Экологическое воспитание и обучение в детском саду.
консультация по теме
Экологическое воспитание и обучение в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_i_obuchenie_v_detskom_sadu.docx | 20.68 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание и обучение в детском саду.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А. Сухомлинский
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитание сердца, которое рождает чувства, цели и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. Экологическое воспитание дошкольника без воспитания сердца невозможно.
В дошкольном возрасте освоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Цель экологического воспитания - формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердным любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами. Экология - это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека, в том числе у дошкольников, понимания существующих связей между живыми организмами (например, животных и растений), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям, зависимость от экологических факторов), и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (леса, озера, болота). Дети должны знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы, то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей, позволяет логически подвезти детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – «это плохо». И совсем другое, когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом. В своей работе для объяснения детям взаимосвязи между живой и неживой природой я использую различные дидактические игры: «Экологические цепочки», «Живое домино», «Экологический светофор», «Что сначала, что потом». В группе создана предметно- развивающая среда, которая разбита на центры: уголок природы, уголок для исследовательской деятельности, для игр с природными материалами. Дети с удовольствием делают различные поделки, выкладывают различные картинки из ракушек, камней. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных: «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?»
Дети очень любят рассматривать различные энциклопедии. В группе имеются наборы открыток «Грибы», «Бабочки», «Животные заповедников», «Минералы», «Декоративные растения», «Цветы», альбом иллюстраций «Времена года», гербарий «Растения нашего участка».
Дети задают много вопросов, и, чтобы ответить на них, стараюсь провести эксперимент. Мы с детьми высаживаем лук, проращиваем фасоль, помещаем растения в разные условия: одни растения растут в обычных условиях (в земле, на свету), другие помещаем в темное место. Дети наблюдают и делают выводы, что нужно растениям, При каких условиях они растут лучше, учатся анализировать, соотносить результаты опытов.
В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит, скоро прекратится, ласточка прилетела - скоро гром загремит. Свои наблюдения, эмоции дети отражают в рисунках, сочинении сказок, рассказов. На участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьев, синиц. Мы объяснили детям, что эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, люди помогают им переносить суровое зимнее время. Основным средством формирования экологического сознания является непосредственное общение с живой природой, для этого используют имеющиеся в детском саду условия: групповые уголки природы, огород, цветники, где дети имеют возможность изучать, наблюдать, ухаживать за растениями.
Мною подобран цикл наблюдений за цветами на участке детского сада. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительный результат:
- сформированы начала экологической культуры у детей,
- дети учатся практическим действиям по охране природы,
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы,
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Я предлагаю провести несколько экспериментов.
Опыт 1. Круговорот воды в природе.
Оборудование: пакет на молнии, вода, вещи синего цвета.
Шаг 1. Подкрасить небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего красителя.
Шаг 2. На пакете нарисовать тучки, волны, а затем залить подкрашенную воду.
Шаг 3. Плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну.
Вывод: так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков.
Опыт 2.
Радуга из воды.
Оборудование: емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Мы сегодня с вами отправимся на прогулку в лес. Если вы будете соблюдать правила поведения в природе, то сможете многое увидеть и услышать, и правильно ответить на все вопросы.
А за правильный ответ вы будете получать солнышко.
1. Ребята, в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушать покой лесных жителей. Давайте послушаем звуки природы и отгадаем, что звучит.
(Игра «Отгадай звуки природы»)
2. Игра «Лесной театр».
Встретились как-то раз заяц, лиса и медведь на лесной полянке. И начали друг другу про жизнь свою звериную рассказывать. Послушайте рассказ и скажите что в нем правда, а что - ложь.
Лиса. Живется мне в лесу хорошо, каждый кустик - мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.
Заяц. А у меня домик маленький, уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю, улетаю.
Медведь. Весной-то мне нелегко. Я на зиму так похудел, аппетит у меня хороший сейчас. Вот сейчас пойду желуди собирать и первые грибочки на проталинах.
Лиса А я рыбку люблю. У себя в пруду ее развожу, выкармливаю да выращиваю.
Заяц. Вот вы про себя да про себя, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю своих деток.
3. А теперь отгадайте загадки, отгадки не говорите, а покажите.
Кривохвостик, длинноушка,
на пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал,
от лисички убежал. (Заяц).
Я хозяин леса строгий,
спать Люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь,
кто же я, скажи (Медведь).
Странный, быстрый,
Рога выетвисты,
Пасется весь день
Кто же это? (Олень).
Разбойник он серый,
Нет ему веры.
Все клыками щелк, Кто же это? (Волк).
Наша викторина подошла к концу. Я очень рада что, что вы цените природу, много о ней знаете.
Любите родную природу –
озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
навеки родная земля.
На ней Мы с тобою родились,
живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
мы к ней относиться добрей!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни » . В.А. Сухомлинский
Цель экологического воспитания - формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердным любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Экология - это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг другом. Задача экологического образования - формирование у человека, в том числе у дошкольников, понимания существующих связей между живыми организмами (например, животных и растений), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям, зависимость от экологических факторов), и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (леса, озера, болота).
.
Опыт 1 . Круговорот воды в природе. Оборудование: пакет на молнии, вода, вещи синего цвета. Шаг 1 . Подкрасить небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего красителя. Шаг 2. На пакете нарисовать тучки, волны, а затем залить подкрашенную воду. Шаг 3. Плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Вывод: так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков.
Опыт 2. Радуга из воды. Оборудование: емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу
П оложительный результат : - сформированы начала экологической культуры у детей, - дети учатся практическим действиям по охране природы, - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Все хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб Земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы музыкального руководителя по реализации комплексной программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой
Анализ работы музыкального руководителя за 2010-2011 год...
Программа воспитания и обучения в детском садупод ред. М.А. Васильевой и др.
Краткий курс по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой....
Использование фальклера в экологическом воспитании детей в корреционном детском саду
в конспекте указывается как можно и нужно использовать малые формы фольклера( сказки , потешки, стихи , заклички и тд.) в работе с детьми для исправления речи...
Циклограмма совместной деятельности в старшей группе (Программа воспитания и обучения в детском саду)
Циклограмма составлена в соответствии с требованиями ФГТ...
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Доклад для воспитателей "Экологическое воспитание и обучение в детском саду"
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду
программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...