Рабочая программа по модулю «Основы финансовой грамотности дошкольников»
рабочая программа по основам финансовой грамотности

Рабочая программа по модулю

«Основы финансовой грамотности дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_netecha_e.v.docx58.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад № 3 комбинированного вида Белгородской области»

Рабочая программа по модулю

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

                                           Разработала:

Нетеча Елена Васильевна,

воспитатель

п. Ровеньки

2020г.

Содержание

I.  Целевой раздел

1.   Пояснительная записка……………………………………………………. .. 3

1.1 Цели и задачи реализации Программы…………………………………......4

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы...…………………….4

1.3 Возрастные и психологические особенности дошкольников….……….....5

1.4 Планируемые результаты освоения Программы…………..………………10

II. Содержательный раздел

2.   Содержание психолого-педагогической работы с детьми………………..10

2.1 Комплексно-тематическое планирование………………………………… 10

2.2 Взаимодействие с родителями…………………………………………….  11

2.3 Взаимодействие с педагогами……………………………………………..  12

2.4 Взаимодействие с социумом……………………………………………….12

III. Организационный раздел

3.   Организация деятельности по основам финансовой грамотности…….... 12

3.1 Режим дня……………………………………………………………………13

3.2 Учебный план……………………………………………………………..... 13

3.3 Организация образовательной деятельности в режимных моментах…..  13

3.4 Условия реализации Программы………………………………..………… 15

3.5 Педагогический мониторинг………………………………………………. 16

3.8 Методическое обеспечение Программы………………………………….. 18

В настоящее время в дошкольной практике появилось новое направление: «Финансовая грамотность детей». Следуя данному направлению, необходимо финансовое просвещение и воспитание дошкольников. Дети, рано или поздно, встречаются с миром финансов, включаются в экономическую жизнь семьи. Например, ходят с родителями в магазин, сталкиваются с разнообразной и многочисленной рекламой, деньгами. То есть они на бытовом уровне овладевают первичными экономическими знаниями, у них появляются первичные экономические навыки. Если в детском возрасте ребенок научится грамотно относиться к деньгам, если у него будет опыт пользования финансовыми продуктами, то у него появятся хорошие возможности финансового благополучия во взрослой самостоятельной жизни. А также изучение финансовой грамотности обусловлено необходимостью преемственности в изучении экономики между начальными ступенями образовательной системы – дошкольным обучением и школой.

В связи с этим, в МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области» была разработана рабочая программа «Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста». Программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

В данной Программе закрепляется представление детей о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

I.Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность – это одна из актуальных социальных проблем, которая является неотъемлемой частью жизни ребенка с самых ранних лет.

Финансовая грамотность – это умение человека управлять деньгами, умение правильно распределять свои денежные средства, а также грамотно их приумножать.

Современные реалии требуют новых знаний, овладений новыми профессиями, где необходимо иметь экономические представления и уменияв области финансовой грамотности.

Чем раньше ребенок будет ознакомлен с тем, как грамотно надо относиться к деньгам, и научится опытно относиться к финансовым продуктам, тем успешнее он будет, когда вырастет.

В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить такие понятия, как: бюджет семьи, деньги, стоимость, цена, реклама и другие.

Основная идея программы заключается в том, чтобы создать комфортную среду для общения детей, для их интеллектуального развития, для того, чтобы сформировать основы финансовой грамотности.

Знакомство детей с финансовой грамотностью осуществляется в игровой форме.Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, тем самым повышают интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама» обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Программа рассчитана на два учебных года (с сентября по май).

1.1. Цель и задачи Программы.

Цель: создание необходимой мотивации для формирования основ финансовой грамотности, норм финансово-грамотного поведения, для подготовки к жизни детей в современном обществе.

Задачи: 1. Познакомить детей с основными экономическими понятиями: деньги, ресурсы, цена, стоимость, карманные деньги, банк, бюджет, кредитная карта и т.д.

  1. Сформировать у детей представление о финансовой грамотности.
  2. Познакомить с правилами расходования денег, с умением учитывать важность и необходимость покупки.
  3. Формировать умение правильно обращаться с деньгами.
  4. Формировать умение разумно подходить к своим желаниям.
  5. Учить сопоставлять свои желания с возможностями бюджета семьи.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственности.
  7. Воспитывать у дошкольников уважение к труду, людям труда.
  8. Воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка, признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса, реализация творческих потребностей);
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции;
  • принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • принцип наглядности (наличие дидактических материалов);
  • принцип последовательности («от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);
  • принцип систематичности;
  • принцип взаимосвязи материала;
  • принцип постепенности подачи материала.

Основные подходы к формированию Программы:

  1. Деятельностный подход: – организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.
  2. Индивидуально-дифференцированный подход – все педагогические мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка.
  3. Компетентностный подход – позволяет педагогам структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.
  4. Интегративный подход – дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

1.3. Возрастные и психологические особенности дошкольников.

Возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей. И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесного логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются:

  • распределением ролей игровой деятельности;
  • структурированием игрового пространства;
  • дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
  • применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
  • усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведения в зависимости от места в нем. Так ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участникам игры.

Образцы из окружающей жизни и литературных произведений, представляемые детьми в изобразительной деятельности становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе, у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать н6есколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющий словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой я идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.

  1. Ребенок может применять в игре основные экономические понятия.
  2. Ребенок понимает, что такое деньги.
  3. Ребенок знает историю денег.
  4. Ребенок понимает, что такое цена и что такое ценные вещи.
  5. Ребенок имеет представление о том, что такое семейный бюджет.
  6. Ребенок имеет представление о том, что такое карманные деньги.
  7. Ребенок умеет экономить.
  8. Ребенок знает о том, что такое зарплата.
  9. Ребенок может осознавать свои потребности и соизмерять их с возможностями.
  10. Ребенок имеет представление о том, что такое экономика.
  11. Ребенок знает, что такое банк и его функции.
  12. Ребенок знает понятия, что такое кредиты и депозиты.
  13. Ребенок знает, что такое безналичные деньги.
  14. Ребенок владеет элементарными основами финансовой грамотности.
  15. Ребенок осознает то, что жизнь, здоровье, любовь, дружбу, радость, отношения нельзя купить за деньги.

II. Содержательный раздел.

2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-7 лет ориентированно на формирование у старших дошкольников основ финансовой грамотности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа предполагает комплексно-тематическое планирование.

2.1. Комплексно-тематическое планирование.

Месяц

Содержание

Сентябрь

Что такое деньги?

Всемирная история денег.

Октябрь

Цена и ценные вещи.

Семейный бюджет.

Магазины бывают разные (Как правильно выбрать товары в магазине).

Все профессии нужны, все профессии важны! (Виды профессий и их значимость).

Ноябрь

Карманные деньги.

Современный вид денег – пластиковая карта.

Из чего складывается стоимость?

Умение экономить.

Декабрь

Всякому делу учиться надо!

Работа и зарплата.

Виды денег (монеты, банкноты, пластиковые карты, кредитные карты).

Деньги других стран.

Январь

Осторожно, деньги!

Об экономике.

Февраль

Дом, где живут деньги? (Виртуальная экскурсия в банк).

Кредиты и депозиты.

Потребности и возможности (Сначала зарабатываем – потом тратим).

Товар-деньги-товар.

Март

Безналичные деньги.

Самостоятельная покупка.

Я вырасту богатым.

Моя копилка.

Апрель

Ценности, которые нельзя купить за деньги.

Профессии в сфере экономики.

Бизнес и капитал.

Купля-продажа.

Май

Что мы знаем про деньги?

Реклама: желания и возможности.

Интересные покупки (Выбираем подарок другу).

Досуг «Аукцион».

2.2. Взаимодействие с родителями.

Реализация рабочей программы «Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» предусматривает взаимодействие МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области» с родителями (законными представителями) воспитанников.Взаимодействие с родителями (законными представителями) строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей (законных представителей) и их опыта воспитания детей.

Во взаимодействии с семьей используются следующие формы:

  • Изучение мнения родительской общественности (организационные собрания-встречи, знакомства, анкетирование, опросы).
  • Информирование родителей (законных представителей) о ходе и результатах образовательной деятельности (консультации, дни открытых дверей, памятки).
  • Поддержка, образование родителей (законных представителей) (организация мероприятий с приглашением специалистов, беседы, размещение познавательной информации на стендах, официальном сайте МБДОУ).
  • Совместная деятельность (привлечение родителей (законных представителей) к организации досуговой деятельности, участие в мастер-классах, совместные детско-родительские проекты).

2.3. Взаимодействие с педагогами.

Взаимодействие воспитателя со специалистами детского сада является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. Каждый из специалистов решает свои задачи, но в конечном итоге цель у всех одна – развитие личности ребенка, социализация его в обществе.

Педагоги должны принимать активное участие в:

  • создании развивающей предметно-пространственной среды,
  • планировании деятельности,
  • совместной подготовке и проведении культурно-досуговой деятельности,
  • организации групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих работ детей и родителей.

2.4. Взаимодействие с социумом.

Взаимодействие с социумом способствует повышению качества образования. Способствует социальной адаптации дошкольников к миру окружающей действительности.

По вопросу формирования у дошкольников основ финансовой грамотности взаимодействие организовано с МБОУ «Ровеньская СОШ с УИОП», МБУ «Ровеньский краеведческий музей».

III. Организационный раздел.

3. Организация деятельности по основам финансовой грамотности.

Решение программных образовательных задач предусматривается в ходе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, как совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Деятельность осуществляется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, всего 36 занятийв учебном году. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, а использование на занятии художественного слова (стихи, потешки), музыки, просмотров презентаций, мультфильмов, позволяет достичь успехов в формировании у детей познавательных навыков и умений.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в разных формах: беседы (с привлечением родителей, сотрудников экономического сектора), использование ИКТ, экскурсии, деловые игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, тематические занятия, чтение художественной литературы.

У дошкольников систематизируются представления о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

3.1. Режим дня.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приема пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня должен соответствовать СанПиН 2.4.1.3049-13, возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

3.2. Учебный план.

Учебный план (с сентября по май) для детей 5-6 лет.

Образовательные области

Базовый вид деятельности

Нагрузка

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Кол-во в год

Познавательное развитие

Познавательное развитие

1

(25 мин.)

4

(1ч. 40 мин.)

36

(15 ч.)

Учебный план (с сентября по май) для детей 6-7 лет.

Образовательные области

Базовый вид деятельности

Нагрузка

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Кол-во в год

Познавательное развитие

Познавательное развитие

1

(30 мин.)

4

(2ч.)

36

(18 ч.)

3.3. Организация образовательной деятельности в режимных моментах.

№п/п

Направления работы с ребенком

1 половина дня

2 половина дня

1.

Физическое развитие

  • Прием детей на воздухе в теплое время года.
  • Утренняя гимнастика.
  • Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта).
  • Закаливание.
  • Физкультминутки на занятиях.
  • Гимнастика для глаз.
  • ООД по физическому развитию.
  • Двигательная активность на прогулке.
  • Оздоровительная гимнастика после сна.
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия).
  • Физкультурные досуги, игры, развлечения.
  • Самостоятельная двигательная деятельность.
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений).
  • Совместная деятельность детей и взрослого по физическому развитию.
  • Образовательная деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме.

2.

Познавательное развитие

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Наблюдения.
  • Беседы.
  • Экскурсии.
  • Исследовательская работа, опыты, экспериментирование
  • Совместная деятельность детей и взрослого.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игры.
  • Досуги.
  • Индивидуальная работа.

3.

Речевое развитие

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Наблюдения.
  • Беседы.
  • Игры и упражнения по развитию речи.
  • Экскурсии.
  • Совместная деятельность детей и взрослого.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игры.
  • Досуги.
  • Индивидуальная работа.

4.

Социально-коммуникативное развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы по этике, охране детства, безопасности.
  • Оценка эмоционального настроения группы.
  • Развивающие занятия педагога-психолога с детьми.
  • Формирование навыков культуры еды, культуры общения.
  • Организованная образовательная деятельность.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Развивающие индивидуальные (подгрупповые) занятия педагога-психолога с детьми.
  • Общественно-полезный труд (самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда, труд в природе).
  • Игры с ряжением.
  • Работа в книжном уголке.
  • Общение младших и старших детей.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Театрализованные игры.
  • Совместная познавательная художественно-творческая деятельность взрослого и детей.
  • Совместная деятельность взрослого и детей.

5.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Организованная образовательная деятельность по музыке, художественному творчеству.
  • Экскурсии в природу.
  • Самостоятельная деятельность детей по музыке, художественному творчеству.
  • Совместная деятельность детей и взрослого по художественному творчеству, приобщение к русской народной культуре.
  • Музыкально-художественные досуги, праздники.
  • Театрализованная деятельность.

3.4. Условия реализации Программы.

Для успешной реализации Программы необходимо:

Психолого-педагогические условия реализации Программы:

  • Уважение к воспитанникам, формирование положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях.
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, адекватных возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников.
  • Использования технологий взаимодействия взрослого и ребенка.
  • Учет социальной ситуации развития ребенка.
  • Поддержка доброжелательных взаимоотношений детей в различных видах деятельности.
  • Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников.
  • Предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, партнеров в совместной деятельности.
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Поддержка семьи в воспитании детей, вовлечение их в организованную образовательную деятельность.

Материально-технические условия реализации Программы.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.

Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Для реализации Программы необходимо оборудование:

  • компьютер;
  • принтер;
  • презентации;
  • видео и фотоматериалы;
  • куклы-персонажи (Рублик и Копейка);
  • методические разработки занятий к Программе.

3.5. Педагогический мониторинг.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

С целью определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Диагностика содержит четыре задания. Каждое из четырех заданий состоит из трех более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье – проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Формы подведения итогов реализации Программы:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются:

  • развлечения, викторины по темам;
  • открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ;
  • мониторинг развития каждого ребенка;
  • фотоотчет о проделанной работе.

Опираясь на теоретические исследования можно выделить следующие показатели сформированности финансовой грамотности.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

  • знание ребенком потребностей семьи;
  • представления о труде родителей;
  • представления об экономических понятиях;
  • проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

  • отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
  • общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

  • проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
  • оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: детине могут объяснить смысл экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какойлибо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определяется  с учетом успешности выполнения всех трех заданий по трехбалльной шкале: 3 – высокий; 2 – средний; 1 – низкий.

Уровень финансовой грамотности определяется  с учетом успешности выполнения всех трех заданий по трехбалльной шкале: 3 – высокий; 2 – средний; 1 – низкий.

3.6. Методическое обеспечение Программы.

  1. Бочкарев, А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерация/А.А. Бочкарев // Финансы.–2010. №9,–с.3-6.
  2. Ефименко, Л.И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? / Л.И. Ефименко // Обруч.– 2001. №4. –с.24-26.
  3. Изгарнива, В.М. Деньги в жизни детей / В.М. Изгарнива // Обруч.–1999. №5. –с.14-16.
  4. Крючкова, Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников)
  5. Рыжова, Н.А. Играем в рекламу / Н.А. Рыжова // Обруч.–1998. №3.–с.26-29.
  6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина.– М.: Просвещение, 2004.– 113 с.
  7. Шатова, А.Д. Дошкольник и экономика / А.Д. Шатова. – М.: Просвещение, 2005.– 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Основы финансовой грамотности дошкольников. Дидактические игры.

Какие задачи преследуют такие игры?Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.Во-вторых, формирование логической связи...

Интерактивное пособие -Лепбук "Основы финансовой грамотности дошкольника."

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе

Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе...