Руководство строительными играми в детском саду.
консультация по теме

Наумова Наталья Алексеевна

РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ
В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ
В ДЕТСКОМ САДУ

Учитывая воспитательную ценность игры как ведущей детской
деятельности, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в течение 10 лет проводит работу по совершенствованию руководства играми детей. Еще в процессе оборудования
дошкольного учреждения мы много внимания уделяли созданию
необходимых условий для игровой деятельности. Приобрели
конструкторы, крупные строительные наборы, мелкий строительный материал.

В первые месяцы пребывания детей в детском саду педагоги,
наблюдая за их играми, убеждались в бедности и однообразии
содержания игр, неустойчивости их замысла, неумении детей
играть дружно. Не закончив одну постройку, дети быстро
переключались на другую. Они не могли симметрично расположить части постройки, соотнести ее масштабы с количеством и
размером деталей набора, сделать постройку устойчивой.

Чтобы научить детей играть со строительным материалом,
мы поставили перед собой следующие задачи:

1) расширять представления детей о труде строителей;

2) учить способам игрового строительства, развивать конструктивно-творческие способности;
3) воспитывать самостоятельность, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.

Прежде всего для совершенствования знаний и опыта педагогов мы со старшим воспитателем наметили консультации по
руководству строительными играми, предусмотрели взаимопосещения воспитателей своего сада, а также других дошкольных учреждений для изучения опыта организации игровой деятельности, составили каталог на статьи из журнала «Дошкольное воспитание», подобрали имеющуюся литературу по теме(планы, конспекты, доклады из опыта работы по руководству строительными играми).

Всю работу по оказанию методической помощи воспитателям строили дифференцированно, с учетом образовательного уровня, опыта педагогов и возраста детей, с которыми они работали. Так, с воспитателями групп раннего возраста провели индивидуальные консультации, в которых раскрыли особенности нервно-психического развития детей этого возраста,
возможности их конструктивной деятельности. С раннего возраста (от 1 до 2 лет) мы начинали приобщение детей к строительным играм. В группах воспитатели давали детям кубики в руки,
для того чтобы малыши чувствовали плотность материала, грани его плоскостей, видели, разные цвета, пытались ставить кубики один на другой, упражнялись в точности хватательных
движений.

Руководя играми детей 2—3 лет, воспитатели помогали малышам отбирать строительный материал, выполнять определенные действия. Педагоги, участвуя в сооружении постройки
совместно с детьми, сопровождали свои действия рассказом.
Наблюдая самостоятельную игру детей, спрашивали, что они
строят, отмечали сходство с тем предметом, который дети изображали. При необходимости подсказывали, чего не хватало в
постройке, например: «Где крыша у домика? Дождик пойдет
и все замочит».

Однако воспитатели часто допускали ошибки, которые были
вызваны несовершенством планирования игровой деятельности,
стихийным руководством ею, когда все сводилось лишь к разрешению конфликтов. Исходя из этого, мы провели ряд консультаций по планированию, обратив особое внимание на взаимосвязь занятий по конструированию с самостоятельной деятельностью детей. На педсоветах рассмотрели вопросы руководства строительными играми в каждой возрастной группе.

В младшей группе продолжили работу, начатую в группах
ясельного возраста, систематически и последовательно обучая
детей конструированию простейших построек, таких, как дорожка,
рельсы, забор, дом, башня и др. В первое время строили с каждым ребенком в отдельности или с небольшой подгруппой.
Начинали строить на глазах детей — это заинтересовывало их.
Педагог объяснял, что делает, и предлагал строить вместе,
показывая последовательность приемов и действий. Учил детей
не спешить, ставить кубики аккуратно, поощрял старания и
выражал радость при их успехах: «Молодец, Лена, какой
хороший диванчик сделала. Кукле будет удобно сидеть».

Во второй половине года давали детям различные игрушки и
предлагали построить дом для куклы, гараж для машин. Учитывая, что уровень строительных умений у малыша еще невелик,
мы не давали сразу заданий, направленных на усложнение
постройки. Если этого требовала ситуация, предлагали вспомнить,
что дети строили на занятиях. Например, давали ребенку
матрешку и просили вспомнить, как он строил вокруг нее забор-
чик. Обращаясь к детям, старались создать у них игровой
образ, заинтересованность строительной игрой.

Постепенно дети усвоили названия деталей, из которых
строили: куб, кирпичик, пластина. В течение года они научились
делать простейшие постройки из названных предметов.

Строительные игры в средней группе занимают большее
место, чем в младшей, постройки становятся сложнее. Дети
применяют разнообразный строительный материал, куски картона, фанеры. У них появляется интерес и желание использовать
постройки в играх.

Дети 4—5 лет уже способны отражать в строительной игре некоторые впечатления об окружающем, у них есть опыт
игры небольшими группами, умение распределять между собой
строительный материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата.

На экскурсиях и целевых прогулках по улицам города, мы
обращали внимание ребят на здания, мосты, подчеркивали,
что одни здания высокие, многоэтажные, другие — низкие,
одноэтажные. Используя образцы постройки, объясняли, что
каждое здание имеет основание — фундамент, на котором
возводятся стены. Подробно рассматривали детали будущей
постройки, затем укладывали фундамент, возводили стены, дела-
ли окна. Постепенно дети научились строить не только по
предложенному образцу, но и по собственному замыслу.

Впечатления об окружающем определяют характер и содержание игр детей старшей группы. У детей этого возраста
богаче сенсорный опыт, они умеют планировать свою деятельность, самостоятельно играть. Учитывая это, мы старались
расширить тематику и содержание сюжетно-ролевых игр с
помощью конструктивной деятельности. Предлагали детям ряд
построек, которые обогащали сюжет, обращали внимание на
то, чтобы постройка была не только красива, но и удобна для
игры.

Детям задавали условия, в которых их постройки будут
использоваться и которым они должны соответствовать. Напри-
мер, воспитатель показывал детям машину, для которой нужно
построить гараж. Дети рассматривали ее и определяли размер,
форму и необходимое количество строительного материала для
гаража, т. е. предвидели результат. Ребятам подсказывали, как
можно использовать при постройке не только строительный
материал, но и природный, подручные средства, например, как
из двух скамеек можно сделать самолет, перпендикулярно
составив их. Это заинтересовало детей и раскрыло перед ними
возможности использования различных строительных материалов,
предметов.

К концу года воспитанники старшей группы научились не
только создавать разнообразные постройки, но и делать их
прочными, красивыми, удобными, пользоваться в работе
рисунком, фотографией различных сооружений.

Для развертывания самостоятельной строительной деятельности больше возможностей имеется в подготовительной группе.
Дети этого возраста имеют определенный запас знаний, умений,
полученных на занятиях и в конструктивной деятельности.
Они умеют обдумывать процесс строительства, выбирать место
для постройки, подбирать необходимый материал, находить
способы реализации задуманного.

Чтобы вызвать интерес к постройкам и играм с ними, мы
пользовались разными приемами. Сооружали постройку в отсутствие детей, предлагали рассмотреть и высказать свое мнение, затем убирали ее и предлагали сделать примерно такую же.
Строили при детях, привлекая желающих помочь. Предлагали
закончить начатую воспитателем постройку, сделать постройку
по чертежам, фотографиям.

В коллективных играх старались наладить взаимоотношения
детей на основе активного участия каждого ребенка в создании
и осуществлении строительного замысла. После окончания игры
обсуждали с детьми, как выглядят построенные здания, удачно
ли расположены окна, двери, как укреплены проемы, сколько
ушло материала. При этом сначала оценивали работу в целом,
а затем в отдельности труд каждого ребенка, отмечали тех,
кто проявил инициативу, придумал оригинальную конструкцию
и красиво оформил постройку. Обязательно подчеркивали, что
вместе можно придумать много интересных сооружений. Так, с помощью создания условий для строительных игр и целенаправленного руководства ими мы добиваемся должного уровня развития игровой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...

Руководство дидактическими играми в детском саду.

Руководство дидактическими играми  в  детском   саду.Одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста – дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность и...

Строительные игры в детском саду

Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Это увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строите...

Методика руководства подвижными играми в детском саду

Основные задачи подвижных игр:§     укреплять здоровье играющих;§     способствовать их правильному физическому развитию;§     содейст...

Методика руководства подвижными играми в детском саду.

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участн...

конспект руководства строительной игрой с детьми 4-5 лет

Конструирование  является великолепным средством для интелликтуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей( познавательное, социально-коммуникативное,...

Строительные игры в детском саду

Строительная игра- это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях....