Проект на тему: "Формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте"
проект (старшая группа) на тему

Степнова Марина Вениаминовна

В последнее время появилось много детей с повышеной агрессивностью, у них проявляется неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстников, жестокость. Этому способствует проблема нынешнего поколения - компьютер и  телевизор. Экран заменил детям мамины колыбельные,бабушкины сказки, вечерние беседы в семейном кругу. Содержание компьтерных игр и мультфильмов зачастую носит агрессивный характер. И как следствие появилась проблема - дети не умеют и не хотят дружить, общаться между собой.

Актуальность данной темы обусловлена также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому. Поэтому важно, вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте

Вашему вниманию предлагается презентация по проекту: «Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте»

Наблюдая за взаимоотношениями «дошколят» в группе, я отметила, что ребята нарушают правила поведения, поступают часто наперекор требованиям педагога, не знают или не хотят их выполнять. Часто не ориентируются на сверстников, не обращают внимание на их состояние, возникающие трудности, интересы. Этому  способствует и проблема нынешнего поколения – компьютер. Экран заменил детям мамины колыбельные бабушкины сказки вечерние беседы в семейном кругу. Содержание компьютерных игр и мультфильмов зачастую носит агрессивный характер. И как следствие существует проблема – дети не умеют и не хотят дружить общаться между собой.

 Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых

Актуальность  работы:

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе

 Цель проекта:

Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками

 Задачи:

Дать понятие «Что такое Дружба?».

Закрепить правила общения детей друг с другом.

Побуждать детей к взаимопомощи. Активизировать детей к совместной деятельности. Побуждать детей оказывать поддержку друг другу. Вызвать желание детей делать друг другу подарки. 

Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них. 

Формировать умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей.

Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять сказанное им;

Предполагаемые результаты данного проекта:

У детей формируется понятие о «дружбе». Дошкольники научатся практиковать навыки щедрости, взаимопомощи при решении проблем

. Тип проекта

Социально-личностный

Долгосрочный

Этапы мероприятий по данной теме.

1 этап. Подготовительный.

Наблюдения за детьми

Совместное рисование в парах на тему: «Разукрась носочки одинаково»

. II этап: работа по проекту

- Создание в группе предметно – развивающей среды по данной теме.

   

Уголок настроения

Дидактические игры

Альбомы для рассматривания о дружбе, о том, каким бывает настроение.

Стаканчик гнева и стаканчик добрых слов.

Копилка добрых дел

Скамейка «Давай помиримся» «  Коврик примирения»»

 

- чтение художественной литературы, просмотр и анализ иллюстрационного материала

«Ласковое слово» Воронкова; « Друг детства» Драгунский.

- Рассказ детей: « Мой лучший друг»

- Просмотр мультфильмов: « Малыш и Карлсон»,   «приключения поросёнка Фунтика»,   «Крошка Енот»,  « По дороге с облаками», «Кот Леопольд», «Маша и Медведь»

-  Слушание музыкальных произведений и песен о дружбе:

 «Песенка друзей», «Мы едем, едем, едем в далёкие края» С. Михалков.

  «Улыбка» сл. Пляцковского

   «Вместе весело шагать» В. Шаинский

    «Добрый жук» сл. Е.Шварца

     «Если добрый ты» сл. Пляцковского

     «Неприятность эту мы переживём» сл. Н.Хайт

    «Бременские музыканты сл.Ю.Энтина

    «Пусть всегда будет солнце» сл. Ю.Ошанина

-Обсуждение стихотворения: « Дружба – это…». Развитие речи,  словарного запаса,  объяснение слов: мир,  счастье,  ненастье,  доброта,  мириться,  друг,  недруг.

- Беседы на формирование ценностного отношения к себе и к окружающим его людям:

«Уроки дружбы»,  «Кто кого обидел?»,   « Обиженные друзья»,  «С чего начинается Дружба?»   «Хорошие товарищи»,  « Кто щедрый, тот в дружбе первый»,   « А кто жаден, тот в дружбе неладен»

-Разыгрывание и анализ ситуации. Серия ситуативных игр – историй:

«Будем крепко мы дружить»    

«Котик и Ёжик на качелях»      (с элементами театрализации)

«Помощь Бельчонку»  

«Случай в малине».

Эти игры направлены на обогащение детей навыкам эффективного социального взаимодействия.

- Составление графика дежурств исходя из дружеских предпочтений детей.

Здесь можно поиграть в игры: «Найди друга»   «Найди пару»   «Давайте говорить друг другу комплименты»

- Совместная разработка правил поведения.

- Игровые упражнения:

« Моё настроение»   Цель:  Побуждать детей определять и анализировать свои эмоции и настроение.

                                                                 

« Рисуем вместе»   Цель:  Помочь детям договариваться между собой в процессе какой- либо деятельности.

« Извинялки»  Цель: Побуждать детей осознавать, проговаривать свои плохие поступки и извиняться за них.

« Дерево доброты»   Цель: Побуждать детей говорить добрые слова.

« Думай не только о себе»  Цель:  Развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности в игре.

« Без рук»   Цель: Продолжать формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре.

« Не разлей воды»  Цель: Скрепить  дружеские отношения,   примирить поссорившихся детей.

« Что я испытываю»  Цель:  побуждать определять и передавать эмоциональное состояние мимикой при прослушивании литературных произведений.

« Звери на болоте:  Цель:  Помочь детям быть отзывчивыми к сверстникам,  в нужный момент оказывать им помощь. Воспитывать доверие друг к другу,   чувство ответственности за другого,   дружеское отношение к другим.

« Мост дружбы»   Цель: Развивать ориентацию на поведение  и эмоциональное состояние другого,  способности видеть позитивное в другом,    преодоление скованности.

Музыкальная игра: « Танец в парах»   цель: Развивать эмпатию у детей посредством стимулирования зрительного тактильного контакта.

- игры:

Цель:  Развивать у детей интерес к сюжетно- ролевым  и подвижным играм. Помочь им создать игровую  обстановку и наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Формировать дружеские взаимоотношения в игре.

- Дидактические игры:

  «Азбука настроения», «Сложи фотографию», «Дружит- не дружит»

- Анализ смыслового содержания пословиц и поговорок.

-  Мирилки.

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Дети могут использовать разнообразные ритуалы примирения.

Цели: Формировать у детей доброе отношение к сверстникам  Умение мириться с окружающими после возникновения ссоры.

- Непосредственно  организованная деятельность на тему:  «Как это здорово дружить»

Цель:  Формирование у детей  дошкольного возраста понятий: «Дружба»  «Друзья»

Задачи: Воспитать у детей гуманистическую направленность поведения; создать эмоционально комфортную обстановку в группе; воспитывать отзывчивое отношение сочувствие сопереживание друг другу. Научить понимать эмоциональные состояния – свои и окружающих людей. Способствовать самовыражению ребёнка; формировать коммуникативные навыки; воспитывать взаимопонимание и уважение к другим детям и взрослым.

- Картотека литературных произведений о дружбе.

Использование художественного слова ( стихи о дружбе  пословицы  рассказы)

- Посещение группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием (с ограниченными возможностями здоровья).

Цель: Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ.   Воспитание адекватного поведения по отношению к детям инвалидам. Содействовать умению слышать и слушать другого. Развивать эмпатию.

   

   Развлечение на тему: « Вместе весело шагать….»

Цель: Закреплять у детей дошкольного возраста представления о дружбе. Создать в группе дружескую атмосферу.

Взаимодействие с родителями:

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Консультация «Воспитание у детей дружеских взаимоотношений». Консультация«Воспитание дружеских отношений в игре». Консультация «О дружбе»

Родительское собрание на тему: «Ребенок и сверстники: …»

Проектная деятельность родителей с детьми на тему: «В мире добрых слов и поступков»

          Итоговый этап

Наблюдения за детьми показали наличие позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Они стали понимать значение дружбы как нормы поведения в системе межличностных отношений, испытывать чувство гордости за свои поступки, а порой даже демонстрировать его взрослым и сверстникам с целью получения признания в свой адрес.

Однако анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что не все дети в своих поступках руководствуются желаниями других и ориентированы на дружбу, как нравственную норму. Но в результате углубленной работы в дальнейшем я планирую продолжить поиск путей совершенствования работы, так как проблемы нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".

Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания....

Творческий проект на тему «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича»

Цель проекта. Повышение познавательного интереса у детей к математике через использование логико- математических игр, развитие у детей элементов логического мышления....

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...

Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Опыт – единственно верный путьспрашивать природу и слышатьответ в ее лаборатории".Д. И. Менделеев"Природа - источник здоровья.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Бер...

Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".

Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...