Использование фальклера в экологическом воспитании детей в корреционном детском саду
план-конспект по окружающему миру по теме
в конспекте указывается как можно и нужно использовать малые формы фольклера( сказки , потешки, стихи , заклички и тд.) в работе с детьми для исправления речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ДЕТСКОМ САДУ
Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Система гуманитарнно- экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста предусматривает использование комплекса педагогических средств.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей.Одним из таких средств является прогулка. Чтобы прогулка проходила более интересно и эмоционально,
, проводя наблюдения за живыми объектами нужно больше использовать потешек, пословиц,поговорок .
Наблюдая за птицами напомнить детям народную поговорку : «Подкорми птиц зимою послужат тебе весною» Почитайте детям стихотворение
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их- несчесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло! В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие.
Проводя наблюдения за всходами растений на огороде, знакомим детей с сорной травой- сорняками. Объясняя детям почему нужно избавляться от сорняков.
Прочитать потешку: «Иван –Иван
Вырывай бурьян
Чтобы выросла репка
Сладкая да крепкая
Чтобы вырос бобок
Чтобы вырос огурец
Длинноусый молодец!
Заклички ,приговорки –дают возможность узнать о явлениях природы.Через них народ обращался к дождю
-Дождик лей –поливай –будет хлеба урожай.
-Дождик вымочит ,а красно солнышко высушит.
Беседуя о зиме , вспоминаем какая была суровая
-Уж ты Зимушка-зима,
Зима вьюжная была,
Все крутила, все мела
Примораживала!
.
Одним из средств экологического-гуманитарного образования
является приобщение детей к театральному искусству, формирование у них базиса личной культуры через творчество и красоту.
Игра была и остаётся предметом многочисленных научных исследований с точки зрения её связи с детским творчеством. Творческий потенциал игры огромен, особенно игры театрализованной.
Театральная деятельность способствует развитию и воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости и гуманных чувств, творческого воображения и инициативы, чувства партнёрства, развитию образности и выразительности речи детей. Театрально-игровая экологически ориентированная деятельность пробуждает в детях сочувствие к братьям меньшим, позволяет действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе.
Следует отметить, что в театрализованной деятельности воспитательный эффект достигается и самим процессом работы над спектаклем: атмосфера совместного творчества, эмоциональный подъём, нестандартные условия общения, ожидание .чуда - будущего спектакля. Всё это благоприятно влияет на развитие ребёнка. Театр помогает ребёнку открыть для себя окружающий мир с романтической, занимательной, сказочной стороны.
Работа над экологическим спектаклем начинается с подбора литературного материала.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней.
Очень важно, чтобы в основе произведения лежал конкретный естественнонаучный экологически значимый факт или событие, определено календарное время года.
Для детей интересно, как наблюдаемые в деятельности явления природы раскрываются как бы с новой для них стороны.
В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Эти сказки - первая для ребенка маленькая азбука лесной жизни, азбука самых первоначальных биологических знаний. Он умеет вызвать интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. В. Бианки привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов, проблемных ситуаций и загадок, учит его наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны. Сказки В. Берестова и Н. Павловой - прекрасный материал для создания сценария. Так, сказка В. Берестова «Честное гусеничное» ненавязчиво, в занимательной форме рассказывает детям об этапах развития бабочки, о том же, но в иной форме Н. Павлова говорит в сказке «Большое чудо». Закрепить знания детей о различных деревьях поможет её же сказка «Назови меня по имени», а черный котёнок из сказки «В сумерке леса» поможет разобраться в способах маскировки животных.
Сказки Т. Дудочкина поучительны, раскрывают повадки птиц и зверей, позволяют услышать «разговоры» деревьев и трав. Они высмеивают хвастовство, зазнайство и глупость, утверждают силу дружбы. Так Скворушка из сказки «Почему хорошо на свете» обращается с этим вопросом к Дождю и Птицам, Гнетам и Насекомым. И ребёнок получает знания о взаимосвязи всего живого на Земле, получает заряд доброты и понимания.
редтся материальная среда
Способность к эстетическому переживанию, связанному с красотой и величием Природы, отражение системы знаний о живом в художественно-творческой деятельности - составляют базис экологического воспитания ребёнка-дошкольника, источник его Культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.
Русская народная песня- это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка , потешка, загадка, пословица, считалка, частушка-это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный , выразительный ,образный язык побуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм- это ключ к познанию окружающей среды.Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией- тема новая, мало изученная , и несомненно, очень интересная
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу,ее голоса. Дети слушают , поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло и доброта,уважение и милосердие- это уже охрана природы.А это нужно и цветам, и деревьям, и всем людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование классической музыки в воспитании детей в условиях детского сада»
Значение классической музыки в образовательной деятельности педагога....
Доклад для воспитателей "Экологическое воспитание и обучение в детском саду"
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада
В перспективном планировании даются темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации этой работы...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...
Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей средней группы детского сада «Всё о животных».
Данная методическая разработка предназначена для средней группы и достигаются следующие цели: уточнение представления детей о знакомых животных, условиях их жизни, роли человека в жизни «братьев...
Проектная работа по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада
Экологическое воспитание в детском саду. Проектная деятельность....