Гендерная психология в воспитании дошкольников
статья на тему
Процесс формирования гендерной принадлежности ребёнка дошкольного возраста не ограничивается понятием формирование половой принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernaya_psihologiya_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерная психология в воспитании дошкольников.
Гендерная психология - это раздел социальной психологии, в котором изучается поведение мужчин и женщин в обществе, также гендерная психология изучает предрассудки, самовосприятие, самоуважение и социальные роли, которых нужно придерживаться.
Процесс формирования гендерной принадлежности ребёнка дошкольного возраста не ограничивается понятием «формирование половой принадлежности».
Пол – это набор биологических характеристик. Родившийся человек на протяжении всей жизни будет носителем одного пола.
Гендер – это социальный пол (Р.Столлер). Ребёнок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. С одной стороны, ребёнок несёт в себе полоролевые стереотипные черты (мальчик – сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка – ласквая, ведомая, ожидающая, нежная …). С другой стороны, гендерная типология проявляется в наличии маскулинности , феминности, и степень проявлений не регламентируется полом. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу (проявлять мягкость и сговорчивость). А девочка бывает агрессивной и показывает своё лидерство. Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Маскулинный гендерный тип: ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отдают предпочтение мужскому авторитету, нуждаются в общении со значимым мужчиной, не терпят возражений, отстаивают своё мнение любыми способами, предпочитают занимать позиции лидера, обладают независимо соревновательным стилем поведения, взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.
Феминный гендерный тип: отличаются зависимым, подчинённым поведением, ведомые, а не лидеры, осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности, сознательно ограничивают своё «исследовательское пространство»; высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми, у мальчиков проявляются трудности в общении.
Андрогенный гендерный тип: свободны от жёсткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам, направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей; высокая социальная активность, контактность; активно взаимодействует с детьми и взрослыми любого пола, хорошие организаторы, обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.
Недифференцированный гендерный тип: отвергают и мужской, и женский стили поведения; отсутствуют полоролевые ориентиры, пассивны, имеют низкие реальные достижения, избегают контактов; социальное неприятие в коллективе сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерная культура в воспитании дошкольников
Информация для родителей. «Гендерная культура»...
Гендерный подход к воспитанию дошкольников
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....
Презентация. Гендерный подход в воспитании дошкольников.
Презентация для родителей....
Гендерный подход в воспитании дошкольников
Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...
Гендерный подход в воспитании дошкольников
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....
Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...