«Ознакомление дошкольников с русскими и хакасскими народными сказками в условиях интеграции культур»
статья (подготовительная группа)

Капсаргина Дарья Юрьевна

Сравнение Русских и хакасских сказок в процессе обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_doshkolnikov_so_r_i_h_skazkami.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими и хакасскими народными сказками в условиях интеграции культур».

Актуальность: Сказка-это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для  духовной основы развития личности в детские годы….

Целью данной работы является обобщение и сравнение русской народной и хакасской народной сказки в процессе обучения дошкольников.

Объект исследования: народные сказки

Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских и хакасских народных сказок.

Задачи исследования:

-познакомиться с историей народных сказок;

-проанализировать особенности народных сказок;

-установить общие и отличительные черты русских и хакасских народных сказок.

Самый малочисленный народ, как и многочисленный имеют свою культуру. Это язык, фольклор, религию, обычаи, обряды и даже свою национальную кухню, одежду, утварь и прочее…

Национальная культура любого народа- это национальная память народа,то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

С нравственным богатством, опытом народа человек знакомится  еще в раннем детстве, в сказке, в первой игре. То, что заложено  душу с детсва – потом невосполнимо.

Сказки – один из самых древних и прекрасных видов народной художественной прозы.

Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов.

Народные сказки- самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов.

По своему внутреннему содержанию  сказки весьма разнообразны: народные богатырские, бытовые, былинные, волшебные…Также сказки различают как фантастические, юмористические сатирические. Любая преследует определенные цели, они могут быть поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения слушателей – детей и взрослых, иными словами такая сказка служит развлекательным целям.

Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.  В основном писатели используют  доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героми.

Так как мы живем в Республике Хакасия, детей знакомим с традициями, обычаями, играми не только русского, но и хакасского народа. Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями. В них находит отражение быта и верования народа. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания. У каждого народа  свой путь  и своя судьба, свой язык и условия обитания, но они живут на одной планете, развиваются по общим законам истории.

Знакомясь со сказками, мы замечаем, что русские и хакасские сказки очень похожи, и в то же время отличаются. Знакомство детей со сказками проходят следующим образом. Первое занятие –знакомство с русской народной сказкой, второе –хакасской, третье занятие-обобщение  и сравнение сказок.

Герои хакасских сказок наделены находчивостью,смелостью, хитростью, ловкостью. Они  очень редко прибегают к волшебству и надеются исключительно на себя. Прославление мужества и храбрости – одна из ведущих тем хакасских сказок.

Герои русских сказок тоже способны на самоотверженные поступки : Чем беднее герой, тем меньше он использует волшебство и помощь других персонажей.

Народные сказки о богатом и бедном остро затрагивают проблему социального неравенства и в русских народных сказках (« Сказка о бедном и богатом брате», «Мужик и поп») и хакасских ( «Два брата»,  «Бай и охотник»…).                            

В хакасских народных сказках не прослеживается, как в русских народных зачин –«Жили- были…», « В тридевятом царстве…», поэтому  события, происходящее в хакасских сказках  более приближены к реальному миру, к жизни народа.

В русских и хакасских народных сказках кроме героев есть еще и сказочные персонажи. Так ведьма ХУУ Хат с оловнными глазами и шестьюкосами из змей ассоциируются с Бабой Ягой, а Айкюн, пожиратель людей и животных – со Змеем Горынычем, или с Чудо-Юдом.  А хакасский водяной дух Суг Ээзи – с Морским царем или Кощеем Бессмертным.

Таким образом, можно указать на общность содержания некоторых хакасских и русских народных сказок.

Русские и хакасские сказки имеют и сходные идеи: в них обязательно добро творит добро и добро всегда побеждает зло, потому что их создатель – народ выразил свои представления о счастье, любви, истинных, бескорыстных взаимоотношениях между людьми, о труде как главной ценности жизни.

Знакомя детей с культурой и обычаями разных народов, мы, педагоги должны помочь сформировать у дошкольников благожелательное,  уважительное  отношение к сверстникам разных национальностей, живущих на одной планете ЗЕМЛЯ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»

Образовательная область: Познание.Интеграция с другими образовательными областями:1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.2. Здоровье: физминутка «Жа...

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"

Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...

"Фольклор в сказках А.С. Пушкина как средство ознакомления дошкольников с русской народной культурой и традициями"

Данный материал содержит рекомендации из опыта работы по использованию фольклора в сказках А.С. Пушкина с целью ознакомления дошкольников с русской народной культурой и традициями....