Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»
проект по логопедии (старшая группа)

   Решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между двумя и более участниками. Умение общаться, вести диалог очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков.  В настоящее время на смену живому общению приходит виртуальное. И это вызывает тревогу. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Особенно важно развивать диалогическую речь у детей с ТНР. Этому и посвящён мой проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_po_sotsialno.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников «В игры мы играем – речь развиваем»

Проект разработала

учитель-логопед Бушкова Л.Н.

Тип проекта: информационно-творческий

Классификация: краткосрочный 09.01.2019 – 23.01.2019

Участники проекта: логопед, дети старшего возраста.

Актуальность

   В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

   Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. У дошкольников с речевыми нарушениями имеются большие трудности в общении. 

   Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из актуальных, так как это, во-первых, развитие коммуникативной функции речи, что само по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых, диалог можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения языком.

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по развитию диалогической речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по ведению диалога.

Цель проекта: развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе логопедической работы.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
  • Создать педагогические условия для реализации проекта.
  • Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в условиях ДОУ.
  • Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Анализ результативности, перспективность проекта.    

Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:

Образовательные:

1. Развивать связную диалогическую речь.

2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка; звуковую и просодическую сторону речи.

3. Обогащать словарный запас в различных видах работ (драматизация речевого материала, лексические упражнения, сравнение, описание предметов, действий, состояний человека, дидактические и сюжетно-ролевые игры).

4.  Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.

5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в жизненных ситуациях.

6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности
7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказываний.

3. Развивать просодическую сторону речи.

4. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.

5. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные:

1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, чистоговорок, считалок.

Предполагаемый результат.

1.Активизация интереса детей к образовательной деятельности.

2.Повышение уровня личной самооценки детей за достигнутый результат;

3.Совершенствование диалогической и монологической речи, лексико-грамматических средств языка.

4. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности

5. Повысить речевую активность детей в разных видах деятельности.

Поэтапное развитие проекта «В игры мы играем – речь развиваем»

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка

2

Подготовительный

  • Подбор методической литературы и дидактического материала.
  • Подбор игр на развитие диалогической речи, игр на развитие коммуникативных навыков.
  • Календарное планирование.

3

Основной

  • Проведение игр, направленных на развитие диалогической речи.
  • Проведение НОД (фронтальная, индивидуальная).
  • Консультация для воспитателей «Разнообразие видов деятельности детей по формирование диалогической речи».

4

Заключительный

  • Презентация по итогам проекта.
  • Анализ, подведение итогов.

Методические приёмы обучения детей диалогической речи

  1. Беседа-организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
  2. Сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
  3. Дидактические игры, или игры с правилами, словесные игры, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия друг с другом.
  4. Игры-драматизации используются при рассказывании сказки, при сочинении по картине, при рассказывании потешки и при рисовании.
  5. Подвижные игры, которые строятся по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей.
  6. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
  7. Театрализованные игры. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы.

Системная паутинка проекта

Сроки

Содержание работы

2 неделя января

1. НОД развитие речи.

2. Беседа «Зимние забавы детей».

3. Речевая игра «Закрытая картинка».

4. Игровая речедвигательная деятельность.

5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

6. Речевая игра «Я начну, а вы продолжайте».

3 неделя января

1. Беседа «Зимующие птицы».

2. Дидактическая игра «Лото», «Разрезная картинка».

3. Игра-драматизация «Делаем кормушку».

4. Речевая игра «Отгадай птицу».

5. Речедвигательная деятельность «Где обедал воробей?»

4 неделя января

1. Беседа «Дикие животные зимой».

2. Театрализованная игра «Три медведя».

3. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Домино».

4. Речевая игра «Сказочный зверь», «Картинная галерея».

5. Игра-имитация действий животных.

6. Разучивание потешки «Заяц белый, куда бегал?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ...

Проект по социально-познавательному развитию дошкольников в подготовительной группе «Играем в бабушкины игры»

Целью данного проекта является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию в младшей группе ТЕМА: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»

Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т.е. не умеют просто находиться...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию тема : " Ребята, давайте жить дружно" на 2023-2024 учебный год

День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию на тему: «Ребята, давайте жить дружно»

Актуальность темы: День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со...