Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей
Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает «первые шаги» на пути постижения мира. На этом возрастном этапе он «открыт» тому, что его окружает, достаточно быстро накапливает как эмоциональный, так и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Дошкольник познаёт мир посредством чувственных ощущений, игры, движения, фантазии, общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с информацией. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, часто о своей национальности дети узнают не из уст родителей, а через так называемые межнациональные конфликты: почти 19% корейских, 16% еврейских, 12% армянских, 8% таджикских детей, проживающих в России узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались с ними из-за их национальности . При этом во всех опрашиваемых группах высок процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности: школьники очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников и резко осуждают их.
В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Для того, чтобы работа по ознакомлению дошкольников с многообразием стран и народностей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- проведение подвижных игр народов мира;
- проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; -- знакомство детей с традициями народов разных стран, с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах.
Литература:
Синягина Н. Ю. Поликультурное воспитание: ответ на угрозы современного общества. http://www.icp-ua.com/ru/node/933.
Современный детский сад. №7, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с малыми формами устного народного творчества
Малые фольклорные формы в мнемотаблицах....
«Ознакомление дошкольников с русскими и хакасскими народными сказками в условиях интеграции культур»
Сравнение Русских и хакасских сказок в процессе обучения дошкольников....
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»...
Ознакомление детей с многообразием культурной жизни народов России.
Ознакомление детей с многообразием культурной жизни народов России.Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огр...
Воспитание уважительного отношения и чувства гордости за свою страну в процессе ознакомления дошкольников с народными промыслами
Творческий отчёт по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...