Опыт работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лаптева Наталья Михайловна

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях. Особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. В дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе экспериментированию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт  работы по теме: 

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность

     Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях. Особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. В дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе экспериментированию.

Практическая значимость

     Развитие способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Инновационная направленность

     Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека

Степень распространения

Данный практический материал предназначен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

     Все мы хорошо знаем, что дети по природе своей - исследователи. В обыденной жизни они часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

     Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д.

     Таким образом, одним из перспективных методов, которые служат развитию познавательных способностей детей является метод экспериментирования.

     Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

     Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Так на моих занятиях дошкольники знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

     Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

     Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В нашем саду оборудована , способствующая познавательному развитию детей, оборудована лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

     Оборудование уголка экспериментальной деятельности в моей группе состоит из 3-х компонентов: это

-Компонент дидактический, к которому относятся книги познавательного характера для детей дошкольного возраста; тематические альбомы; различные коллекции: например, коллекция "Бумага", "Пуговицы, "Ткани ",Подарки (зимы, весны, осени).

-Компонент оборудования: Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

-Компонент стимулирующий: правила работы с материалами; персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.

     Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
  3. Уточнение плана исследования
  4. Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента
  5. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

     Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы. В этом возрасте в экспериментировании ведущая роль принадлежит педагогу – я ставлю цель опыта, помогаю продумать план его проведения, учу подбирать необходимый материал и оборудование, видеть результат деятельности. Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Незнайки.

     Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника.

     Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

     В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

     На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.

     В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...