Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»
проект по логопедии (старшая группа)
Решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между двумя и более участниками. Умение общаться, вести диалог очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. В настоящее время на смену живому общению приходит виртуальное. И это вызывает тревогу. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Особенно важно развивать диалогическую речь у детей с ТНР. Этому и посвящён мой проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_po_sotsialno.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»
Проект разработала
учитель-логопед Бушкова Л.Н.
Тип проекта: информационно-творческий
Классификация: краткосрочный 09.01.2019 – 23.01.2019
Участники проекта: логопед, дети старшего возраста.
Актуальность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. У дошкольников с речевыми нарушениями имеются большие трудности в общении.
Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из актуальных, так как это, во-первых, развитие коммуникативной функции речи, что само по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых, диалог можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения языком.
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по развитию диалогической речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по ведению диалога.
Цель проекта: развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе логопедической работы.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
- Создать педагогические условия для реализации проекта.
- Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в условиях ДОУ.
- Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Анализ результативности, перспективность проекта.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:
Образовательные:
1. Развивать связную диалогическую речь.
2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка; звуковую и просодическую сторону речи.
3. Обогащать словарный запас в различных видах работ (драматизация речевого материала, лексические упражнения, сравнение, описание предметов, действий, состояний человека, дидактические и сюжетно-ролевые игры).
4. Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.
5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в жизненных ситуациях.
6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности
7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказываний.
3. Развивать просодическую сторону речи.
4. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.
5. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, чистоговорок, считалок.
Предполагаемый результат.
1.Активизация интереса детей к образовательной деятельности.
2.Повышение уровня личной самооценки детей за достигнутый результат;
3.Совершенствование диалогической и монологической речи, лексико-грамматических средств языка.
4. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности
5. Повысить речевую активность детей в разных видах деятельности.
Поэтапное развитие проекта «В игры мы играем – речь развиваем»
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка |
2 | Подготовительный |
|
3 | Основной |
|
4 | Заключительный |
|
Методические приёмы обучения детей диалогической речи
- Беседа-организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
- Сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
- Дидактические игры, или игры с правилами, словесные игры, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия друг с другом.
- Игры-драматизации используются при рассказывании сказки, при сочинении по картине, при рассказывании потешки и при рисовании.
- Подвижные игры, которые строятся по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей.
- Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
- Театрализованные игры. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы.
Системная паутинка проекта
Сроки | Содержание работы |
2 неделя января | 1. НОД развитие речи. 2. Беседа «Зимние забавы детей». 3. Речевая игра «Закрытая картинка». 4. Игровая речедвигательная деятельность. 5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». 6. Речевая игра «Я начну, а вы продолжайте». |
3 неделя января | 1. Беседа «Зимующие птицы». 2. Дидактическая игра «Лото», «Разрезная картинка». 3. Игра-драматизация «Делаем кормушку». 4. Речевая игра «Отгадай птицу». 5. Речедвигательная деятельность «Где обедал воробей?» |
4 неделя января | 1. Беседа «Дикие животные зимой». 2. Театрализованная игра «Три медведя». 3. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Домино». 4. Речевая игра «Сказочный зверь», «Картинная галерея». 5. Игра-имитация действий животных. 6. Разучивание потешки «Заяц белый, куда бегал?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ...
Проект по социально-познавательному развитию дошкольников в подготовительной группе «Играем в бабушкины игры»
Целью данного проекта является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. ...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»
Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию в младшей группе ТЕМА: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»
Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т.е. не умеют просто находиться...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию тема : " Ребята, давайте жить дружно" на 2023-2024 учебный год
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...
Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию на тему: «Ребята, давайте жить дружно»
Актуальность темы: День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со...