Прграмма по кружковой работы младшей группы по правильному развитию мелкой моторики (от 2 до 3 лет) Тема:«Пальчик, ручка, язычок»
рабочая программа (младшая группа)
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 года. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
самомассаж кистей рук
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты)аппликация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
. Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 поселка Катасон Буденновского района»
356825, ул. Совхозная 4, п. Катасон Буденновского района, тел.66-2-41; 66-2-42
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель СПДО Директор МОУ СОШ №8 п. Катасон
____________Бубнова Т. А. ___________ В. А. Федичева
«1»сентября 2022г. приказ № 234 ОД от 1.09.2022
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
младшей группы по правильному развитию мелкой моторики (от 2 до 3 лет)
Тема:«Пальчик, ручка, язычок»
Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Автор составитель воспитатель: Аваева Майсарат Абдулгафизовна .
Срок реализации программы : 8 месяцев, 32 часа.
Программа рассчитана на детей возрасте 2-3 года
Группа работает 1 раз в неделю 10 минут
2022 год
«Пальчик, ручка, язычок»
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 года. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
самомассаж кистей рук
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты)аппликация
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрам пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Поэтому я организовала кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», который объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Программа направлена на:
- Развитие мелкой моторики и укрепление мелкой моторики.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Развитие высших психических функций.
- Развитие физических способностей.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Новизна программы «Пальчик-ручка-язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Педагогическая целесообразность.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Цель программы: Знакомство с технологиями речевой активности, развитие творческих способностей, воспитание взаимодействия и сотрудничества.
Обучающие задачи:
- Знакомство детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром. 2.Изучение основ речевой активности, артикуляционной моторики. 3.Изучение основ координации движений, ритмики.
Развивающие задачи
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- Развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Воспитательные задачи
- Воспитание умение объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать.
- Воспитание умений взаимодействие между собой и педагогом.
Возраст детей, на которых направлена программа
Программа «Пальчик- ручка- язычок» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 2-3 года.
Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на реализацию в течение года с сентября по май месяц. Всего 32 занятия в год.
Формы и режим занятий: Периодичность занятий - 1 раз в неделю, не более 10 минут во второй половине дня, что соответствует одному учебному часу.
Группа для занятий в кружке составляет 10-12 человек.
Занятия выполняют познавательную, развивающую и воспитательную функцию.
Планируемые результаты
В результате реализации программы дети будут знать:
-Пальчиковые игры
- Артикуляционную гимнастику
-Основы координации движений и ритмики. Уметь:
-Выполнять самостоятельно движения пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики
-Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями и подражать им.
-Играть рядом со сверстниками, не мешая им.
-Использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
-Пользоваться активной речью, включенной в общение; обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых.
План кружковой работы с детьми младшей разновозрастной группы «Улыбка»
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Сухой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | |
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями младшей группы «Улыбка»
по теме кружковой работы :
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Содержание дополнительной образовательной программы
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- массаж предметами
- артикуляционная гимнастика
- игры на развитие моторики
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Раздел «Массаж предметами» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, умения доводить начатое дело до конца. Раздел включает самомассаж различными предметами – карандашами, грецкими орехами, резиновыми мячиками. Атак же использование для массажа «сухих бассейнов», наполненных различными крупами.
Раздел «Артикуляционная гимнастика» направлен на формирование речевых звуков – фонем. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Раздел «Игры на развитие моторики» всевозможные забавы с перебиранием крупы, игры с пуговицами и бусинами очень полезны для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики, координации движений. Это одновременно и игра, и экспериментирование с новым, разнообразным материалом. Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков.
Развивают мелкую моторику одновременно развивается логическое мышление ребенка и его творческий потенциал.
Игры со счетными палочками. Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик- ручка-язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Методическое обеспечение
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины
Литература
- «Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
- «Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
- «Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал
«Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
- «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал
«Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
- «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
- «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
- «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
- «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
- «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
- «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
- «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
- «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
.
№ипрт карта развтия ме лкой моторики рук чере п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по изготовлению цветов в старших группах как средство развития мелкой моторики
Это книга содержит подробное описание действий по созданию цветов из бумаги и детские стихи о цветах ....
Статья "Знакомство родителей с методами и приёмами правильного развития мелкой моторики у детей дома"
Статья предназначена для использования педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...
Отчет о работе кружка для детей младшей разновозрастной группы « Улыбка» по правильному развитию мелкой моторики (от 2до 3лет) Тема : «Пальчик , ручка , язычок»
Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры, которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование лин...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происход...