Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"
учебно-методический материал (младшая группа)
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДО в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками.
Ход выступления:
«Детство - это особый период в жизни человека,
который нужно прожить содержательно, радостно,
а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»
Д. Родари
Сегодня педагоги, родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.
Актуальность социально-коммуникативного развития детей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задачи области социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Огромное значение для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста имеет сказка. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка.
Сказка-это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития.
Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, начинают раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные взаимотношения со сверстниками и с взрослыми.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в новых условиях. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки-это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Используя сказку в своей работе, мы поставили для себя следующие задачи:
- знакомить детей со сказками и их содержанием сказок;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- помогать усвоению детьми на примерах из сказок правил поведения в повседневной жизни.
- создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- помочь родителям понять особую роль сказки в воспитании ребенка; раскрыть ценность совместного творчества с детьми.
Для решения данных задач в группе организована соответствующая развивающая предметно-пространственная среда:
Книжный уголок- находиться отдельно от игровой зоны, он светлый, уютный, привлекательный для маленьких читателей. В книжном уголке есть место, где дети могут удобно разместиться для рассматривания книг, иллюстраций: диван, стол и стулья . Книги находятся в зоне доступа для детей, чтобы ребенок сам мог достать книгу, подобраны с учётом возрастных особенностей детей второй младшей группы. На книжной полочке расположены те книги, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями, необычные книги для самых маленьких: книжки-раскладушки, книги с окошками, книги с прорезями. Отдаётся предпочтение изданиям с плотными страницами и твёрдыми обложками. В оформлении уголка присутствуют картинки с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок. Здесь же живет хозяина уголка-персонаж-игрушка Колобок, который следит за книгами и всегда рад ребятам.
В нашей группе «Солнышко» организован уголок для театрализованной деятельности, в котором каждый ребенок может непринужденно раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа сказки. В уголке, на передвижной ширме, имеются элементы костюмов, различные шапочки персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски.
Нами был создан « Сказочный чемоданчик», который приобщает детей к русской народной культуре, воспитывает любовь к сказкам. Этот чемоданчик можно отнести в уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры со сказками или вынести на прогулку и просмотреть сказочное представление на открытом воздухе. «Сказочный чемоданчик» оснащен разнообразными видами театра: пальчиковый театр, настольный театр, куклы би-ба-бо, театр картинок, теневой театр.
Игра- это основной вид деятельности детей младшего возраста. Поэтому в группе имеются настольные игры по теме «Сказки», которые способствуют развитию у детей общения, взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей, вызывают положительные эмоции. Также нами был собран «Альбом с играми «Русские народные сказки», с помощью которого малыши могут закрепить знания о русских народных сказках. В альбом входят игры: «Четвертый лишний», «Большой -маленький», «Расположи по образцу», «Один-много», «Найди тень», «Найди половинку», «Собери сказку», «Разложи по размеру».
По мнению психолога Эрика Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения-все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет счастливым!
Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект-помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.
«Сказка-это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи» В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самоанализ педагога по взаимодействию с родителями в развитии патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством знакомства с историей малой Родины»
Презентация для педагогов...
Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...
АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций
Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в ...
Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...
Тема: из опыта работы «Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством проекта «Мой веселый, звонкий мяч»
В своей деятельности я непрерывно провожу работу в данном направлении. Мы знаем, что в наше время актуально, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым и крепким ...
Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»
Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...