Рабочая программа по модулю «Лебедянские ярмарки»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Рабочие прграммы к дополнительной программе "Мой любимый город Лебедянь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь

Липецкой области

Протокол № 6 от 24.05.2016 г.

Утверждено

приказом № 74    от 14.06.2016 г.

 заведующий МБДОУ д/с №3

__________/ М.А. Афанасова


Рабочая программа по модулю

«Лебедянские ярмарки»

дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

                                                             Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3                                          

Лопандина Надежда Павловна

Лебедянь, 2016 г.

Пояснительная записка

Актуальность

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Данный модуль познакомит дошкольников с традициями проведения городских ярмарок на лебедянской земле.

Новизна.

 Занятия по данному модулю сопровождаются экскурсиями в краеведческий музей родного города. Занятия проходят в игровой форме.

  Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, ситуация выбора и т.д.

  Занятия данного модуля находят отражение в творческой деятельности детей: рисовании.

Цель: формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Оказание поддержки и содействия семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Задачи:

Познакомить с историей родного города, с лебедянскими ярмарками. Сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем;

Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческий потенциал и коммуникативные навыки;

Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Календарно-тематическое планирование .

Модуль

«Лебедянские ярмарки»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

«Ярмарки на Лебедянской земле»

15.09.2016

2.

« Крещенская ярмарка»

29.09.2016

3.

«Троицкая ярмарка»

13.10.2016

4.

«Экскурсия в краеведческий музей»

27.10.2016

Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методы и  приемы

Оборудование

сентябрь

1.1

«Ярмарки на лебедянской земле»

Расширять знания и представления детей об истории Лебедянских ярмарок. Формировать понятие «Ярмарка», связанное с православными праздниками; Формировать речевую культуру; воспитывать любовь к истокам национальной культуры.

Демонстрация картин, иллюстраций.

Рассказы воспитателя и детей.

Игры.

Интерьер русской избы

1.2

«Крещенская ярмарка»

Познакомить детей с традициями празднования Крещенской (Богоявленской) ярмаркой; развивать добрые чувства к родному краю.

Демонстрация картин, иллюстраций.

Рассказы воспитателя и детей.

Игры

Мультимедийная презентация, предметы старины, костюмы

октябрь

1.3

«Троицкая ярмарка»

Познакомить с с историей Троицкой ярмарки. Развивать познавательную активность детей.

Беседа, рассказы детей, игры.

Музей русской избы ДОУ.

1.4

«Экскурсия в краеведческий музей»

Закрепить и систематизировать знания детей о ярмарках родного города. Воспитывать любовь к родному городу.

Демонстрация картин, иллюстраций.

Рассказ экскурсовода

Экспозиция музея.

Планируемые результаты освоения программы по модулю «Лебедянские ярмарки»

К концу года ребенок должен уметь:

 рассказывать о традициях проведения ярмарок на лебедянской земле.

К концу года ребенок должен знать:

историю родного города, историю лебедянских ярмарок.

Контрольные задания для определения уровня сформированности  

знаний о  родном городе  у детей 5-6 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Картины,иллюстрации .

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать событие.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города,. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает историю ярмарок родного города

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки.. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

  Конспект НОД в старшей группе по краеведению

Лопандина Надежда Павловна

Тема. Ярмарки на Лебедянской земле.

Программные задачи. Расширять знания и представления детей об истории Лебедянских ярмарок. Формировать понятие «Ярмарка», связанное с православными праздниками; развивать добрые чувства к родному краю. Формировать речевую культуру; воспитывать любовь к истокам национальной культуры.

Словарная работа: ярмарка,

   Материал и оборудование: мультимедийная  установка, предметы русского быта, репродукция картины П.Соколова «Конная ярмарка в Лебедяни»; дети – в русских народных  костюмах.

                                    Ход занятия.

   Воспитатель. Ребята, сегодня мы побываем на ярмарке с веселыми шутками – прибаутками, с танцами, плясками. Узнаем, какие ярмарки были в Лебедяни. Хотите? Тогда в добрый путь!

   Звучит музыка. На экране картины Покровской ярмарки, ярмарочных гуляний.

1 ребенок: Солнце ясное встает,

                Спешит на ярмарку народ!

Дети подходят к «прилавку» с «товаром».

2 ребенок: А на ярмарке товары!

                  Продаются самовары,

                  Продаются прялки, скалки,

                  Чугуны и утюги,

                  Самовары расписные,

                  Ложечки резные.

                  Ближе, ближе подходите –

                  Ложки наши посмотрите!

Выступает ансамбль «Веселые ложкари».

3 ребенок: Добро пожаловать на нашу ярмарку, покровскую, широкую,  

                   раздольную, хлебосольную!

4 ребенок: Мир вам, гости дорогие,

                   Вы явились в добрый час –

                   Встречу добрую такую

                   Мы готовили для вас!

Воспитатель: Хлебосольством да радушием

                        Знаменит наш край родной.

                       Здесь для вас обряды русские

                       И медовый каравай!

Воспитатель ставит на стол каравай хлеба.

5 ребенок: И места гостям приметные –

                   Будет праздничный вам стол:

                   Ведь сегодня радость светлая

                   Вместе с вами входит в дом.

6 ребенок:       На покровской ярмарке

                         Давайте веселиться,

                         Петь, плясать и не лениться.

                         Мальчишки и девчонки,

                         Не стойте в сторонке!            

                         Глаза пошире открывайте,

                         Ярмарку открывайте!

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что такое ярмарка? Лебедянь славилась ярмарками. Ежегодно на ярмарки съезжался народ из разных уголков страны. Купцы везли свои товары. Покровская ярмарка названа в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова в народе считали началом зимы, переломным моментом в жизни природы. Какие знаете пословицы про Покров?

Дети: На Покров до обеда – осень, а после обеда – зима.

          На Покров – последний сбор плодов.

          Пречистая Мать засевает, а Покров собирает.

Воспитатель: на Покров играли свадьбы.

7 ребенок: Слякоть пусть и бездорожье,

                   Не грусти потупя взор,

                   Ведь над нами Матерь Божья,

                   Простирает Омофор.

                   От всего на свете злого

                   Лес и поле и дома

                   Покрывает все Покровом

                   Богородица сама.              (И. Рутенин «Покров»)

Воспитатель: Начало этому празднику положила история, которая произошла давным-давно в одном городе. На город напали враги, а защищать его было некому. Жители города обратились с молитвой к Богу и Пресвятой Богородице. И вдруг взору молящихся открылось чудное видение: Пресвятая Богородица явилась в храме на воздухе над людьми. Она сняла с себя широкий покров и накрыла людей. Жители города прогнали врагов от своих стен.

Скоморох: Тары-быры-растобары,

                   Разложили мы товары!

Выходят мальчики с коробами: Ай, да мячик! Прыгает скачет,

Упадет не плачет.

Ребенок: Булавки, иголки, стальные приколки,

                За один пучок плати мне пятачок!

Ребенок: Сами мы лебедянские,

                А сельди астраханские!

               Давай покупай! Выбирай и забирай!

Ребенок: Тары-быры-растобары,

                Есть хорошие товары.

               Продаем без барыша,

               Зато слава хороша!

Ребенок: Подходи дядя Рома, выворачивай карман!

               Выбирай, не торопись, а купивши – не бранись!

Ребенок: Не слушайте байки,

                Вот балалайки,

Подходите покупайте,

                Для забавы поиграйте.

Танец мальчиков с балалайками.

Воспитатель: Загадайте ребята гостям ярмарки загадки.

Дети: Стоит Матрена, здорова, ядрена

          Рот открывает, что дают – глотает (печка).

Воспитатель: До Покрова готовили избу к зиме: чинили крышу, конопатили стены. «Захвати тепла до Покрова» - говорили. С Покрова в деревнях начинали по – зимнему топить печь в избах. Разводя огонь в печи, приговаривали: «Батюшка Покров, натопи избу без дров».

 Подвижная игра «Принеси дрова»

Воспитатель: На ярмарки свозили не только товары, но и животных. Кто знает, каких?

    Показ картины П.Соколова «Конная ярмарка в Лебедяни».

Воспитатель: Лебедянские ярмарки славились богатой торговлей лошадьми различных пород: каурые, гнедые, вороные. Знаменитый русский писатель И.С.Тургенев описал торговлю лошадьми на Покровской ярмарке в рассказе «Лебедянь». Иван Сергеевич хотел купить на ярмарке тройку лошадей. «На ярморочной площади, - говорится в рассказе, - бесконечными рядами тянулись телеги, а за телегами   лошади всевозможных родов, рысистые, заводские, битюги, возовые, ямские и простые крестьянские. Иные сытые и гладкие, подобранные по мастям, покрытые разноцветными попонами, коротко привязанные к высоким кряквам…; в величавой неподвижности, точно львы, стояли…рысаки с волнистыми хвостами, косматыми лапами, серые в яблоках, вороные, гнедые… Кучеры заплетали лошадям хвосты, мочили гривы и давали советы.   На Покров, кроме ярмарки, скаковое общество в Лебедяни организовало и устраивало бега  на лошадях. Это были знаменитые бега!

  Дети свободно рассматривают картину, обсуждают.

  Звучит музыка. На экране картины Крещенской ярмарки.

Воспитатель: Зимой в канун Крещения устраивалась зимняя ярмарка – Крещенская (Богоявленская).

Ребенок: Идет большое водосвятье,

                И хоть вокруг снега и льды,

                Здесь золоченое распятье

                Кресс – накрест чертит гладь воды.

                И вот, невидимый народу,

                Из синевы, что так чиста,      

                Нисходит Дух Святой на воду,

                Как нисходил он на Христа.         (В.Афанасьева)

Воспитаель: Крещение Иисуса Христа произошло в реке Иордан. Когда Господь вошел в воды Иордана, свершилось чудо – было явление Бога - Отца.    Бог – Отец говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». В этот праздник по – особому освещается вода.

   Рассматривание иконы праздника.    

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь

Липецкой области

Протокол № 6 от 24.05.2016 г.

Утверждено

приказом № 74    от 14.06.2016 г.

 заведующий МБДОУ д/с №3

__________/ М.А. Афанасова

Рабочая программа по модулю

«Где не жить -  Родине служить.»

дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической  направленности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3                                          

Лопандина Надежда Павловна

Лебедянь ,2016 г.

                                      Пояснительная записка

Актуальность

   Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»

в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.

Патриотизм как качество личности проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И. Далю слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

Нам педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность – работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, защитникам Отечества в современном обществе, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями, полководцами.

.

Новизна. Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе детского сада в занятии по указанному модулю включаются разнообразные методы обучения: наглядные, словесные и, что очень важно, практические.

Календарно-тематическое планирование  модуль

«Где не жить -  Родине служить»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

«Наши защитники. Рассказ о героях лебедянцах.»

10.11.2016

2

Наша победа не ради войны, а ради мира

24.11.2016

3

Экскурсия в музей боевой славы МБОУ «Гимназия им.Н.И.Борцова»

1.12.2016

4

Защитники Отечества

15.12.2016

5

Жить – Родине служить

29.12.2016

6

Никто не забыт ,ничто не забыто.

02.02.2017

Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

2.1

«Наши защитники. Рассказ о героях лебедянцах».

Познакомить детей с героями – лебедянцами.

Беседы, рассказы воспитателя и детей,

Рассматривание иллюстраций.

Репродукции картин.

2.2

«Наша победа не ради войны, а ради мира»

Продолжать знакомить детей  с героями – защитниками родной земли.

Беседы, рассматривание фотографий.

Фотографии героев – лебедянцев

2.3

«Экскурсия в музей боевой славы МБОУ «Гимнаия№1 им.Н.И.Борцова»

Учить уважать подвиги героев , защищавших малую Родину.

Беседа

Экспозиция  музея боевой славы.

2.4

«Защитники Отечества.

Дети войны»

Познакомить детей с понятием защитники Отечества, с их ролью в жизни страны.

Беседы, рассказы воспитателя и детей,

Рассматривание иллюстраций

Книжная выставка о детях войны.

2.5

«Жить – Родине служить»

Воспитывать уважительное отношение, патриотические чувства к родному городу и родной стране.

Чтение рассказов, стихов, сказок, пословиц и поговорок.

Презентация. Репродукции картин. Иллюстрации .

2.6

«Никто не забыт ,ничто не забыто.»

Подвести к обобщению: наша армия - защищает всех детей, наша армия - армия освободительница, миролюбивая и гуманная.

Дидактические игры «Кому, что нужно…», «На суше, в воздухе, на море», «Скажи правильно», «Закончи предложение».

Демонстрационный материал «Наша армия»

Планируемые результаты освоения программы по модулю «Жить – Родине служить»:

К концу года ребенок должен уметь:

называть имена героев – защитников родной земли;

К концу года ребенок должен знать:

рассказывать о подвигах лебедянцев – защитниках родной земли.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь

Липецкой области

Протокол № 6 от 24.05.2016 г.

Утверждено

приказом № 74    от 14.06.2016 г.

 заведующий МБДОУ д/с №3

__________/ М.А. Афанасова


Рабочая программа по модулю

«Дорога к храму»

дополнительной общеразвивающей программы            социально – педагогической направленности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3                                          

Лопандина Надежда Павловна

Лебедянь – 2016 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способствует  закреплению и сбережению традиционных для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;

Занятия данного модуля способствуют выявить особенности возникновения храмов на Руси и их архитектурные особенности; расширить и обогатить образ малой Родины через присоединение к святыням лебедянской земли, предполагают большее общение детей между собой в связи с обсуждением темы занятия, поэтому здесь особенно важно развитие коммуникативных способностей детей.

   Занимаясь с детьми по данному модулю, решаются воспитательные задачи бережного отношения к святыням родного края

 Новизна.

  Занятия данного модуля находят отражение в творческой деятельности детей: рисование, оформление коллажей, экскурсии.

Модуль активизирует  процесс духовно-нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников .

Календарно-тематическое планирование  модуль «Дорога к храму.»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

«Храмы родного города. Видео экскурсия»

16.02..2017

2.

«История Старо – Казанского храма»

2.03.2017

3.

«Казанский собор родного города»

16.03.2017

4.

«Храм в честь святителя Николая»

30.03.2017

5.

«Троицкий монастырь»

13.04.2017

6.

«Экскурсия в храм. Храмовое строительство»

27.04.2017

Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

3.1

«Храмы родного города. Видео экскурсия»

Познакомить с храмами родного города , с устройством и правилами поведения в храме.

1.Загадка о храме

2.Игра «Собери храм»

Макет храма, колокольни; запись колокольного звона

3.2

«История Старо – Казанского храма»

Познакомить с историей Старо – Казанского храма, его роли в духовной жизни горожан;

- развивать познавательный интерес к духовной истории родного города;

 - воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Игра «Экскурсовод»

Фотовыставка «Старо – Казанский храм», клип «Храмы России»

3.3

«Казанский собор родного города»

Познакомить с историей Казанского собора, с храмовыми иконами Пресвятой Богородицы;

- развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к духовному наследию родной земли

Заучивание стихотворения, рисование «Храм» Игра «Путешествие по храму»

Иллюстрация храма , репродукции икон Пресвятой Богородицы.

3.4

«Храм в честь святителя Николая»

.Познакомить с историей Никольского храма

Воспитывать любовь и уважение к истории малой родины.

Развивать речь, внимание, мышление.

Аппликация «Храм»

Репродукции картин «Храмы», фотографии Никольского храма.

3.5

«Троицкий монастырь»

Знакомство со строительством монастырей на лебедянской земле.

Развивать речь, внимание.

Воспитывать любовь к родному краю.

Рисование «Ангел – хранитель»

Игра «Установи причину». 

Физминутка. «Назови звон колокола». 

Иллюстрации монастырских храмов. 

Запись различных звонов.

3.6

«Экскурсия в храм. Храмовое строительство»

Познакомить с храмовым строительством в нашем городе; с храмовыми фресками.

Игровое упражнение  «Самый внимательный  прихожанин».

Планируемые результаты освоения программы по модулю «Дорог к храму»

К концу года ребенок должен уметь:

 - наблюдать, анализировать, сравнивать;

- пользоваться специальной терминологией;

- рассказывать о храмах родного города.

К концу года ребенок должен знать:

- название храмов родной земли;

- историю храмов родного города;

- правила поведения в храме;

- устройство православного храма;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Рабочая программа профессионального модуля с Игримским политехническим колледжем

Программа разработана совместно с Игримским политехническим колледжем....

Рабочая программа модуль основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования по физическому развитию для детей 3-7 лет

Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности педагога. Данная программа разработана в соответствии с основ...

Рабочая программа по модулю «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Рабочая программа по модулю«Основы финансовой грамотности дошкольников»...