Проект предметно – пространственной среды дошкольной группы
проект
Разработка модели развивающей предметно- пространственной среды, способствующей
гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvivayushchey_sredy.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект предметно – пространственной среды
дошкольной группы
Выполнила
Аскерова Елена Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ № 42
Воркута 2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Исходя из этого в МБДОУ «Детский сад № 14» разработан проект «Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Цель проекта:
Разработка модели развивающей предметно- пространственной среды, способствующей
гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1.изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной
среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2.организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию
детей с учетом их потребностей и интересов;
3.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4.содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1.педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2.организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их
возрастных потребностей и интересов
3.у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная
среда, принципы , функции развивающей предметно-пространственной среды, а также
практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4.родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ.
Список литературы:
1.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция
построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
2.В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
3.Закон Российской Федерации « Об образовании»
4.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5.Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6.ФГОС ДО
7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
8.Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
- Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
- Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
- Настольные игры из серии «Играем в сказку»
- Пальчиковый театр
- Театр с игрушками Бибабо
- Театр картинок
- Перчаточный
- Гримм
- Маски персонажей и костюмы
- Музыкальные инструменты
- Диски с музыкой и сказками
- Декорации и ширма
- Портреты великих композиторов
- Картотека музыкальных и театрализованных игр
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.
Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:
- Календарь природы
- Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
- Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
- Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)
- Пазлы
- Таблицы
- Мини лаборатории
- Мини музей «Вода-волшебница»
Для центра искусства "Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования)
- Акварель
- Гуашь
- Кисти разных размеров и материалов
- Бумага разной фактуры
- Ножницы
- Трафареты
- Палитры
- Пластилин
- Глина
- Тесто для лепки
- Формы для лепки
- Карандаши
- Фломастеры
- Дидактический материал из серии «Искусство детям»
- Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
- Схемы смешивания красок
- Картины известных художников
- Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
- Раскраски по темам
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Уголок конструктивной деятельности:
- Конструктор разных размеров и форм и материалов
- Схемы построек
- Мозаики разных форм и размеров
- Бумага для оригами
- Природный материал
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату.
Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Теоретический материал:
картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
Игры:
дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками; мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, дорожки, кегли, кубики, канаты, верёвки, султанчики, флажки, погремушки, шапочки-маски, атрибуты и эмблемы для подвижных игр, бубен, различное массажное и нетрадиционное оборудование, диски с подборкой музыкального сопровождения физкультурных занятий, разных видов гимнастик
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.
К устройству книжного уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.
В старших и подготовительных группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т.д.).
Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.
Уголок наш город
- Символика нашей страны
- Фото книги по городам России
- Карта России
- Глобус
- Маршрут- карта
- Электронный гид на дисках
- Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
- Пазлы «Герб России»
- Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»
- Книги по истории города
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей Тема «Цирк приехал!» (репетиция представления)
ПРОЕКТпредметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детейТема «Цирк приехал!» (репетиция представления)...
ПРОЕКТ предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей Тема «Птичья столовая» (изготовление кормушек)
Разработать характеристику предметно-пространственной среды группы ДОО по реализации совместной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО....
Проект предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей: Тема «День Победы» (изготовление плаката)
Тема «День Победы» (изготовление плаката) ...
Проект предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей на тему:"Животные нашего леса"
Цели и задачи проектаЦель: разработать характеристику предметно-пространственной среды группы ДОО по реализации совместной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО.Задача1. Разработать ситуацию сот...
Проект предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей» Тема «Малые олимпийские игры» (командная тренировка)
Проект направлен на подготовку команды детей к участию в городских спортивных стартах...
ПРОЕКТ предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей.Тема: «Дорожные знаки» (Изготовление дорожных знаков для летней площадки)
Проект направлен на разработку ситуацию сотрудничества детей и характеристику самостоятельной совместной деятельности детей (содержание деятельности и задачи работы с детьми) с учетом принципа тематич...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...