"Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами природы"
консультация (старшая группа)
Дошкольники-природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребёнок рождается исследователем.В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается-играет он или занимается , читает или рисует. Одним из видов деятельности при котором ребенок развивается, является-экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_el._opytov_pri_oznakom_dosh_s_obektami_prirody.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами живой и неживой природы»
Автор: Гумерова Е. Н.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А.
Дошкольники– природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем.
В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается - играет он или занимается, читает или рисует. Одним из видов деятельности при котором ребенок развивается, является – экспериментирование. Что такое экспериментирование? Это когда ребенок лично сам, а не с чьих-то слов, приходит к выводу того или иного явления. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.
Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
- наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.
- трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.
- развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
- изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
- элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Структура проведения эксперимента
Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
правила проведения опытов и экспериментов.
- Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться.
- Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
- Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя.
- Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
- Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место.
- Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.
Опыты с объектами неживой природы.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Так же можно сухим песком рисовать.
Тема: «Вода»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда и принимает форму того сосуда, в который налита.; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной; что можно ее замораживать и лед не тонет в воде т. К. он легче. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в подвижную игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. Так же я провела несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Флора»
Дети выращивали лук, тыкву, укроп, петрушку, кабачки. подводим детей к пониманию того, что для роста растений необходим свет, вода, тепло.
1.Растение без воды, света и тепла жить не может.
2.Семена – росток – взрослое растение.
3.В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МИКРОСКОПОМ
Выводы: Кожица лука состоит из клеток, которые плотно прилегают одна к другой.
Тема: «Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
На организованной совместной деятельности «Галка» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Тема: «Статическое электричество»
Экспериментальная деятельность со статическим электричеством дети узнали, что происходит при трении одного тела о другое.
Выводах сделали заключение. Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд. Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный. Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их.
При трении одного тела с другим, оба тела приобретают способность притягивать к себе другие тела. Такие тела называют наэлектризованными или получившими электрический заряд.
Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.
В нашем детском саду нет чёткой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением.
Эксперимент- это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Я стараюсь заразить детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным, потому что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми и общительными!
Мы сегодня с вами увидели, как экспериментируют дети, а теперь давайте и мы, поэкспериментируем с разными материалами.
Опыты с воспитателями:
ОПЫТ №1
ПОЧЕМУ НАДУЛСЯ ШАРИК?
Наденьте сдутый шарик на перевернутую воронку. Медленно опускайте ее в емкость с водой. Что происходит с шариком? Он раздувается.
ВЫВОД: Вода вытесняет воздух из воронки. Он выходит через ее узкую часть наверх, попадает в шарик, и шарик надувается.
ОПЫТ №2
ПОЧЕМУ ДВИЖЕТСЯ БУМАГА?
Положите на стол небольшой листочек бумаги и помашите возле него развернутой книгой. Листочек отлетает в сторону. Почему?
ВЫВОД: между листом бумаги и книгой находится воздух. Когда мы машем книгой, то заставляем его передвигаться, а воздух в свою очередь сдвигает бумагу. Ветер-это движение воздуха, поэтому листок бумаги отлетает в сторону.
ОПЫТ №3
КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?
Возьмите в руки полиэтиленовые пакеты, раскройте его и помашите им. Что происходит с пакетом? Он надувается. Теперь закрутите нижнюю часть пакета так, чтобы из него не вышел воздух. В пакете есть воздух, потому что он надулся. Мы его видим? Нет. Потому что воздух прозрачный.
Он легкий или тяжёлый? Легкий.
Сжать, а потом разжать пакет. Что вы чувствуете?
Пакет сжимается, а когда мы отпускаем его- разжимается, как пружина, потому что воздух упругий.
ОПЫТ №4
КАК УСЛЫШАТЬ ВОЗДУХ?
Возьмите бутылку и подуйте в нее сбоку в горлышко. Появился звук.
ВЫВОД: звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
ОПЫТ №5
ДЕЙСТВУЕТ ЛИ МАГНИТ В ВОДЕ?
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
ВОПРОС: «Что мы видим?»
Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
ВЫВОД: магнит притягивает железные и стальные предметы даже через воду.
ОПЫТ №6
КАК ПОМОЧЬ ЗОЛУШКЕ?
Насыпьте в миску крупу (у меня пшено)и закопайте в нее скрепки.
Как их можно быстро собрать? Ответ: магнитом
ВЫВОД: определенные свойства магнита умеют притягивать все железное.
ОПЫТ №7
ПРИТЯЖЕНИЕ ШАРИКОВ
Два шарика наэлектризуйте трением о волосы, и поднесите их к подвешенным за нитки рядышком, они будут друг от друга отклоняться. А если один из шариков наэлектризовать о какую-нибудь синтетическую ткань, а другой о волосы, то шарики начнут друг к другу прилипать.
ВЫВОД: трением о волосы мы наэлектризовали шарики так, что они оба приобрели отрицательный заряд. А во втором случае, они получили разный заряд - один шарик положительный, а второй - отрицательный.
А по физическим законам: одноименные электрические заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....
Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»
Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей....
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементарных опытов(1 младшая группа)
Разработанный материал представлен конспектами занятий по ознакомлению детей с миром природы, где основное внимание уделяется обучению их обследовательским действиям....
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ.
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ....
Консультация для педагогов ДОУ «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация...
«Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами живой и неживой природы
Консультация для воспитателей из опыта работы....
Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы
Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного...