Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".
методическая разработка (старшая группа)
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Социально-творческий, коллективный, долгосрочный. | 587.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 14 «Умка»
ПРОЕКТ
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»
(социально-творческий, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей
Сроки реализации: сентябрь 2021 г.- май 2022г.
Авторы проекта воспитатели: Коваленко Н.В, Рамазанова Р.Г.
г. Мегион 2021г.
Паспорт проекта
Название проекта | Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки» |
Образовательные области ООП ДО | - Речевое развитие - Социально-коммуникативное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Познавательное развитие - Физическое развитие |
Тип проекта | Социально-творческий, коллективный, долгосрочный. |
Продолжительность проекта | Сентябрь 2021г. – май 2022г. |
Участники проекта | Воспитатели, дети старшей группы, родители детей. |
Актуальность, проблема | Актуальность: Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом. Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в старшей группе детского сада. Проблема: Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. (Н. Тулупова) Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся, отсюда и появилась тема проекта.
|
Цель проекта | Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков. |
Задачи | Для детей: - Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. - Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям. - Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом. - Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. - Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. - Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. - Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. - Развитие коммуникативных навыков детей - Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. - Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей. - Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. - Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. - Закреплять знание правил вежливого общения. - Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. - Способствовать повышению значения семейных ценностей. Для педагогов: - Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями; - Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание. Для родителей (законных представителей): - Повысить родительскую компетенцию в вопросах нравственного воспитания детей; - Способствовать повышению значения семейных ценностей; - Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме. |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | - Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки, художественная и методическая литература. - фотоальбом «Добрые дела» - Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные педагогами в ходе проекта); - Аудио, видео записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте, правилах поведения и т.д.) - подбор мультфильмов; презентаций по теме; - выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей; - Интернет ресурсы. |
Девиз проекта | Твори добро, и оно к тебе вернется |
Мероприятия в рамках проекта | Для детей: - Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты». - Мультимедийное знакомство детей по духовно – нравственному воспитанию: «Спешите делать добрые дела». Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке» и др. - Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел». - Чтение художественной литературы, сказок по теме. - Беседы по прочитанным произведениям. - Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц. - Рассказы из опыта: «Мои добрые дела». - Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций. - Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка. - Выставка творческих работ по теме. Для педагогов: - Создание картотеки дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию: «Спешите делать добрые дела». - Подборка пальчиковых игр, физминуток; - Картотека пословиц, поговорок, стихотворений, литературы; Для родителей (законных представителей): - Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания - Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание добром», «Воспитание дружеских отношений в игре» - Детско-родительская викторина: «Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила поведения в социуме». - Акция «Покормите птиц зимой», (изготовление кормушек: родители-дети). - Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»; - Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы. |
Ожидаемые результаты | Для детей: -Дети научились ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. - Сформировались доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям. - Воспитанники проявляют гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом. - Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих. - Дети научились адекватно реагировать на негативные поступки литературных героев. - Сформировали духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. -Сформировали у детей позитивные установки на добровольческую деятельность. - Развили коммуникативные навыки детей. - Поощряется стремление ребенка совершать добрые поступки. - Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей. - Закрепили знание правил вежливого общения. - Дети стремятся к положительным поступкам и делам, избегают ссор, уступают и договариваются друг с другом. - Повысили интерес к семейным ценностям. Для педагогов: - Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями; - Организовали просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание. Для родителей (законных представителей): - Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; - Способствовали повышению значения семейных ценностей; - Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме. |
Продукты проекта | - Выставка рисунков «Мои добрые дела». - Изготовление кормушек. - фотоальбом «Моя семья» - Изготовление панно «Зернышки света и добра». - Изготовление атрибутов для сказки «Теремок» (в первой младшей группе) - Показ сказки «Теремок». - участие в акциях - Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр физминуток по духовно – нравственному воспитанию: «Спешите делать добрые дела». |
По духовно – нравственному воспитанию: | - Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»; - Показ презентации на родительском собрание |
Оценка эффективности: | - наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников; - беседы с детьми; - анализ детских рисунков; - анкетирование родителей. |
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта | Направления проектной деятельности. Работа с педагогами, родителями
|
1 этап – подготовительный (сентябрь 2021г.) | - Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература, презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.). - Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности. - Подбор материала для продуктивной деятельности. - Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию. - Определение цели и задач проекта; - Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы. - Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию – Разработка ООД по проекту. - Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр. |
2 этап – организационно-практический (октябрь 2021г. –март 2022 г.) | - Организация организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта; - Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта. - Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий. - Пополнение и обновление развивающей предметно- пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Спешите делать добрые дела», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.). - Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке). |
3 этап – итоговый (май 2022г.) | - Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр духовно-нравственного направления. - Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела». - Выставка поделок из природного материала; кормушек и домиков для птиц (совместно с родителями); - Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»; - Изготовление панно «Зернышки света и добра». - Родительское собрание на тему: «Доброта и современный мир – миф или реальность?». - Диагностика детей. - Пополнение предметно-пространственной среды детей. - Показ сказки «Теремок» (для малышей) - Презентация проекта. |
План по реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Работа с детьми: - Анкетирование родителей: «Спешите делать добрые дела…» - Диагностика детей по теме проекта; - Прослушивание аудиозаписи: «Друзья», «Песенка друзей», просмотр мультфильма "Цветик- семицветик". - Чтение рассказов: В. Осеев «Волшебное слово», «Просто старушка»; чтение сказки «Три сына», беседа по прочитанному; - ООД: «Что такое доброта?»; - Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»; - Ситуативная беседа: «Прикоснись ко мне добротой»; - Сюжетно-ролевая игра «Больница»; «Семья-принимаем гостей»; - Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо»; «Лови - бросай», «Скажи наоборот»; - ИЗО «Нарисуй добро»; Работа с родителями: - Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей», «Как воспитать в ребенке доброту», «Учите детей доброте». - Оформление рекомендаций, составление памяток о доброте. | Сентябрь | Воспитатели |
2. | Работа с детьми: - Чтение рассказа Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Вовка- добрая душа», беседа по прочитанному; - Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе; - Прослушивание песни Э. Хиля «Журавленок», просмотр мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», беседа о поступках героев мультфильма. - ООД «Где живет доброта?» - Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи - какая?», «Помогаем растениям в группе», «Оцени поступок»; - Составление рассказа на тему: «Кто такой добрый человек?»; - Ситуативная беседа: «Добрые слова улучшают настроение»; Подвижная игра «Ручеек». Работа с родителями: - Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»; - Оригами «Журавлик»; - Просмотр серий про Лунтика в домашних условиях, беседа с детьми о просмотренном мультфильме. | Октябрь | Воспитатели |
3. | Работа с детьми: - Беседа: «Вежливость » - Чтение: русские народные сказки: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», -Чтение рассказа А. Кузнецовой «Подружки»; Осеева «Волшебное слово» - Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласковое слово другу»; - Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» о вежливости; - ООД: «Что такое дружба?»; - Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»; - П/и «Найди свою пару и обнимись»; - Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев; Работа с родителями: - Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка вежливым». Итог: -Литературная гостиная «Добро и зло в сказках»; «Путешествие по сказкам». | Ноябрь | Воспитатели |
4. | Работа с детьми: - Рассказ воспитателя «Чем отличается хороший поступок от плохого»; - Ситуативный разговор «Чем порадовать друга». - Чтение А. Барто «Разлука». - Рассказы из опыта «Мои добрые дела дома и в саду»; - Дидактические игры: “Помоги животным вернуться в свои клетки”, - Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень». - Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции». - Лепка «Солнце счастья». - ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность): «Нужна ли доброта?»; Работа с родителями: Конкурс «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми); Итог: - Акция “В гости к малышам” (ремонт книг, помощь в уборке участка, одевание на прогулку, подари игрушку в группу). | Декабрь | Воспитатели |
5. | Работа с детьми: - Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой ХМАО»; - ООД: «Зимующие птицы ХМАО»; - Ситуативная беседа: «Как мы можем помочь птицам зимой»; - Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемотаблицы - птицы, животные, растения), «Собери картинку»; -Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»; - Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»; - Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты» «Зима»; Работа с родителями: - Нарисовать рисунок «Мой лучший друг» Итог: - Ручной труд «Птицы на кормушке»; | Январь | Воспитатели |
6. | Работа с детьми: - Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту», - Беседа: «Правила поведения в природе», «Наши добрые дела для природы»; - Дидактические игры: «Добрые слова», «Закончи предложение», «Кто больше вспомнить пословиц и поговорок о доброте»; «Оцени поступок»; - Ситуативная беседа «Добрые слова улучшают настроение». - Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд»; - Этюд «Скажи доброе слово другу»; - П/и «Не сердись, улыбнись»; Д/и Игра «Настроение» - Рисование «Мой папа самый лучший». Работа с родителями: - Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре» Итог: Беседа: «Нам очень нужны друзья». | Февраль | Воспитатели |
7. | Работа с детьми: - Диагностика детей. - Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»; - Ситуативные беседы: «Что доброго делают люди этой профессии», - «Какое доброе дело я сделал вчера? сегодня? », - «Чем порадовать друга»; - Подвижные игры «Золотые ворота»; «Гори, гори, ясно», «Платочек». - Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке»; - Чтение произведений: Е. Серова “Нехорошая история”, Е.Благинина “Подарок”, - Сказка “Как светлячок друга искал”, беседы по прочитанному. - Ситуативные беседа «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры». - Словесная игра «Как помочь другому человеку», «Круг пожеланий»; - Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; - Аппликация «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте; - Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал»; - Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»; Работа с родителями: - Изготовление скворечников для птиц (совместная работа родителей и детей); - Родительское собрание на тему: «Доброта и современный мир – миф или реальность? » Итоговое мероприятие – праздник «В мире Доброты». | Март май | Воспитатели |
Список используемой литературы:
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
- Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
- Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
- Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
- Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
- Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
- “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.
- Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель.
- Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.-Волгоград,2010
- Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
- ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
- Материалы с интернет- сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации
"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации"...
Презентация "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка для воспитателей детских садов «Игровые технологии как инструмент формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта среди воспитателей, направленное на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через игровые технологии....
Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».
Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»....
Статья "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, передаваемым из поколения к поколению и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей ...
Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....