживлении сказки.
В ходе рассказывания сказки, мы вместе с ребятами создаем сказочных героев. Дети сосредоточены на лепке, при этом у них развивается моторика рук, а звучащая сказка, способствует развитию детской речи. Так рождается «пластилиновая сказка». Далее детям предлагаю обыграть сказку сказочными героями, изготовленными своими руками. Дети с интересом делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяют положительных и отрицательных героев
Слайд 12. Занимаясь с детьми, нетрудно заметить, что ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир и развивает речь. Для дальнейшего усвоения метода «изо - сказки» в своей работе давала возможность воспитанникам в свободной деятельности использовать различные виды театра - малыши с интересом перевоплощались с помощью атрибутов в сказочных персонажей и проговаривали реплики из знакомых сказок. Это удобно использовать как в группе, так и на прогулке, или по дороге в детский сад с родителями.
Слайд 13. В том числе хотелось бы рассказать об обучающих, дидактических играх, таких, как: «Назови ласково», «Кто в домике живет?», «Какой герой лишний?», «Следы невиданных зверей», «Назови сказку», «Что перепутал художник», «Угадай сказочного персонажа» и т.д., побуждающие детей самостоятельно активизировать речь.
Слайд 14. Для того, чтобы мои занятия продолжали вызывать интерес у ребят, я чередую лепку и рисование, во время которых использую как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования: методом тычка, ватными палочками, пальчиками, ладошками, с помощью шаблонов.
Работу по ознакомлению детей с методом «изо – сказки» провожу не только на занятиях, но и в ходе совместной деятельности.
Очень эффективны просмотры театрализованных представлений, подготовленные старшими дошкольниками и взрослыми. Они оказывают огромное влияние на малышей в развитии действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, учат их имитировать и передавать эмоциональное состояние сказочного персонажа. А также вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога со взрослыми.
Слайд 15. Практический опыт показал, что работа по развитию речи не всегда привлекает детей. Очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Учитывая склонность малышей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала многофункциональное дидактическое пособие «Круг сказок». Включение пособия в образовательный процесс это новый вариант организации занятий, позволяющий значительно изменить характер взаимодействия педагога с детьми, увеличив активные действия ребенка - практические и речевые. «Круг сказок» представляет собой диск, который включает в себя несколько сказок, при вращении которых меняются сказочные персонажи.
Когда я стала использовать это пособие на занятиях глаза детей «загорелись», появилось желание потрогать, изучить его. Ведь это не только сюрпризный момент и красочная вещь, но и наглядность с которой ребенок может сам работать.
В ходе игровой деятельности дошкольника, у него развивается: мышление, творческое воображение, восприятие к искусству, эмоциональный отклик, активизируется и расширяется словарный запас.
Слайд 16, 17. За прошедший год дети освоили простейшие навыки лепки и рисования, узнали такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Обыгрывали сказки, как в настольном театре, так и создавали театр самостоятельно, что позволило развивать в воспитанниках такие качества, как умение сопереживать героям произведения и оценить поступки персонажей и последствия этих поступков.
В конце года мы с детками стали сами придумывать сказки, либо обыгрывать старые на новый лад, появлялись новые герои, менялся сюжет сказки. Детки просили вырезать нарисованных героев сказки, играли с ними, так же как и с пластилиновыми героями.
Я стараюсь строить свою работу в тесном сотрудничестве с родителями. В родительском уголке выставляю информацию о текущей работе с детьми по применению «изо - сказки» в театрализации, в папках – передвижках размещаю отчетные фотоколлажи, которые помогают познакомить родителей с творческой деятельностью детей, устраиваю выставки детских работ, тематические консультации, провожу индивидуальные беседы с родителями. А также использую и новые формы работы:
Слайд 18, 19. * Творческие досуги в вечерние часы, показ семейного театра речевого характера «Аленький цветочек» открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых;
* «Художественная студия»;
* Мастер - класс для родителей, где они могут проявить свои художественно- оформительские способности.
Исходя, из проделанной работы с родителями речевой потенциал моих воспитанников и образовательная компетентность родителей значительно поднялся.
Слайд 20. Выполнив намеченные задачи, я провела повторное наблюдение, что наглядно отображено в диаграмме № 2.
Слайд 21. В дальнейшем, я бы хотела увидеть результаты своих трудов, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных театральных постановках, конкурсах чтецов и могли реализовать свои творческие возможности.
Таким образом, проделанная работа доказывает эффективность нетрадиционных форм совершенствования связной речи, а именно задач в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно - эстетическое развитие» с использованием театрализации в приеме «изо - сказка».
Кроме того, все это ориентирует на сотрудничество с родителями и коллегами, средствами массовой информации. Ведь прогресс не стоит на месте, с каждым днем появляются все новые инновационные методики развития детей. Все выше сказанное побуждает меня в перспективе проводить следующую работу: развивать связную речь моих воспитанников с помощью нетрадиционной методики Татьяны Горбуновой «Триз в сказках», изучить ее и внедрить в свою практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Как развивается речь ребенка в раннем дошкольном возрасте ребенка....
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...
Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...