Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе
консультация по логопедии
Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_vzaimodeystviya_logopeda_s_roditelyami.docx | 810.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
Потапова Марина Владимировна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МАДОУ № 373
Нетрадиционные формы взаимодействия
учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе
Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации.
Зачастую родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним занятиям с ребёнком, не обращаются за консультацией к педагогам и т.д. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы нарушений речи, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционно-образовательной работы с ребёнком с нарушением речи.
Таким образом, даже если родители детей с нарушением речи не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приёмов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, родительские собрания, тетради взаимодействия и т.д.) и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй ребёнка с нарушением речи.
Хотелось бы подробнее рассказать о нетрадиционных формах взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников, которые проводятся в нашем детском саду.
Одной из таких форм взаимодействия является «День дублёра», который проводится в нашем детском саду каждый год. «День дублёра» проводится для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
Когда проводится «День дублёра» родители могут взять на себя роль учителя-логопеда и провести логопедическое занятие. На логопедическом занятии родители могут ознакомиться с коррекционной работой, посмотреть, как их ребенок работает на занятии.
К нетрадиционным формам взаимодействия относятся и досуговые формы организации работы с родителями, которые призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
В нашем детском саду стали традиционными такие мероприятия, как «Вечера поэзии», «Речевые олимпийские игры», КВН между детьми и родителями, совместные праздники «Святки-колядки».
К нетрадиционным формам мы отнесли «Видеокоррекцию». Видеокоррекция – форма работы с семьёй с использованием видеозаписи занятия с целью выявления отрицательных и положительных моментов взаимодействия родителей и ребёнка (запись домашнего занятия), а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребёнком (запись занятия с учителем-логопедом) для оптимизации процесса коррекции.
Конечно прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции.
I этап. Предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьёй. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, открытые и совместные занятия).
II этап. Совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребёнком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия логопед акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключается ошибки организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребёнка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребёнком, даёт возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи).
III этап. Демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе логопедического занятия, посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда с данным ребёнком (В процессе просмотра видеозаписи занятия логопеда с ребёнком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приёмы работы с ребёнком, способы доступного объяснения выполнения заданий в игровой форме на выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребёнком). Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.
По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашних занятий с ребёнком.
Ещё одной нетрадиционной формой взаимодействия является звуковой экран «Я учусь говорить». Звуковой экран вывешивается в приёмной группы. Данный экран можно использовать на любом этапе при постановке звуков. По достижению определённого результата учитель-логопед вместе с ребёнком подходит к экрану, находит своё имя и картинку со звуком, который в данный момент закрепляется, и ребёнок самостоятельно крепит «солнышко». Если звук ещё не поставлен, или на этапе автоматизации ребёнок не старается следить за своим правильным произношением звук – вместо «солнышка» ставится «тучка». Ребёнок становится заинтересованным в том, чтобы на его строке было больше «солнышек», чем «тучек», появляется стремление к дальнейшим успехам.
Родители постоянно обращают внимание на звуковой экран и ждут появления нового «солнышка» и следят за количеством «солнышек» и «тучек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».
Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...
Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родит...
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в ...
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания современного дошкольника
В статье представлены формы взаимодействия ДОУ с семьей. К ним относятся:Информационно-аналитическиеНаглядно-информационныеПознавательныеДосуговые...
Мастер-класс «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников».
Цель: систематизация представлений у педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия ДОО с семьями воспитанников....
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.
В материале обощен многолетний педагогический опыт взаимодействия с родителями воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....