Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»
проект (младшая группа) по теме

Голикова Яна Павловна

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить,

 учась говорить, но также совершенствовать

 свою речь, учась мыслить».

Е.И. Тихеева

 

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, поэтому пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.

Полноценное развитие речи детей должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. . Для развития речевой активности моих воспитанников я решила совместить прием «изо - сказки» и театрализованную деятельность. Театрализованные игры с применением «изо - сказки» – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент всестороннего развития. Ведь дети любят играть в сказку, это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться.

Хочу поделить с вами своим опытом работы ,дорогие  коллеги! В папке представлен опыт работы  и конспект открытого занятия по данной  теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.rar2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

Автор: Я.П. Голикова, 1-я категория, «МДОУ «Детский сад №15 «Чебурашка», г. Зеленокумск, Ставропольский край.

Слайд 2. Начну свой опыт работы со слов Е.И. Тихеевой - известного российского и советского педагога, крупнейшего специалиста по дошкольному воспитанию детей. Она одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

 «В младшем возрасте ребенок учится мыслить,

 учась говорить, но также совершенствовать

 свою речь, учась мыслить».

Е.И. Тихеева

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, поэтому пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.

Полноценное развитие речи детей должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели.

Слайд 3. Для развития речевой активности моих воспитанников я решила совместить прием «изо - сказки» и театрализованную деятельность. Театрализованные игры с применением «изо - сказки» – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент всестороннего развития. Ведь дети любят играть в сказку, это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться.

Слайд 4. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что она объединяет в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей моих воспитанников. И для того, чтобы детская речь была развита многосторонне, необходим был комплексный подход.

Слайд 5. Возникшая проблема побудила меня поставить перед собой цель:

- развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо - сказке».

Слайд 6. Я начала искать другие пути выхода в сложившейся ситуации. Это подтолкнуло меня изучать опыты коллег по нетрадиционным методам развития речи ребенка:

  1. Е.А. Янушко «Изосказка с детьми раннего возраста», 2015г. ИЗДАТЕЛЬСТВО - ВЛАДОС
  2. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками», 2017г., СФЕРА- ИЗДАТЕЛЬСТВО
  3. Н.М. Погосова «Погружение в сказку», Санкт – Петербург, ООО Из. «Речь», 2008год.
  4. Т.И. Доронова «Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей 2-5 лет», МОСКВА «ВАКО»; 2017г

Слайд 7. Изучив перечисленные программы и технологии известных педагогов, я провела первичное наблюдение в образовательной области «Речевое развитие» и получила следующие результаты (диаграмма № 1):

Слайд 8. На основе анализа полученных результатов, спроектировала основные направления своей работы и наметила следующие задачи:

- вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога со взрослыми;

- активизировать и расширять словарный запас посредством театрализованной деятельности в «изо - сказке»

- слушать и отвечать на вопросы, по содержанию сказки и  формировать потребность делиться своими впечатлениями

Расширила методическую базу: перспективным планом занятий с применением «изо - сказки» в театрализованной деятельности для младшего возраста, тематическими презентациями, консультативным материалом для педагогов и родителей, семинаром- практикумом «Путешествие малышей и родителей в страну «изо - сказки», творческими работами детей. Организовала просмотр театрализованных представлений по знакомым сказкам совместно с родителями и детьми.

Слайд 9, 10, 11. На первом этапе работы для реализации поставленных мною задач был собран необходимый материал по «изо - сказке» в театрализованной деятельности: пальчиковый театр, настольный, бибабо, марионетки, плоскостной, теневой,  книжка - театр. В группе создала развивающую среду: творческую мастерскую «Сказка своими руками», которую постоянно пополняю сказочными фигурками, изготовленными совместно с моими воспитанниками; создан настольный театр, подготовлены различные декорации к сказкам.

Содержание всех моих занятий по «изо - сказкам» носит прежде всего познавательно - речевой характер. Во время занятий я рассаживаю небольшую группу малышей в кружок за столом, беру себе и даю каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина и предлагаю детям стать маленькими сказочниками и самим участвовать в оживлении сказки.

В ходе рассказывания сказки, мы вместе с ребятами создаем сказочных героев. Дети сосредоточены на лепке, при этом у них развивается моторика рук, а звучащая сказка, способствует развитию детской речи. Так рождается «пластилиновая сказка». Далее детям предлагаю обыграть сказку сказочными героями, изготовленными своими руками. Дети с интересом делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяют положительных и отрицательных героев

Слайд 12. Занимаясь с детьми, нетрудно заметить, что ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир и развивает речь. Для дальнейшего усвоения метода «изо - сказки» в своей работе давала возможность воспитанникам в свободной деятельности использовать различные виды театра - малыши с интересом перевоплощались с помощью атрибутов в сказочных персонажей и проговаривали реплики из знакомых сказок. Это удобно использовать как в группе, так и на прогулке, или по дороге в детский сад с родителями.

Слайд 13. В том числе хотелось бы рассказать об обучающих, дидактических играх, таких, как: «Назови ласково», «Кто в домике живет?», «Какой герой лишний?», «Следы невиданных зверей», «Назови сказку», «Что перепутал художник», «Угадай сказочного персонажа» и т.д., побуждающие детей самостоятельно активизировать речь.

Слайд 14. Для того, чтобы мои занятия продолжали вызывать интерес у ребят, я чередую лепку и рисование, во время которых использую как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования: методом тычка, ватными палочками, пальчиками, ладошками, с помощью шаблонов.

Работу по ознакомлению детей с методом «изо – сказки» провожу не только на занятиях, но и в ходе совместной деятельности.

Очень эффективны просмотры театрализованных представлений, подготовленные старшими дошкольниками и взрослыми. Они оказывают огромное влияние на малышей в развитии действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, учат их имитировать и передавать эмоциональное состояние сказочного персонажа. А также вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога со взрослыми.

Слайд 15. Практический опыт показал, что работа по развитию речи не всегда привлекает детей. Очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Учитывая склонность малышей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала многофункциональное дидактическое пособие «Круг сказок». Включение пособия в образовательный процесс это новый вариант организации занятий, позволяющий значительно изменить характер взаимодействия педагога с детьми, увеличив активные действия  ребенка - практические и речевые. «Круг сказок» представляет собой диск, который включает в себя несколько сказок, при вращении которых меняются сказочные персонажи.

Когда я стала использовать это пособие на занятиях глаза детей «загорелись», появилось желание потрогать, изучить его. Ведь это не только сюрпризный момент и красочная вещь, но и наглядность с которой ребенок может сам работать.

В ходе игровой деятельности дошкольника, у него развивается: мышление, творческое воображение, восприятие к искусству, эмоциональный отклик, активизируется и расширяется словарный запас.

Слайд 16, 17. За прошедший год дети освоили простейшие навыки лепки и рисования, узнали такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Обыгрывали сказки, как в настольном театре, так и создавали театр самостоятельно, что позволило развивать в воспитанниках такие качества, как умение сопереживать героям произведения и оценить поступки персонажей и последствия этих поступков.

В конце года мы с детками стали сами придумывать сказки, либо обыгрывать старые на новый лад, появлялись новые герои, менялся сюжет сказки. Детки просили вырезать нарисованных героев сказки, играли с ними, так же как и с пластилиновыми героями.

Я стараюсь строить свою работу в тесном сотрудничестве с родителями. В родительском уголке выставляю информацию о текущей работе с детьми по применению «изо - сказки» в театрализации, в папках – передвижках размещаю отчетные фотоколлажи, которые помогают познакомить родителей с творческой деятельностью детей, устраиваю выставки детских работ, тематические консультации, провожу индивидуальные беседы с родителями. А также использую и новые формы работы:

Слайд 18, 19. * Творческие досуги в вечерние часы, показ семейного театра речевого характера «Аленький цветочек» открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых;

* «Художественная студия»;

* Мастер - класс для родителей, где они могут проявить свои художественно- оформительские способности.

Исходя, из проделанной работы с родителями речевой потенциал моих воспитанников и образовательная компетентность родителей значительно поднялся.

Слайд 20. Выполнив намеченные задачи, я провела повторное наблюдение, что наглядно отображено в диаграмме № 2.

Слайд 21. В дальнейшем, я бы хотела увидеть результаты своих трудов, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных театральных постановках, конкурсах чтецов и могли реализовать свои творческие возможности.

Таким образом, проделанная работа доказывает эффективность нетрадиционных форм совершенствования связной речи, а именно задач в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно - эстетическое развитие» с использованием театрализации в приеме «изо - сказка».

Кроме того, все это ориентирует на сотрудничество с родителями и коллегами, средствами массовой информации. Ведь прогресс не стоит на месте, с каждым днем появляются все новые инновационные методики развития детей. Все выше сказанное побуждает меня в перспективе проводить следующую работу: развивать связную речь моих воспитанников с помощью нетрадиционной методики Татьяны Горбуновой «Триз в сказках», изучить ее и внедрить в свою практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...

Методическая разработка по теме "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быс...