«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
статья (младшая группа) на тему
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vaydat_mo.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста
Тема сообщения: «Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
Подготовила:
Дышекова Вайдат Муссабиевна
Воспитатель, МБДОУ «ДС «Березка»
г. Новый Уренгой
В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.
Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные игры), эстетическое (музыкальные игры), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.)
Дидактические игры в раннем возрасте
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Слово, наглядность, сюжет.
Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.
Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:
- сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
- развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
- развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
- развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
- развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на такие качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на непосредственно-образовательной деятельности использовать красный и синий шарики. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.
На непосредственно-образовательной деятельности с детьми проводилась дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки, и действия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно, дети получили наглядное словесное обозначение - «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал ни кто. И только после того, как на НОД детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словами и предмет, и действие. Благодаря тому, что дети не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь.
Самостоятельная деятельность: детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой вйй целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Хочу показать, примеры дидактических игр своими руками по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.
1. Игра «Подбери колеса к машине»
Ход игры:
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
2.Игра «Подбери варежку»
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть варежку. Ребенок рассматривает и называет цвет варежки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у варежки должна быть пара и предлагает ее найти. Т. образом воспитатель учит детей подбирать предметы по цвету, развивает внимание и память.
3. Игра «Починим коврик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, особенно у детей раннего возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования се...
Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает ...
дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить эффективн...
Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в истории дошкольной педагогики....
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАСТИКИ» - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Значения сенсорного развития в умственном развитии детей в раннем возрасте трудно переоценить. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,...