КОНКУРС, Научно-методическая работа СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
методическая разработка по теме
Аннотация: в статье представлен опыт использования театрализованных игр в детском саду. В работе обоснована актуальность использования театрализованных игр в процессе социально-коммуникативного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodra.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Седельникова Галина Викторовна
воспитатель
Ломкина Алла Сергеевна
старший воспитатель
МБДОУ Д/С №3 «Фонарик» МО г. Саяногорск
г. Саяногорск, Республика Хакасия
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Аннотация: в статье представлен опыт использования театрализованных игр в детском саду. В работе обоснована актуальность использования театрализованных игр в процессе социально-коммуникативного
развития дошкольников.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дошкольник,
театрализованная игра, государственный стандарт, общение, взаимодействие.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социальнолич-ностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. д.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно,
трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление всех сторон личности.
А.В. Запорожец говорил: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и средствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир стремлений и героических поступков».
Решая данные задачи, в своей работе мы обратились к театрализованной деятельности. Посредством театральных игр происходит интегрированное воспитание детей, укрепляется их физическое и психическое здоровье. Занятия театральной деятельностью строятся по принципу тематической интеграции, объединяя единым содержанием разнообразные виды детского творчества. Внедрение в работу инновационных технологий позволяет стимулировать инициативность каждого ребенка по психологическому принципу «Мотивация – восприятие – осмысление». Личностно ориентированная направленность работы позволяет детям закрепить состояние творческой активности, помогает в выборе видов деятельности с
учетом их интересов и предпочтений. Нет декораций – нарисуем вместе,
нет костюмов – изготовим из подручных материалов, нет подходящей сказки – сочиним, нет песенного материала – придумаем песенки – импровизации.
Методическая направленность работы, осуществляется на основе современных концепций и теоретических трудов К. Орфа, А. Бурениной, Б. Асафьева. Развитие творческих способностей средствами театрального искусства по программе «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. Пошаговое социально – личностное развитие на основе методик: «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» С.А. Козлова, методики «Социальное развитие дошкольников» М.М. Безруких, методических пособий «Играем в театр» Т.Н. Доронова, А.Е. Антипиной и авторские разработки. Интеграция образовательных областей на занятиях театрализованной деятельностью помогает дошкольникам глубоко и осознанно понимать литературные и сказочные произведения, повысить уровень социальной компетентности. Тесная связь театральных игр и других образовательных областей позволяет раскрыть все грани творческого потенциала каждого ребенка. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи осуществляется воспитание самостоятельности и уверенности детей в своих силах.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Ознакомление детей с социальной действительностью, повышение уровня статуса семьи, уважительное отношения к собственному имени (а в старшем возрасте и отчеству), также закрепляются на занятиях театрализованной деятельностью. Игры «Назови себя»; «Укрась свое имя»;
«Назови меня ласково»; «Я уже взрослый» и другие, помогают детям привыкнуть к звучанию своего имени, фамилии, отчеству. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и умении уважать других. Привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям, изготовление атрибутов и костюмов для театральных постановок, изготовление афиш и пригласительных билетов на спектакли поднимает в глазах ребенка статус семьи и повышает уровень социальной культуры родительского коллектива.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного
мира детей…» (Б.М. Теплов).
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Просвещение, 1995.
3. Михневич С. П. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mihnevichestalsad51.
edumsko.ru/folder/social_no-kommunikativnoe_razvitie_doshkol_nikov_cherez_
teatralizovannuyu_deyatel_nost (дата обращения: 28.11.2016).__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области. Опыт рабо...
ОО Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно - ролевая игра в старшей группе на тему: "Салон красоты"
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада...
(конкурс) «Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации....
Обобщение опыта работы "Социально -коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности"
Социально -коммуникативное развитие...
Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»
Решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – эт...
Перспективно - тематический план работы социально-коммуникативной направленности младшая группа
Перспективно - тематический план работы социально-коммуникативной направленности младшая группа...