гендерная психология у детей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Золина Наталья Валентиновна

самообразование на тему гендерная психология у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_temu_gendernaya_psihologiya.docx383.44 КБ

Предварительный просмотр:

 План с 2012-2015год.

Раздел плана

Организация

Форма работы

Практические цели

1

Подготовительный этап.

Проведение беседы с детьми.

Рассматривание всех членов семьи.

Формировать дружеские отношения всех членов в семье .Воспитывать уважение к своим родным людям.

2

Аналитико-диагнастический.

Игра – тренинг.

«Мой лучший друг или подруга».

Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

3

Основной этап.

Проведение совместных дидактических игр.

«Красивый наряд».

Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты. Отражать в игре личный опыт и знания. Воспитывать уважение к взрослым.

4

Основной этап.

Наблюдения –беседы с детьми.

Игра ситуация «Кинотеатр».

Рассказать об устройстве кинотеатра. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения ).

5

Продуктивная деятельность.

«Нарисуй своего соседа по парте».

Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу. Учить разрешать конфликтные ситуации. Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

6

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материала на педсовете.

Цель исследования:  - на основе современной теории и методологии изучение проблемы и особенностей процесса социализации, сформировать правильную  модель  поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.

 Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

  • воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
  • воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
  •  развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
  • развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
  •  обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
  • закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
  • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей  дошкольного возраста.

Актуальность – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения,  происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.  

Ожидаемый результат:

  Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с   учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс нашего детского сада технологии гендерного подхода.

   Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

В дошкольном  возрасте игра является основным видом деятельности ,но не потому ,что ребенок большую часть времени проводит в играх .  Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:

- наблюдения;

- беседы;

-дидактические игры;

- игра- тренинг;

- совместные игры;

- игры – ситуации;

- продуктивная деятельность;

После бесед и наблюдений за совместными играми была проведена игра – тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.

Цель игры: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу .Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

Мальчик и девочка, — какие они?

На первом этапе в процессе игровой деятельности у детей было выявлено:

Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:
- дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т.е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;
- предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;
-увидеть какое настроение у них;
- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;
- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).     

 Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность. Проведена игра « Красивый наряд».  Цели: 
 Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.
 Предоставить возможность занять позицию взрослого.
 Отражать в игре личный опыт и знания.
 Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

 Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого этапа призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

Света и Миша  играют в семью. Миша  предлагает девочке принарядиться. Для этого Света  сначала гладит кофточку , затем снимает юбку с вешалки  и одевает все на себя. Миша  оценивающе смотрит на Свету  и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда. 
     Было очень интересно наблюдать за процессом игры.  Света  с таким умением  и быстротой выполняла все действия, а Миша  с уважением и теплотой помогал ей.

После выполнения задания дошкольники  любуются ими, поддерживают дружескую беседу. Затем была проведена еще одна игра – ситуация «Кинотеатр».

  Цели: 
1.    Рассказать об устройстве кинотеатра.
2.    Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

     После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение  – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения. 

На прогулке дети тоже играли в совместные игры.
 Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.
     Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.
     Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Маша  и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Маша  предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.
     Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.

После всех совместных игр и тренингов проводилась продуктивная деятельность ( рисование ).
 В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «Нарисуй  своего  соседа».

 Цель:
   Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.
   Учить разрешать конфликтные ситуации.
    Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

     При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать,  как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился  более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.

     После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Проанализировав представленную литературу по гендерному воспитанию, в частности связанную с формированием модели поведения дошкольников, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна и своевременна.
     Наша задача на данном этапе была выполнена. Поставленная цель- способствование благоприятному протеканию процесса гендерной принадлежности мальчиков и девочек, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли и формирование адекватной полу модели поведения - достигнута.
     Но есть и еще много проблем, которые надо решить в связи с этой темой. Не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Поэтому моим дельнейшим продолжением работы будет более углубленное взаимодействие с родителями  воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности, совместных посиделок и т.п.
     Также есть большое желание привлечь и воспитателей других групп к этой теме, предложить педагогам специальную литературу по проблемам дифференцированного воспитания девочек и мальчиков.

 

 

 

                                                Утверждаю

 Заведующий МБДОУ Д\С № 18 «Рябинушка»

 Ю.А.Баюшева____________

План по самообразованию.

На тему: «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности».

C:\МОИ ФАЙЛЫ\ФОТО\фотки из интернета\0_9564a_e9092905_XL.png                                             

 Выполнила:

Воспитатель

Золина Н.В.  

г. Кулебаки 2012-2015 гг.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Гендерное развитие глазами детей

В этой презентации дети моей группы рассматривают понятие "гендер" своими глазами....

Гендерная психология в воспитании дошкольников

Процесс формирования гендерной принадлежности ребёнка дошкольного возраста не ограничивается понятием формирование половой принадлежности....

Конспект НОД оздоровительного цикла с гендерным подходом для детей подг.группы "Мир девчонок и мальчишек" (спортивное соревнование)

Задачи:1. В игровой форме продемонстрировать физические и физиологические особенности организмов мальчиков и девочек одного возраста. 2. Повысить двигательную активность детей. 3. Создать положитель...

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе

Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....

Гендерное воспитание. Размышления детей старшего дошкольного возраста о выборе профессии.

Мальчики и девочки - дети дошкольники... Кем же они мечтают стать в будущем? Важную роль в  этом играет сюжетно-ролевая игра. В играх дошкольников отражаются знания детей о мире, о людях разных п...