Программа «Ловкие пальчики» для работы с одарёнными детьми по развитию мелкой моторики
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования для работы с одарёнными детьми «Ловкие пальчики»
на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа с календарным и тематическим планированием | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы
по развитию мелкой моторики
«Ловкие пальчики»
2016-2017 учебный год
Воспитатель:Новикова Е.В.
Актуальность проблемы.
Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Ребенок так же активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, заменяя умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа. Рисуя маленькие предметы, навык ребенка свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. У детей появляется неудовлетворение, они плачут, нервничают. И наступает тот момент, когда появляется нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? И надо ли ее готовить лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Некоторые родители ошибочно считают, что руку ребенка можно подготовить к письму за 1-2 года до школьного обучения «Так, когда же начинать заниматься?». Многих родителей волнует этот вопрос. Работая, на группе с детьми раннего возраста, от 1,5 до 2 лет, вижу необходимость, как можно раньше познакомить родителей с таким термином как «ранние развитие», ознакомить их с массовыми возможностями серьезного подхода к развитию ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботится об основательной и систематической подготовки своего ребенка к будущему обучению.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движение необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергавших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевой развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой ( тонкой ) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:
1. Косвенным образом влияют на общее Интеллектуальное развитие ребенка
2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении, работая в тесном контакте со 2 воспитателем, младшим воспитателем, родителями, начав эту работу заблаговременно, начиная с раннего возраста.
Цель и задачи
работы по развитию мелкой моторики у детей
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “Ум ребенка находится на кончике пальцев”.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
цель:
- Положительно воздействовать на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику.
- Стимулировать мыслительные функций речи.
- Давать детям заряд положительных эмоций через веселое общение с воспитателем.
- Готовить руку ребёнка к письму.
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:
- Продолжать знакомить детей с такими понятиями, как
- форма,
- цвет,
- размер.
- Развивать:
- Сенсорномоторную координацию.
- Мелкую моторику кисти рук и пальцев.
- Точность и координацию движений рук и глаз.
- Гибкость рук.
- Ритмичность.
- Творческие способности.
- Развивать словарный запас
- Способствовать:
- Развитию речи у детей.
- Совершенствовать:
- Движение рук, развивая психические процессы.
- Зрительное и слуховое восприятие.
- Произвольное внимание, память.
- Умение действовать по словесным инструкциям.
- Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.
Сентябрь
Неделя | Тема занятия | Дидактические игры и упражнения |
1. | Детский сад и игрушки | Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик». Выложить из счетных палочек «Качели». Дорисуй узор. |
2. | Ягоды | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка» Выложить из счетных палочек «Корзинку». Дорисуй узор «Земляника». |
3. | Грибы. | Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне». Выложить из счетных палочек «Грибок». Дорисуй узор «Грибочки». |
4. | Овощи. | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Морковка». Выложить фигурки из счетных палочек «Машина везет урожай». Дорисуй узор «Огурец». |
Октябрь
1. | Фрукты. | Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива». Выложить из счетных палочек «Домик». Дорисуй узор «Яблоки-груши». |
2. | Деревья и кустарники. | Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес». Выложить из счетных палочек «Заборчик», «Елочка». Дорисуй узор «Дерево – елочка». |
3. | Перелетные птицы. | Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде». Дорисуй узор «Птицы». |
4. | Домашние птицы. | Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка». Игра «Утенок». Дорисуй узор «Утята». |
Ноябрь
1. | Осень. | Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли». Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница». Дорисуй узор «Листики». |
2. | Почта. | Пальчиковая гимнастика «Гости». Выложить из счетных палочек «Письмо». Дорисуй узор «Конверт». |
3. | Семья. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья», «Очки». Выложить из счетных палочек «Рожицу», «Очки». Дорисуй узор «Человечки». |
4. | Наша Родина. | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Обогрей». Выложить из счетных палочек «Солнышко». Дорисуй узор «Заборчик 1». |
Декабрь
1. | Наш город. | Пальчиковая игра «Газон засох». Выложить из счетных палочек «Башня», «Колодец». Дорисуй узор «Заборчик 2». |
2. | Зима. | Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Выложить из счетных палочек «Снежинку». Дорисуй узор «Снежинка». |
3. | Одежда и обувь. | Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Дорисуй узор «Платье». |
4. | Домашние животные. | Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка». Выложить из счетных палочек «Кошечка». |
Январь
3. | Дикие животные. | Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик». Выложить из счетных палочек «Ежик». Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. |
4. | Животные жарких стран. | Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха». Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш. |
Февраль
1. | Рыбы. | Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Выложить из счетных палочек «Рыбку», «Ракушку». Дорисуй узор «Рыбка». |
2. | Строительные профессии. | Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик». Выложить из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». Дорисуй узор «Окошки». |
3. | Защитники Отечества. | Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы». Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Дорисуй узор «Салют». |
4. | Транспорт. | Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка». Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», «Машину». |
Март
1. | Транспорт. | Пальчиковая гимнастика «Пароход». Выложить из счетных палочек «Лодку», «Самолет». Дорисуй узор «Машина». |
2. | Школа и библиотека. | Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш». Дорисуй узор «Книга, карандаш». |
3. | Весна. | Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок» Дорисуй узор «Кораблики». |
4. | Мебель. | Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол». Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка». Дорисуй узор «Шкаф». |
Апрель
1. | Бытовые приборы. | Пальчиковая гимнастика «Пылесос». Выложить фигурки из счетных палочек «Телевизор», «Часы». Игра «Обведи клубочки по точкам». |
2. | Космос. | Игра ладонями. Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета». Дорисуй узор «Звездная дорожка». |
3. | Откуда хлеб пришел. | Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «Женины гости». Выложить фигурки из палочек «Мельница», «Колосок». |
4. | Цветы. | Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Дорисуй узор «Цветок в кашпо» |
Май
3. | Насекомые. | Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка». Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». Дорисуй узор «Бабочки», «Жуки». |
4. | Тест «Проверь себя». | 1.Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги. 2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка. 3.Повтори рисунок справа. 4. Обведи узор и продолжи его. |
Развитие мелкой моторики в быту
(советы для родителей)
Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
9. Помогать перебирать крупу.
10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
14. Включать и выключать свет.
15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
16. Перелистывать страницы книги.
Литература.
- М.А. Васильева: «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва, изд. Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Л.Г.Моисеева «Готовим руку к письму» Изд. Санкт-Петербург, 2004г.
- В.Н.Новоторцева «Учимся писать …»Ярославль 2000г
4.В.В.Федеенко «Учебное пособие для подготовки ребёнка к школе »Ростов\нД 2005г.
5.Т.А. Воробьева: 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 . лет. Изд. Литера 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук
В помощь воспитателям и родителям...
Мастер - класс «Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»
Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занят...
План работы с одарёнными детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.
Создать условия для её увлечения, вовлекать её в коллективные пересказывания, сочинение рассказов, находить рифму для стихов. Обеспечить возможность творческой словесной реализации. Привлекать родител...
Индивидуально образовательные маршруты (ИОМ) к программе "Юные таланты" по работе с одарёнными детьми.
Примерные разработки индивидуального образовательного маршрута к программе по работе с одарёнными детьми "Юные таланты" - направление спортивный танец. Предлагаются два варианта ИОМ. П...
Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторики
Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторикивозраст с 2 до 3 лет...
ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»
ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»...
Прграмма по кружковой работы младшей группы по правильному развитию мелкой моторики (от 2 до 3 лет) Тема:«Пальчик, ручка, язычок»
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 года. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному млад...