Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей".
консультация (средняя группа)
В работе представлены основные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современном мире.
А также опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_dnv_15.04.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-
нравственному воспитанию детей».
Настоящее и будущее общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, норм общественной жизни, сохранением национального достояния. Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В сознании подрастающего поколения постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными. Искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта народа, ощущается распад морально-этических норм в обществе.
Постоянная убыль народа — это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании — о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводства и приумножения себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством — духовностью, и воспитание должно быть, прежде всего, духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основывается на каких-то мировозренческих, как правило, вероучительных представлениях. Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях.
В воспитании подрастающего поколения на современном этапе развития человечества осознается простая и очевидная истина: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз заложенный в знании образ бытия способствуют образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания, как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.
На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество порой не желает следить за этим сверхважным делом, пускает на самотек. Вот тут воспитание действительно может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй, духовной пищей в потоке знаний , не подлежащих проверке опытных людей , может попасть и пища отравленная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает уже, а разрушает душу.
Наиболее полно и ярко роль духовно-нравственного воспитания в развитии ребенка характеризовал К.Д.Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума». На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач, и это заложено в документах федерального значения. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей государства установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, п. 1) гласит, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокуль-турных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру». В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, здесь закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно- нравственного воспитания–воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которыми понимается обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Взаимодействие детского сада и родителей строятся на основе партнерских отношений и вовлечение их в жизнь сада. Единство дошкольного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс выработки знаний ,умений , навыков, способствует росту авторитета воспитателей и родителей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей и их осведомленность по работе дошкольного учреждения по данной проблематике.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного или формального окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы социализации тесно связаны между собой. Поэтому семье отводится особая роль в процессе воспитания нравственной личности, ее духовности.
Проблемы духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была заложена в методологическую основу разработки и реализации «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который выдвигает одним из основополагающих принципов «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». При решении задач по данной проблематике необходимо взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений. Перед участниками процесса стоят задачи по ознакомления детей с родным краем, городом, земляками, народным искусством, формирование духовно-нравственных основ, ценностных ориентаций, воспитание патриотических качеств. В основе этой работы лежит личностно-ориентированный подход и субъективная форма общения детей со взрослыми.
Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит не только от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми, но и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А. С. Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей, действуя сообща, предъявляя к воспитанникам согласованные требования, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В работе по данной проблематике используются следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- родительские собрания, семинары;
На родительских собраниях родители знакомятся с задачами, которые стоят
перед ними в плане духовно-нравственного развития дошкольника,подчеркивая, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.
- дни открытых дверей. Использование этой формы работы позволяет лучше понять работу ДОУ по образованию и воспитанию детей, правила поведения, культуру общения воспитанников, раскрывает духовно-нравственную направленность всего воспитательно-образовательного процесса.
- индивидуальные беседы и консультации по данной проблематике: «Педагоги и родители-творческий тандем», «Крепкая семья - сильна страна»; «Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»; «Духовность закладывается с детства», «Воспитываем уважение к старшим в семье», «Помогаем старшим и младшим» и др.
- проведение совместных выставок, конкурсов по тематическим праздникам: «Собираем урожай», «Рождественская звезда», «Поздравляем пап», «Любимой маме», «Светлая Пасха», «Дню Победы посвящается» и др.
-наглядные формы работы . Информационные стенды для родителей: «Духовно - нравственное воспитание в семье», «Памятка родителям по нравственному воспитанию детей», «Воспитываем детей послушными», «Художественная литература по духовно-нравственному воспитанию детей», «Учим детей дружить» и т. д.
- выставки детских работ по образовательной деятельности;
- совместные тематические праздники: «Осень, осень в гости просим», «Наш веселый Новый год» , «Поздравляем наших мам».
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи позволяет поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно–нравственной культуры. Все эти формы помогают активизировать родителей в совместной деятельности по духовно–нравственному воспитанию детей. Каков человек–таков мир, который он создает вокруг себя.
Памятка для родителей.
Основы духовно-нравственных отношений в семье.
- Поведение-нравственное мерило человека. Проявляйте благоразумие, станьте примером для своего ребенка.
- Проявляйте интерес к жизни и проблемам вашего ребенка.
- Будьте искренни. Неискренняя вежливость и сухость по отношению к другим людям легко распознается ребенком и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливы к чужим недостаткам. Это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о других людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет также отзываться о вас.
Правила общения в семье.
- Начинайте утро с улыбки.
- Не думайте о ребенке с тревогой.
- Умейте «читать» ребенка.
- Не сравнивайте детей друг с другом.
- Хвалите часто и от души.
- Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
- Испытывайте радость от совестной с ребенком деятельности.
- Дайте понять ребенку, что он желанный в семье.
- Не будьте равнодушны к переживаниям и внутреннему миру своих детей.
- Старайтесь не показывать детям своих отрицательных эмоций,не подавайте плохой пример.
- Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
- Как можно больше хвалите своего ребенка, даже за незначительные успехи.
- Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, как будто они у него есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Семья, как основа духовно – нравственного воспитания"
Все начинается с семьи. Умение прощать, любить и ненавидетьУменье сострадать и сложность жизни вид...
"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....
Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
Представлена система работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в рамках семейного клуба «Наседки»....
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей"
В работе преставлены обоснования актуальности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего общества. А так же - опыт работы ДОУ с семьми воспитан...
Проект «Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Проект "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"...
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»
Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"Роль семейного чтения в дух...