Консультация для педагогов. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в современном образовательном процессе.
консультация на тему
Новые методы и формы взаимодействия с семьями в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_detskiy_sad.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1947 (дошкольное отделение)
Консультация для воспитателей в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в современном образовательном процессе».
Подготовила: педагог-психолог Бабаян М.Э
Москва,2015
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому возникла необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
∙ объединение усилий для развития и воспитания детей;
∙ создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
∙ взаимоподдержки; привлечение родителей к участию в образовательном процессе
∙ учреждения; активизация воспитательных возможностей родителей;
∙ личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности,
∙ ее преобразования и изменения; поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
∙ использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной
∙ программы дошкольной организации.
Педагогам дошкольного образования следует обратить внимание на классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование группы методов | Цель, назначение использования | Формы проведения общения. |
Информационно- аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями. | Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты». |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. | Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы. |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, информационно- просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. | Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. |
Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. |
В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:
- коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя);
- групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия);
- индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы;
- совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. Наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовывают их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них могут входить:
- памятки;
- буклеты;
-газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики: «Это интересно», «Важно знать» и т.д.;
- образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, отдыха на даче;
- медиатека.
Совместную деятельность педагогов и родителей желательно организовывать через:
- проектную деятельность;
- фестивали;
- акции;
- творческие гостиные;
- вечера вопросов и ответов;
- праздники;
-собрания-встречи и т.д. Мастер-классы, экскурсии, лекции, семинары, практикумы, клубы способствуют заинтересованности родителей в воспитании детей, повышают их педагогическое образование.
Данные мероприятия усиливают семейные воспитательные позиции и обязывает родителей к чему-то большему, нежели просто отдать ребёнка утром в детский сад, а вечером забрать из детского сада. Родители начинают понимать:
- в чем состоят образовательные задачи детского сада;
- что его делает «образовательным учреждением;
- детский сад – особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни;
- чем должен быть наполнен этот отрезок, прежде всего;
- а самое главное – свою миссию в совместном воспитании ребёнка, расширение спектра возможностей семейного воспитания, взаимодействия с педагогическим коллективом детского сада.
ФГОС дошкольного образования предполагает выстраивание личностно- ориентированного образования: изучение психолого - физиологических особенностей каждого ребёнка, особенностей его семьи для выстраивания активного конструктивного взаимодействия. Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников и развлечений, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею торжества. Получая истинную радость и свободу от праздника, происходят глубинные переживания, обогащение нравственно- эстетических чувств, осмысление его содержания. Необходим уход от стереотипа в проведении праздников и развлечений, как ранее подготовленной деятельности к естественному, искреннему проживанию праздничного действа, где все (родители, дети, педагоги) субъекты этого процесса. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми. Сила и полнота переживания во многом зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и к родителям, а также к членам администрации и всем присутствующим. Если ты поёшь и пляшешь, если ты в центре внимания, тебя меньше тянет к «объективным» оценкам, потому что переживания - дело сугубо субъективное. Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей)
Ожидаемыми результатами сотрудничества ДОУ с родителями могут быть:
создание детско-взрослого сообщества (семейный клуб);
∙ активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ;
∙ обобщение опыта ДОУ по взаимодействию с семьями и опыта семейного воспитания;
∙ укрепление и обновление материально-технической базы;
∙ эффективная реализация образовательной программы;
∙ организация дополнительных образовательных услуг
Таким образом, выделяются преимущества сотрудничества педагогов с родителями:
- положительный эмоциональный настрой субъектов на совместную работу по воспитанию детей; - учёт индивидуальности ребёнка;
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое считают нужным, беря на себя, таким образом, ответственность за воспитание ребёнка;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс»
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку. ...
Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...
Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе
Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...
Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»
В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....
Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»
Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»...
Речь педагога как средство популяризации русского языка в современном образовательном процессе
Русский язык является одним из основных стержней нашей культуры и национального идентитета. Это язык, который учим с самого раннего детства, и он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В сов...
Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей".
В работе представлены основные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современном мире.А также опыт работы по данной теме....